"Было гладко только на бумаге" или с чем столкнулся проект после запуска

"Было гладко только на бумаге" или с чем столкнулся проект после запуска

Привет! Это наша вторая статья о том, как запускаем продукт в специфичном рынке браузерных расширений. Статья будет полезна тем, кому интересно, что за зверь такой — расширение для браузера, и о том как устроен магазин расширений.

Сначала пару слов о том, что изменилось в проекте с момента первой статьи, но большая часть статьи посвящена тому, с чем столкнулись в магазине расширений для браузера Chrome.

О проекте

LibaLearn — тренажер для запоминания английских слов. Случайным образом сгенерировали методику (позже узнали, что были не первые), которая помогает без занятий запоминать слова в течение дня. Проект решает проблему удержания слов в памяти в долгосрочной перспективе. Это история не о 2-3 месяцах использования, а о постоянном использовании. Слова чрезвычайно быстро испаряются из памяти, а за каждое слово заплачено рублем, временем, упорством.

Пользователи:
Сейчас 145 пользователей, на момент написания статьи (в прошлой статье было 38). С нашей стороны не предпринималось серьезных активностей по популяризации решения, рост происходит органически, трафик идёт как на лендинг, так и на страницу расширения в веб-сторе. Получаем положительные отзывы как в сторе, так и при личном общении с первыми пользователями.

Беклог:
70% задач получили с первого десятка пользователей, дальше предлагались идеи по улучшению и повторяющиеся запросы. Сформировалось четкое понимание функциональности, которую необходимо реализовать, чтобы оправдать ожидания пользователей.

"Упаковка":
Переделали сайт и страничку в сторе, стало проще понять, о чем продукт. Анализируем блоки по картам кликов и скроллинга в Яндекс Метрике, "горячие" блоки оставляем, холодные перебираем.

Про деньги и что дальше?
Впереди подтверждение спроса рублем. Мы не спроста затаились, в это время решали 2 вопроса:
1) Как сохранить данные об источнике трафика. Потому как без сопоставления рекламы с результатами — все впустую. Так как это расширение, события установки происходят через стор, на нем рвутся все треки. В системе аналитики мы видели один единственный источник установок "none". Решили эту проблему, нехило потанцевав с бубном, но решили. Как всегда, на микробюджетах проверили — работает, слепоты больше нет.
2) Вкручивали в проект логику платежей, продумывали, как и что будет происходить. Вносили правки в проект, что бы новая логика заработала. 17 февраля началась доставка обновлений версии, в которой все это есть, подключили демо на 14 дней для существующих пользователей. Если проект чего-то стоит, то в марте мы об этом узнаем через оплаты.
Тут еще хочется сказать, что помимо триала 14 дней, оставили возможность использовать бесплатно 4 базовых словаря с частями речи.
Модель с донатами себя не оправдала, но огромное спасибо тем, кто задонатили — хватило на бизнес-ланч разработчику.

Герой нашей статьй — Google web store

А теперь наша главная печаль и радость — Google Web Store. Магазин расширений от Гугла не идёт ни в какое сравнение с Google Play. Эмм, сказать, что мы были шокированы (вы знаете какое слово здесь на самом деле) — ничего не сказать, слишком много вопросов к работе веб стора и поддержке этого направления от Гугла.

По различным косвенным признакам нам кажется, что Гугл совсем скоро внесет какие-то значительные изменения во всю эту историю с расширениями. Об этом говорит как минимум обновление манифеста до третьей версии и мануалов в декабре 2020, это не делают для продуктов идущих на забой. Надо отметить, что после выхода обновлений половина страниц мануала просто поломалась, кто похитрее, конечно, найдет ответы, но в целом это тихий ужас. Гугл стал жестче относится к безопасности пользователей.

В веб сторе появилась новая вкладка "Меры по обеспечению конфиденциальности" Тренажер по английскому - LibaLearn.com
В веб сторе появилась новая вкладка "Меры по обеспечению конфиденциальности" Тренажер по английскому - LibaLearn.com

1.Аналитика
Говоря про аналитику, мы затронем внутреннюю аналитику стора — на нее опираться такое себе решение, потому как цифры не бьются с теми же показателями из Google Analytics. Google Analytics работает только через Tag Manager и тоже достаточно криво. В сторе есть возможность скачивать отчеты, давайте скачаем отчет по установкам за все время:

Отчет по установкам за все время libalearn
Отчет по установкам за все время libalearn

Теперь скачаем отчет по удалениям за все время:

Отчет по удалениям за все время libalearn
Отчет по удалениям за все время libalearn

Берем количество установок за все время 275 - минус количество удалений за все время 136 = 139 пользователей. Но стор говорит нам, что у нас 145 пользователей. Камон).
Если сопоставить выгрузку данных, то выглядит она так:

Итого пользователей на дату в строке с учетом установок и удалений за прошлые дни. libalearn
Итого пользователей на дату в строке с учетом установок и удалений за прошлые дни. libalearn

Пользователи, которым не заходит решение, отваливаются как правило в течение часа. Такая вот особенность у проекта.

