Как стартап Nomia создал компьютер для управления рестораном

В 2019 году мы начали разрабатывать ПО для общепита. В процессе поняли, что кроме софта ресторану или магазину нужна единая станция управления — моноблок. Планировали, что соберём такой компьютер за полгода, но потратили в три раза больше времени: объехали половину Китая и сделали 17 вариантов дизайна, чтобы найти идеальную концепцию.

CEO Nomia Иван Попов, главный инженер Антон Васильев и моноблок, визуализированный с использованием AR на нашем сайте Nomia
CEO Nomia Иван Попов, главный инженер Антон Васильев и моноблок, визуализированный с использованием AR на нашем сайте Nomia

С чего все началось

Мы — компания Nomia, разрабатываем программное обеспечение для кафе, ресторанов и магазинов. С помощью нашего софта можно автоматизировать бизнес-процессы: сформировать заказ, посмотреть аналитику продаж, проконтролировать инвентаризацию и закупки.

В 2017 году CEO компании Иван Попов запустил стартап Food Map, который объединял кэшбек в 300 ресторанах Москвы. Системой лояльности в среднем пользовались 5 000 человек в день. Иван захотел интегрировать проект в программное обеспечение кафе и ресторанов, но это оказалось слишком дорого. Вместе с Антоном Желонкиным они решили запустить стартап Nomia и создать своё ПО.

В июне 2019 года мы начали создавать систему автоматизации общепита. После анализа конкурентов обнаружили у существующего ПО много проблем: устаревший интерфейс, высокую стоимость, сложную структуру и возможность использовать ПО только с определенными моноблоками.

Моноблок — это профессиональный компьютер для бизнеса, состоящий из корпуса, платы, экрана и зарядки. С его помощью заведения и магазины оформляют заказы через тачскрин или сканер штрихкода. Комплектации бывают двух видов: с одним экраном или двумя. Первые чаще всего встречаются в кафе и магазинах, вторые — в фастфуде, когда товары в чеке одновременно видит кассир и покупатель.

Наше программное обеспечение должно было работать на любом оборудовании. Поэтому через пять месяцев мы начали тестировать нашу программу на семи отечественных и иностранных моноблоках, которые были доступны на рынке. Мы выяснили, что все компьютеры не подходят нам по объективным и субъективным причинам.

Объективно. Железо, как и существующие программное обеспечение, было далеко от совершенства и застряло где-то между 2008 и 2015 годами. Производители использовали маломощные процессоры, и на одном из них мы увидели дату выпуска 2012 года. Максимальное разрешение экрана 1024x768, которое было у всех моноблоков, тоже устарело и даже в бюджетных телефонах было больше.

Субъективно. Когда мы впервые запустили свой софт на моноблоках, то увидели огромный контраст между нашей чёткой картинкой и старым железом, на котором она коряво отображалась. Нам казалось, что мы ставим софт от Теслы на Т34.

После всех тестов мы решили, что будем развивать свой сервис, ориентируясь на концепцию One Stop Shop. Она подразумевает, что ИТ-компания предлагает комплексное обслуживание своему клиенту. То есть, если владелец ресторана придёт к нам, мы предложим ему всё необходимое для системы управления бизнесом: железо, софт и периферию. Для этого нам нужно было создать свой моноблок.

Мы поняли, что любому бизнесу, который уже вырос из Excel и Google Docs, нужна рабочая станция для управления, а значит большой и прочный экран. С его помощью можно будет не только оформлять заказы, но и управлять бизнесом. Клавиатура для выполнения этой задачи не нужна.

Иван Попов, CEO Nomia

Концепция и дизайн

В июне 2019 года мы начали искать специалистов, которые помогут нам придумать современный дизайн и концепцию устройства. В России нет компаний, которые делают компьютеры. Поэтому мы обратились в два агентства, которые занимались продуктовым дизайном.

Этот план не сработал по двум причинам: подрядчики хотели за дизайн не менее 17 млн рублей и при этом показывали скудное портфолио. У одной компании в активе мы увидели производство ретро-тележек для мороженого, у второй даже не запомнили реализованные проекты. Мы быстро поняли, что такие подрядчики вряд ли смогут сделать современный компьютер.

