Мы построили комьюнити руководителей медиа на 3200 человек всего за год, почти сразу окупили его и продолжаем расти. Большой кейс о «Клубе главредов»
За полгода без бюджета мы собрали 3000+ человек в открытом канале, запустили курс и платный клуб с вовлеченной аудиторией. Рассказываем, как это получилось, какие форматы сработали, и что бы мы сделали по-другому. Если думаете построить сильное сообщество у себя в отрасли — этот текст для вас.
Содержание:
- Зачем вообще мы это затеяли
- Как создавался курс и закрытый клуб для главредов
- Экосистема продуктов сейчас
• Открытый телеграм-канал — точка входа
• Закрытый клуб — основа сообщества
- Система управления сообществом
- Технические решения для клуба
- Какие активности мы планируем запустить в будущем
Зачем вообще мы это затеяли
Осенью 2023 года мы с Ирой обсуждали изменения на рынке, новые вызовы и потребности брендов. Центральная мысль — руководители контентных проектов забывают про главное. Они думают про тексты, темы, форматы, креатив — и обходят стороной вопросы целеполагания, бизнес-результатов медиа, отслеживания метрик, построения процессов.
Мы выяснили, что руководителям попросту негде учиться управлению редакцией. Есть много хороших курсов и школ для авторов и редакторов, отдельно для сммщиков, специалистов по трафику. А для руководителей контент-проектов — нет.
Так родилась идея сделать телеграм-канал «Клуб главредов», в котором мы начали делиться инструментами управления командой.
Как создавался курс и закрытый клуб для главредов
Мы захотели систематизировать наши знания об управлении и упаковать в рабочую программу. Решили быстро собрать мини-курс из трёх модулей:
- «Медиастратегия», Максим Ильяхов.
- «Процессы редакции», Ира Ильяхова.
- «Контент и бизнес-результаты», Семён Иноземцев.
Набросали простенький лендинг, сделали пару анонсов. В итоге привлекли 400 человек, из них 25 — в формате плотной трехмесячной работы с домашками. Не было воронок, прогревов и обещаний — мы сами толком не знали, что из этого выйдет.
После курса поняли, что нужен формат, который помогал бы главредам в моменте решать свои запросы, оказаться в правильном окружении, вместе с нами разбираться с трудностями.
Появился Закрытый клуб главредов. За 1900 рублей в месяц главреды попадали в сообщество, где мы каждую неделю проводили стримы, общались в чате, находили сотрудников и работу, встречались на мастермайндах. В общем, взаимоопылялись.
Склейка. Переносимся в наше сейчас.
Экосистема продуктов сейчас
Сейчас «Клуб главредов» — это четыре связанных между собой продукта:
- Открытый канал — точка входа, делимся опытом, приглашаем на эфиры.
- Закрытый клуб — глубина, личный рост, сообщество, доступ по подписке (2500 ₽).
- Курс «Настоящий главред» — системное обучение по управлению медиа.
- База знаний — все полезные материалы клуба, доступ по подписке (990 ₽).
К продуктам привязываются вспомогательные форматы: видеохостинги, календари, онлайн-доски, рассылки в чат-боте. Всё, что помогает организовать и структурировать жизнь клуба.
У каждого формата свои задачи, но все они служат одной миссии — создавать сильных руководителей медиапроектов, устойчивых к неопределенности, через системное обучение и комьюнити.
Открытый телеграм-канал — точка входа
На начало 2025 года в канале 3000 подписчиков.
Как растим аудиторию. Сейчас у нас три источника трафика:
- Органика (≈20 подписчиков в неделю). Некоторые посты хорошо шерят друзьям, в рабочие чаты и небольшие телеграм-каналы.
- Партнерские стримы (≈50–60 подписчиков в месяц). Раз в месяц мы приглашаем на эфиры экспертов по управлению, контенту или другим направлениям — и они размещают анонс у себя в канале. Прирост аудитории зависит от размера канала гостя.
- Посевы в Телеграм-каналах (≈30–40 подписчиков с одного поста). Мы размещаемся с рекламными постами два-три раза в месяц в каналах с небольшой аудиторией (до 10 000 подписчиков). В основном это главреды, менеджеры, редакторы.