В итоге решили, что собранные данные в Firebase — это спасение от общего хаоса в цифрах. Порядок в данных позволяет нам понять какими фичами пользуются, какими нет — от этих данных зависят приоритеты задач в беклоге, а значит будущее продукта. Ложные выводы дают потраченные средства, упущенное время и слезы в глазах мамы, потому что сын её подруги уже директор завода, а ты нет. А еще статистика стора отстает на 2 дня в лучшем случае, может вообще полторы недели не меняться.

2.Модерация
Модерация носит абсолютно непредсказуемый характер. Бывало, что новая версия пролетала за пару часов, а бывало, неделю. Отправил сборку в понедельник как путевый, а прошел модерацию в пятницу вечером. Из нашего опыта ориентируемся, что средний период модерации 5 дней.

Предсказуемость прохождения модерации позволяет выстроить нормальный план работ: когда разрабатываем, когда тестим, когда релизим, когда хотфикс выпускаем (ой не надо, что у тебя такого нет). Рандомная модерация рушит планы и не даёт возможности быстро выпустить новую сборку с исправлением критических багов. В прошлом релизе мы накосячили, все работало но меню настроек не показывалось. Заплатка прилетела только через 7 дней. После этого случая прописали тест - кейсы и постараемся не повторять ошибок. Нас двое, а задач на команду из 5 человек, стараемся со всей силы.

3.Доставка обновлений
Долго искали официальную информацию, когда же пользователи получают обновления расширений, нашли — "каждые 5 часов Chrome проверяет обновления". Это константа в коде движка Хромиум. Но по факту есть куча зависимостей и обновления могут прилететь через 1-2 недели.

Запустили мы опросы и планировали за неделю собрать фидбек, но оказалось, что обновление будет неделю только раскатываться по пользователям. Вывод такой - лучше некоторые важные моменты держать на серверах, чтобы удаленно можно было изменить ссылки, информацию для А/Б тестов и тп. Все это привело к тому, что мы постоянно ругаемся что будем складывать Firebase, а что нет. Просто если вдруг к нам кто залезет под капот, данные должны быть такими, что их не применить, не продать, не навредить пользователям, не идентифицировать.

4.Продвижение
Столкнулись с тем, что аудитория в общем-то не понимает, что такое расширение. В упаковке мы стали заменять слово "Расширение" на "Дополнение". Стараемся организовать логическую связь у пользователей с блокировщиками реклам и VPN сервисам, так как с ними более - менее все знакомы, то в статьях упомянем, то на сайте)

5.CustDev
У нас есть правило — не придумывай сам, спроси у пользователя. Взаимодействие с пользователями шло очень тесное, хоть и не со всеми. В один момент, когда мы перешли за 100 пользователей, поняли, что пора решать вопрос коммуникаций. Начали проводить опросы, добавив кнопку в самое заметное место интерфейса, работает классно.

Ребята, не пренебрегайте процессом общения, пользователи лучше знают, что им нужно и за что они готовы платить.

Коротко подытожим

Инфраструктуру Гугл стора преодолели, осталось подтвердить пользу продукта оплатами. Оплаты — это прежде всего ответ на вопрос "Решаешь ли ты проблему пользователя?". За это время мы прощупали рекламные каналы на микробюджетах, нашли креативы и месседжи которые отлично конвертят в переходы и установки. Но, разумеется, картинка на серьезных бюджетах и на игрушечных в одном и том же канале с одной и той же рекламой — разные истории. Потому о Юнит-Экономике речи пока не идет, мало данных. В следующей статье обязательно напишем, как все прошло, расскажем, как кастдевили пользователей, чтобы узнать, где, когда и как наступает a-ha момент и LibaLearn остается в браузере пользователя на долго.

В заключении несколько тезисов, которыми бы мы хотели поделиться.

Это банальные смыслы, просто оставим это здесь, уверены найдется читатель, которому они принесут пользу.

1. Пытаясь сделать продукт, удовлетворяющий всех, теряешь фокус с задач, которые можешь сделать для пользователей довольных тем что уже есть. Кто-то отвалится, кто-то останется и будет лояльным — радуем именно их.

Был большой удар по самооценке, когда писали фидбек, что продукт полный отстой, но были и те, кому очень понравилось, они согрели сердечко и их больше. Это именно та аудитория, которая поможет шаг за шагом накидывать плюшки на проект и в конечном итоге вырастит его до состояния способного удовлетворить запросы многих. В общем фокус на достижимом и твердом.

2. Делать то, что реально приближает к монетизации, а не клевые хотелки, которые нравятся тебе и не приближают к деньгам. Если фокусируешься на монетизации, то делаешь то, за что в конечном счете пользователь готов платить. Логично, если пользователь платит, значит это его действительно радует, а значит ты делаешь полезное. Мы еще не знаем полезны или нет, ждем)

Наш беклог ломится от гениальных идей, но 90% из них про "было бы очень удобно", а только 10% "жизненно необходимо".

P.S.:

В прошлой статье мы писали, что проект останется бесплатным как минимум до 500+ установок. Приносим свои извинения за нашу самоуверенность. К сожалению, так не получится(. Задачи, которые у нас подтверждены пользователями и аккуратно сложены в беклог, требуют много ресурсов.

44
Начать дискуссию