Мы сменили стратегию поиска и начали искать не агентство, а перспективного дизайнера. Для этого изучали сайты фестивалей и обзоры крутых продуктовых кейсов. В конце июля вышли на российского дизайнера, который делал проекты для иностранных компаний, например, для Philips. Он согласился работать за 300 000 рублей.

С новым дизайнером мы 3 месяца проводили исследования и обсуждали будущий моноблок. В итоге выяснили несколько полезных вещей, которые учли в проекте:

  • Поверхности, на которые ставят моноблок, в 90% случаев 120 см в высоту, а средний рост человека 155-180 см. Соответственно, нам нужно учитывать соотношение этих параметров при проектировании высоты моноблока и подсчёте угла наклона экрана.
  • Широкоформатные экраны 16:9 производят в большом объёме, поэтому они дешевле по сравнению с экранами 4:3.
  • Экраны должны быть матовыми, потому что в помещении бывает много источников света, от которых бликует экран.
  • У сотрудника часто нет возможности и времени регулировать оборудование под свой рост, особенно, если в паре работают два человека с большой разницей в росте. Поэтому кроме большой регулировки угла наклона, у экрана должны быть большие углы обзора.
  • Центр тяжести моноблока должен быть смещен в самый низ, чтобы исключить опрокидывание. Масса зависит от высоты готового изделия.
Мы хотели, чтобы экран регулировался под рост пользователя и по внешнему источнику света Nomia
Мы хотели, чтобы экран регулировался под рост пользователя и по внешнему источнику света Nomia

Во время исследования мы определили три константы, которые должен был учесть дизайнер: рост человека, высота стола и угол наклона. Ещё мы сформировали минимальные технические требования и прописали их в техническом задании: минимализм, устойчивую платформу, возможность выпустить экраны с диагональю 13 и 15 дюймов, возможность моноблока работать как с одним, так и с двумя экранами.

В остальном дизайнера не ограничивали и ждали от него минимум четыре концепции: три стандартных моноблока и один мини-вариант. Результат пришел через три месяца, и мы поняли, что совершили ошибку. Когда обсуждали работу с дизайнером, то предполагали, что получим от него готовый макет. То есть, мы просто возьмём и отдадим файл на завод для изготовления пресс-формы — стальной коробки, в которой лазером вырезают форму изделия, заливают туда пластик и печатают корпуса. Но дизайнер сделал внутренний план по наитию, объяснив нам, что так надо и инженеры сами разберутся.

Мы приняли работу, потому что макеты нам понравились, но, как оказалось, нам предстояло пройти ещё два этапа. Чтобы делать пресс-форму, нужно было, во-первых, создать внутренний дизайн, то есть, прорисовать рёбра жёсткости, крепления, детали и прочее. Во-вторых, сделать Design for manufacturing или DFM, то есть проверить конструкцию для оптимизации её размеров, материалов и функциональности, чтобы удостовериться, что наш дизайн будет работоспособным.

Из трёх моноблоков мы выбрали третий вариант, потому что он лучше всего подходил для производства Nomia
Из трёх моноблоков мы выбрали третий вариант, потому что он лучше всего подходил для производства Nomia

Знакомство с китайскими производителями

В августе 2019 года ещё до согласования макета с дизайнером мы решили изучить рынок комплектующих товаров для моноблока. Начали с производителей экранов, потому что считали экран максимально понятной деталью стандартных размеров. Ещё нам казалось, что это самая важная и, возможно, самая сложная часть будущего устройства. Забегая вперёд, скажем, что сложнее всего плата — на неё у нас ушло много времени.

Мы нашли через Интернет две компании в китайском Шэньчжэне, которые занимаются производством сенсорных экранов. Мы понимали, как делать моноблок почти на интуитивном уровне, поэтому не строили на поездку больших планов. Чувствовали, что день на производстве ответит только на часть вопросов и, скорее всего, породит ещё больше. Но в любом случае нам нужно было с чего-то начать.

Главный инженер Антон в производственном цехе китайского завода, который выпускает пресс-формы и корпуса Nomia
Главный инженер Антон в производственном цехе китайского завода, который выпускает пресс-формы и корпуса Nomia

Мы не хотели тратить время на китайскую визу, поэтому могли находиться в стране только 24 часа: прилетели в Гуанчжоу и оттуда сразу поехали на встречи в Шэньчжэнь. С каждого завода мы собрали по одному образцу и привезли в Москву четыре экрана и два тачскрина. Начали их тестировать: выводили интерфейс, оценивали яркость и качество картинки, прочность конструкции.