Какой контент публикуем? Примерно два раза в неделю мы с Ирой публикуем посты, раз в месяц — проводим стримы с известными главредами, маркетологами или управленцами.
Недавно придумали новый формат встреч — митапы. На них мы собираемся и обсуждаем контент-маркетинг в разных темах, например, в IT или недвижимости.
Например, в марте мы провели встречу на тему «Контент-маркетинг в IT для B2B». В ней участвовали 50 человек. Это было полезно: главные редакторы узнали много нового друг от друга и взяли с собой полезные инструменты, фреймворки и стратегии.
Планируем проводить такие встречи каждый месяц.
У нас нет специального контент-плана и даже контентной стратегии. Несмотря на то, что каналу больше года, мы все еще не определились с главным — какой реальный профит могут получать его подписчики.
На курсе главреды получают систематизированные знания и реально перерабатывают свои проекты, в закрытом сообществе — обмениваются опытом и быстро решают рабочие задачи. А в открытом канале пока нет сильного формата, который бы давал не просто «полезные» посты, а реально помогал подписчикам в работе и жизни.
Закрытый клуб — основа сообщества
Это наш флагманский продукт, сердце всего сообщества. Работает как классическое отраслевое комьюнити.
Как привлекаем участников в закрытый клуб. Сейчас мы тестируем разные гипотезы продвижения, но основная идея — показывать «внутрянку», рассказывать, что в клубе есть — и не больше. Мы не навязываем Закрытый клуб как некий продукт. Люди сами принимают решение, отзывается ли у них в груди то, что есть в клубе, или нет.
Самая рабочая модель — интерактив. Мы сначала погружаем людей в решение кейса или задачи, или просто обозначаем пространство для размышлений. А потом подводим, что схожие форматы есть в Закрытом клубе, благодаря им можно решить свои рабочие вопросы. Даем ссылку на чат-бот, где можно подать заявку на вступление в закрытое сообщество.
После этого воронка работает так:
- Человек отправляет заявку, в которой рассказывает о себе
- Мы рассматриваем ее и принимаем решение.
- Участник оплачивает первый ежемесячный взнос (2500 рублей) и попадает в сообщество.
- Знакомится с другими главредами, выбирает подходящие форматы активностей.
Мы ввели систему проверки анкет. Чтобы попадали замотивированные ребята, активные, которые привносили бы что-то новое в сообщество.
Мотивация – наш приоритет. Например, между главредом, который заполнил анкету без желания и интереса (такое сразу видно), и редактором, в котором чувствуется желание попасть в нашу тусовку, стать ее частью, мы сделаем выбор в пользу редактора, а главреду напишем: «Извините, ваша анкета показала нам слишком короткой, неинформативной. Пожалуйста, перезаполните ее!».
Сейчас в клубе 160 человек. Это главреды, шеф-редакторы, head of content, SMM-лиды — в общем, контентные управленцы. Есть крупные руководители (Т-Банк, Яндекс, VK, Бизнес-секреты, Клерк) и лиды небольших проектов.
Горизонтальные связи были особым челленджом и одновременно проблемой, которую мы решали полгода. Нам было важно создавать автономное сообщество, а не фан-клуб Семёна и Иры — коллективная сила сотни главредов намного больше, чем мнение двух людей.
Вот что помогло нам сделать сообщество по-настоящему горизонтальным:
- Участники проводят стримы. Сами или с другими спикерами как интервьюеры. Например, у нас выступали три специалиста по CRM-маркетингу и директор по контенту Т-Банка с коллегой.
- Мы поощряем активных людей. Даем им возможность вести свои рубрики, подсвечиваем их телеграм-каналы и проекты.
- Участники знакомятся в чате «Нетворкинг». Все рассказывают о себе и своих профессиональных достижениях, где работают и что умеют, подсвечивают свою экспертизу.
- Мы поддерживаем формат «Решаем вопросы вместе». Человек приносит свой запрос в чат, мы его подсвечиваем, и знатоки подключаются к обсуждению и решению задачи.
Внутри клуба — больше десяти форматов активностей. Подробнее расскажу о нескольких из них.
Закрытый телеграм-канал. Закрытый канал выполняет сервисные функции: там выходят анонсы мероприятий, конспекты и записи встреч, наиболее интересные запросы и ответы участников, напоминания.
