Стратегия: просто, как LEGO
Консультанты создали мнение, что без них стратегию не разработать, а фисилитаторы - что работа над стратегией должна быть обязательно шоу
Наш бизнес - это разработка продуктов, промышленный дизайн, помощь в постановке продуктов на производство.
Мы регулярно посещаем клиентов, партнёров и просто крутые компании в Европе, Северной Америке, Юго-Восточной Азии, это помогает нам увидеть, как устроены бизнесы по всему миру.
А раз-два в год некоторые наши клиенты просят поучаствовать в разработке их стратегий, где мы увидели, что многие приёмы из продуктовой разработки и дизайна, плюс широкий кругозор и насмотренность очень полезны и в стратегиях.
Дисклеймер: лично знаю нескольких действительно сильных консультантов в области стратегий, которых готов рекомендовать, не сомневаясь в их компетенциях, к ним обращалась наша компания Humathèq.
Почему у многих до стратегии не доходят руки
Существует заблуждение, что стратегию без консультантов, фасилитаторов, и других внешних гуру не разработать.
Фасилитатор - это тамада, аниматор.
Ещё одно заблуждение – единственный метод разработки стратегии, это стратегическая сессия, т.е. групповое мероприятие в несколько дней с участием владельцев компании и менеджмента.
Следование этим заблуждениям создаёт сложности, которые становятся барьерами работы над стратегией:
1. Стратегия – это сложно: нужно всех собрать, отвлечь от работы, потратить усилия на устранение внутренних противоречий, которые фундаментальны и по своей природе неустранимы.
2. Стратегия – это про переступать через себя: собственники всегда являются меньшинством в стратегическом процессе, который в описанных подходах ориентирован на обслуживание интересов большинства, т.е. в итоге собственники обслуживают интересы менеджмента, а не наоборот.
3. Стратегия – это рискованно: персональные интересы менеджеров могут увести стратегию за пределы интересов тех, кому на самом деле принадлежит бизнес, некомпетентность внешних гуру ставит на первое место превращение разработки в шоу.
Мало того, что существует стратегический конфликт среди совладельцев, более фундаментальной проблемой является неустранимые противоречия между владельцами и наёмным менеджментом.
Собственники живут длинными дистанциями и несут все 100% предпринимательских рисков, наёмные менеджеры знают, что уже через несколько лет будут работать в другой компании и не несут никаких предпринимательских рисков.
4. Стратегия – это дорого: во-первых, придётся оплатить время занятого в стратегических сессиях персонала, во-вторых, придётся оплатить услуги внешних консультантов, фасилитаторов, что в среднем сопоставимо со стоимостью коммерческого фургона, а зачастую больше (на рынке много дешевых, но это как лечиться у бесплатного стоматолога).
5. Стратегия – это не всегда про стандартные фреймворки, а именно туда тянут консультанты и подталкивают фасилитаторы, подсознательно делая всех своих клиентов похожими.
6. Внешняя среда меняется каждый день, следовательно постоянная корректировка стратегии превратится в ресурсопожирающий процесс, а консультанты и фасилитаторы пропишутся в компании навсегда.
Что сам думаю по этому поводу
Стратегия – это про то, как бизнес будет лучшим продолжением своих владельцев, а не наоборот.
В разработке стратегии участвуют только те, кто фактически несёт предпринимательские риски.
Стратегия не должна превратить собственников в обслуживающий персонал системы.
Стандартные фреймворки разработки стратегий ведут к посредственным результатам.
В стратегии самое сложное – давать конкретные ответы на абстрактные вопросы.
В большинстве ситуаций сессия – не лучший подход разработки стратегии.
Если всё таки выбрали сессию, лучший фасилитатор – это собственник.
Прежде чем обращаться к консультантам – несколько раз сделайте стратегию сами.
Если кому эта тема интересна, приглашаю на встречу в нашу кофейню Humathèq, где иногда лично варю лучший в мире эспрессо.
У нас в компании есть своя кофейня, где на винтажной (модель 1974 года) леверной кофемашине Le Pavoni мы варим эспрессо для себя и друзей.