Несмотря на то, что на эту поездку мы потратили около $2 000, она дала несколько важных вещей.

  • Мы поняли, как выходить на связь с местными предпринимателями и как с ними общаться. У китайцев, как и у других народов, свои особенности, которые нужно учитывать.

  • Мы получили контакты, которые потом помогли наладить связи с другими производителями.

  • Мы стали разбираться в схеме, как территориально распределено производство. Весь Китай условно можно разделить на районы и секторы экономики: в одном производят мебель, в другом — свет или машины. На Юге провинции Гуандун, например, делают электронные и электрические компоненты. Крупные районы делятся на микрорайоны, где производят платы, провода или пресс-формы.
Так географически расположились наши поставщики Nomia
Так географически расположились наши поставщики Nomia

Вторая поездка и семь китайских производителей

Весь ноябрь 2019 года мы готовили список деталей, из которых получится моноблок: экраны, платы, кабели, спикер, шарниры, зарядная станция, NFC модуль, пресс-форма, пластиковые корпуса и металлический каркас. В конце ноября мы сделали визу и вылетели в Китай уже на полторы недели. В этот раз мы хотели найти всех производителей.

В Китае мы посещали около пяти заводов в день и с каждого забирали по образцу. К концу поездки мы собрали около 25 деталей, часть из которых были откровенным хламом, а часть нас устраивала. Но самое главное, мы нашли мистера Ши, который был готов сделать DFM, пресс-форму и корпуса.

После приезда в Москву мы потратили три недели на тестирование всех образцов: собирали картонные версии моноблока и клеили на него экраны. Мы взяли готовый компьютер Raspberry Pi4, добавив к нему плату расширения своего производства. В неё мы вставили часы, светодиодную подсветку и разводку питания, чтобы к моноблоку можно было одновременно подключать денежный ящик, принтер и другую контрольно-кассовую технику.

Правда, в итоге оставили эту идею, потому что Raspberry Pi4 может стабильно работать только на операционной системе Linux, которая не интегрируется с популярным софтом для управления рестораном, например, с R-Keeper. Мы отказались от своей разработки, но успешно протестировали работу моноблока. Сейчас предлагаем клиентам на выбор плату Android или Windows.

Так выглядел Raspberry Pi4 с нашей платой расширения Nomia
Так выглядел Raspberry Pi4 с нашей платой расширения Nomia

Для финального продукта мы выбрали семь разных производителей. С каждым переработали их стандартный дизайн и кастомизировали детали под наш моноблок. Затем производители отправили детали мистеру Ши, который сделал рабочую конструкцию и спроектировал первый образец под нашим руководством. На всю поездку мы потратили $7 700, из них на образцы ушло около тысячи долларов.

Прототипирование

В конце апреля 2020 года в Москву приехал первый образец моноблока в разобранном состоянии. Мы собрали его и сразу же сломали: главный инженер Антон начал проверять шарниры и поворачивать экран, основание треснуло. Мы собрали с командой остальные замечания и начали два с половиной месяца созваниваться с мистером Ши, который вносил правки и обновлял дизайн каждую неделю на протяжении двух с половиной месяцев. В итоге мы прошли 17 итераций дизайна.

Слева на скриншоте из программы Fusion 360 видны итерации дизайна и даты Nomia
Слева на скриншоте из программы Fusion 360 видны итерации дизайна и даты Nomia

В середине июля 2020 года к нам пришёл второй образец — он выглядел по другому и был значительно крепче. Мы показали его на выставке «ПИР Expo 2020», чтобы собрать обратную связь и посмотреть на реакцию конкурентов. Результат превзошел все ожидания — конкуренты постоянно фотографировали моноблок и отправляли своим инженерам.

Обычно гости выставки удивлялись, когда видели, что два экрана — для кассира и для клиентов заведения — могут поворачиваться. На втором месте была магнитная крышка, которая даёт быстрый доступ ко всем проводам. На третьем месте по популярности удивления стал сменный шильдик с логотипом, который расположен внизу моноблока. У нас он снимается, и менеджер ресторана или магазина может органично установить его в горизонтальной и вертикальной ориентациях экрана.

Так выглядел наш стенд на «ПИР Expo 2020» Nomia

Инсайты

Во-первых, это языковой барьер. Большинство китайцев не разговаривают на английском языке, поэтому нам приходилось использовать обычный переводчик. Мы хотели взять русско-китайского лингвиста, но отказались по двум причинам — мы не могли объяснить кандидату объём работы и не нашли человека, который бы понимали технические термины. Где-то в середине переговоров мы забрали один образец у мистера Ши, а второй оставили ему. Это упростило коммуникацию, потому что так мы могли показывать правки по видео-связи.

Слева первая версия моноблока. Справа финальный вариант внешнего дизайна. Nomia
Слева первая версия моноблока. Справа финальный вариант внешнего дизайна. Nomia

Во-вторых, рынок производителей электронных компонентов — это очень закрытый рынок. Много маленьких заводов, где работает 300 человек, обычно производят один продукт — только провода или только экраны. Эти заводы готовы взяться за любую работу, но 95 процентов из них предлагают низкое качество. Если заказывать их стандартный продукт, то он будет функционировать. Если вы начнёте кастомизировать изделие, то вероятнее всего начнутся проблемы — сначала непонимание, потом ошибки в образцах.

Ещё есть серьёзные заводы типа Foxconn, на которых работает 100 тысяч человек. Они заключают многолетние контракты с крупными компаниями и делают всё в одном месте. На таких заводах свой контроль качества, который позволяет заказчику сохранять спокойствие. Но просто так к ним не попасть.

Мы пытались связаться с Foxconn через посольство Китая, торгово-промышленную палату Китая и посольство Тайваня — ничего не получилось. На сайте завода есть один электронный адрес и один номер телефона, по которому отвечает молодая девушка без знаний английского языка. То есть они специально делают так, чтобы на них никто не мог выйти. Поэтому мы работаем с небольшими заводами и самостоятельно контролируем каждый процесс.

В-третьих, большинство мировых и китайских заводов делают B2C продукты. У таких вещей требования к прочности, материалу и качеству занижены. Некоторые шероховатости можно обнаружить и улучшить после нескольких итераций образцов, но нужно быть внимательным и дотошным. Производители для направления B2B так не работают и выпускают более качественную продукцию.

Например, если пользователь нажмёт пальцем в верхний угол экрана ноутбука или монитора, экран начнёт трястись. Это не смущает пользователя, но совершенно не подходит для предпринимателя. При оформлении только одного заказа официант дотронется до сенсорного моноблока в среднем 17 раз. Ещё моноблок должен будет выдержать, если на него случайно облокотится человек или прольётся кофе. Рабочий ноутбук лучше на прочность и водонепроницаемость не проверять.

Итог работы

Продукт получился таким, каким мы его видели в самом начале. По визуальным и тактильным ощущениям он выигрывает конкурентов благодаря современному дизайну и Full HD экрану. По техническим характеристикам он тоже впереди: в экране, например, есть встроенный считыватель NFC, оба экрана могут поворачиваться на 180 градусов — такого на российском рынке мы не видели. По цене мы попали ровно в середину сегмента, чтобы клиенты получили правильное соотношение цены и качества.

Технические характеристики и разъёмы моноблока Nomia
Технические характеристики и разъёмы моноблока Nomia

Увидеть презентацию моноблока, изучить AR-визуализацию или сделать предзаказ можно на сайте.

3636
23 комментария

Парни вы крутые! Вот такие хочется статьи читать на виси, а не бесконечные кейсы про то, как привлечь еще сотню мамочек через такой-сякой таргетинг в стограме.

16
Ответить

Слышал как-то фразу о том, что "чем тема фельетона ближе к профессиональной деятельности, тем он менее смешной". Всю жизнь она казалась мне истиной, но вы, ребята, мощно ее только что опровергли - я занимаюсь как раз разработкой корпуснины и ваши открытия в Китае это просто роскошное и очень...радующее чтение)).
Жаль, что не указали, что в итоге вы пришли в российский дизайн хаус. Передавайте там от меня привет своему проджекту ;).

5
Ответить

Выглядит супер-секс 

4
Ответить

Мы планируем что то подобное создать для игровых клубов и кинотеатров 

2
Ответить

Круто! Уже есть какие то наработки?

Ответить

Крутая статья и интересный продукт. Удачи!

1
Ответить

А в чем УТП при сравнении с r keeper и iiko? Дизайн?

1
Ответить