Сразу после запуска клуба мы с Ирой публиковали авторские посты, но быстро отказались от этой затеи. Мы решили строить сообщество с горизонтальными связями и сильными внутренними лидерами, а не блог.
Ветки чатов. Первые несколько месяцев обсуждения проходили в чате, который прикручен к каналу. Когда число участников перевалило за сотню, сообщений стало слишком много. Мы сделали несколько веток по самым популярным темам обсуждений.
В каждой ветке — десятки сообщений в день, иногда больше. Я как-то вернулся после трёхдневного отпуска и увидел 600 непрочитанных сообщений :—)
Еженедельные стримы. Мы проводим минимум четыре стрима в месяц — по одному на каждую неделю. Сначала приглашали главредов больших медиа (Клерк, Т—Ж, Нескучные финансы, Движение.ру и т.п.), сейчас спикеры разнообразнее. Это стратеги, аналитики, продакты, психологи, педагоги.
Например, в феврале проводили стрим с Сергеем Хабаровым, который помогает компаниям выстраивать большие базы данных с помощью AI. Участники забрали много полезных инструментов по систематизации информации на проектах.
Мастермайнды. Группа из 5-8 главных редакторов собираются в Zoom. Они по очереди рассказывают о своих проблемах, а остальные делятся своим опытом и накидывают идеи, как решить вопрос.
Сначала мастермайнды имели сугубо профессиональный наклон – трафик, найм, форматы контента. Сейчас мы можем поговорить и о защите бюджетов, показателях проекта, профилакте выгорания в команде и поиске новой работы.
Все мастермайнды записываем, ведём специальную доску с запросами и идеями. Получается большая база с проблемами и их решениями, открытая для участников клуба.
Курс Настоящий главред — системное обучение
Курс решает задачу систематического получения знаний и отработки навыков. С каждым потоком курс становится шире и объемнее. Мы добавляем новые модули и перерабатываем старые.
Сейчас доступно два тарифа:
- Просто курс. Доступны все модули вместе с дополнительными материалами, фреймворками, памятками и шаблонами. Вариант для тех, кто хочет получить общие представления о работе главреда, узнать как решать задачи по процессам, выстраивать стратегию и аналитику.
- Курс с обратной связью (домашками). Собираем 25-30 человек и плотно работаем в течение трех месяцев. Один месяц участники пишут и защищают медиастратегию, еще один — выстраивают процессы в редакции, и в заключительный месяц связывают свою работу с задачами бизнеса и считают метрики.
Курс с домашками пользуется особой популярностью — как правило, желающиих в 1,5-2 раза больше, чем наша пропускная способность.
База знаний — дополнительный продукт
Изначально база — продукт внутри закрытого клуба. Она по-прежнему доступна для участников, но теперь её можно приобрести отдельно.
Если клуб — это про сообщество, проактивность и мероприятия, то база знаний — это такая хардовая штука, если нет времени и желания участвовать в сообществе, но хочется держать руку на пульсе и всегда иметь под рукой свежий контент по своей отрасли.
Система управления сообществом
Изначально мы с Ирой принимали все решения: что публиковать, что делать, какие мероприятия устраивать и так далее. Но сейчас наша команда расширилась – появился Данила, который прояваил инициативу и перенял на себя целые куски задач. Он написал стратегию, разработал дерево метрик, начал отвечать за финансы (заполнение P&L всех продуктов и Cash Flow проекта), договариваться о рекламе, списываться со спикерами и согласовывать с ними проведение мероприятия.
Теперь мы с Ирой принимаем верхнеуровневые решения: предлагаем идеи для тестирования, думаем над развитием проекта глубже и шире.
По инициативе Данилы мы с Ирой разделили функциональные обязанности. Ира теперь отвечает за разработку и поддержание продуктов, и вовлечение аудитории. Я полностью отвечаю за продвижение и внешние коммуникации (согласовываю рекламные креативы, каналы, в которых они будут публиковаться).
Мы собираемся раз в неделю отдельно: Данила с Ирой — планируют работу по продуктам, Данила со мной — внешним коммуникациям. В конце месяца мы презентуем нашу работу и то, чего добились за месяц на общем синке, и корректируем план/факт.
Мы с Ирой вовлечены в саму жизнь сообщества. Ира очень часто что-то приносит в чаты Закрытого клуба, поднимает темы для обсуждения, инициирует проведение Исследований и Мастерских. Я провожу митапы и мастермайнды.
Данила также занимается комьюнити-менеджментом. Он отвечает за всю экосистему и развивал ее как продукт.
За что отвечает комьюнити-менеджер:
- общение и поддержка участников клуба
- тестирование новых форматов активности
- тестирование гипотез по привлечению новых подписчиков
- анализ продуктовых метрик (вовлеченность и когортные Retention Rate)
- анализ показателей выручки и LTV.
Первая задача коммьюнити-менеджера — онбординг. Даниле нужно создать и поддержать среду, в которой участники чувствовали бы себя комфортно и могли закрывать потребности, с которыми они приходят в сообщество.
Вести сразу три продукта не просто: постоянно следишь, развиваешь, тестируешь гипотезы улучшения и продвижения. Но эта сложность зажигает и драйвит. И меня вдохновляет общение с умными, добрыми, эмпатичными людьми, которые всегда готовы помочь и поддержать.
Вторая задача — слышать участников и их запросы. Например, каким они хотят видеть сообщество, что им в нем сейчас не до конца нравится, что их вообще не устраивает — и через эти мини-исследования вырабатывать гипотезы, которые Данила тестирует и смотрит, как меняется отношение участников к сообществу.
Круто, что благодаря обратной связи (которую мы даже не просим оставлять — участники сами просто приходят и говорят, как им было бы лучше), мы можем улучшать наше сообщество и в целом экосистему продуктов.
В сообществе есть редактор, который отвечает за контентную часть. У нас этим занимается Даша.
Что делает Даша:
- пишет анонсы, конспекты встреч, дайджесты
- создаёт чек-листы, гайды, шаблоны и ресайзы на основе бесед в клубе
- наполняет и поддерживает Базу знаний: собирает материалы и сортирует их по разделам
Она также участвует в генерации гипотез по улучшению контентных коммуникаций всего проекта.
Технические решения для клуба
Вместо тысячи лендингов — чат-бот. В начале мы действительно создавали отдельные страницы под каждый продукт. Лишь потом осознали, как неудобно для пользователей, что вся информация хранится в разных местах.
Теперь у нас есть чат-бот, где мы общаемся с людьми, даём им полезные материалы и записываем на мероприятия. Можете посмотреть, как он устроен: @GlavredBossClub_bot
Настройка оплат. Мы не подозревали, что столкнемся с огромными проблемами по настройке интеграций, но мы столкнулись. Возникли проблемы с настройкой реккурентных платежей, появились жесткие лаги. Кое-как починили. Но после обновления системы платежей нужно было переоформлять старых подписчиков вручную — и там всё работало криво-косо.
Гигантский совет: наймите разработчика. Это быстрее и дешевле, чем разбираться в кодинге самому. Мы маялись три месяца, разработчик починил всё за три дня: сделал так, что все транзакции отображается как в CloudPayments, так и во внутренних аналитических дашбордах SaleBot.
Какие активности мы планируем запустить
Исследования. Мы собираемся для изучения тем, который интересны главным редакторам и всем, кто работает с контентом. Это не просто разговоры, а настоящая работа в команде с планом исследования. Мы будем использовать разные способы, например, опросы и глубинные интервью. Некоторые исследования будут лёгкими, некоторые — сложными, но в каждом можно поучаствовать и как исследователь, и как респондент.
Галерея с участниками Закрытого клуба главредов. Цель — привязать активность людей в сообществе и помочь решать им через нее свои задачи. Например, находить работу, людей в свой проект, консультантов по узким вопросам и т.п. Там будет рейтинг, баллы и вот это все. Но задача сложная, пока не знаем когда.
Офлайн-мероприятия. Планируем периодически проводит встречи в офлайне — круглые столы, интенсивы, хакатоны и классические конференции. Первое такое мероприятие пройдет в начале июля, в партнерстве с НИУ ВШЭ.
Подписывайтесь на телеграм-канал, чтобы следить за сообществом: