SafeCrow — сервис по защите онлайн-сделок Статьи редакции

Удерживает оплату до тех пор, пока продавец не выполнит свои обязательства.

Меня зовут Антон Бутивщенко, мне 36 лет. Хочу рассказать вам о проекте SafeCrow, где являюсь исполнительным директором. Мы скорее компания с духом стартапа, чем традиционный стартап. Мы не ищем инвестиций, а уже работаем, успешно решая вполне реальную боль покупателей.

Как пришло озарение

Идея пришла после того, как я попал в неприятную историю при покупке на AliExpress. Мне доставили телефон с неработающим динамиком. Сначала пытался договориться с продавцом о возврате товара за его счёт, но он не соглашался, а отмахивался от меня подарками и скидками.

Дальше пришлось разбираться через программу защиты покупателей (Buyer Protection), которая должна урегулировать возникающие проблемы с продавцами, торгующими на AliExpress. Вся помощь вылилась в то, что техподдержка выбрала самое дорогое предложение продавца — скидку 20% — и молча перечислила мне на счёт. Обжаловать решение не получилось: через месяц ожидания пришёл ответ от арбитража, который сводился к тому, что товар доставлен, хотите вернуть товар, только за ваш счёт, а деньги — через суд в Китае.

Однобокость такой защиты: если товар не доставлен — прав покупатель, если товар доставлен — продавец, — и натолкнула на идею создания независимого сервиса, который бы действительно защищал покупателя в случае получения некачественного товара с возможностью полностью вернуть деньги. И чтобы не через многочисленные круги ада общения с техподдержкой, а в онлайн-режиме.

Проработка идеи

Изучение российского онлайн-рынка торговли выявило свободную нишу и потенциал развития идеи. Со стремительным ростом онлайн-аукционов, маркетплейсов и прочих хендмэйд торговых площадок умножаются и проблемы мошенничества и недоверия между пользователями. Пользователю никто не может гарантировать доставку качественного товара — ни площадка, ни Роспотребнадзор.

Поскольку аналогичных решений за рубежом было достаточно, описание проекта я сделал быстро, требовалась только адаптация под наших потребителей. Основную ставку сделали на площадки с высоким средним чеком: аукционы, авто, б/у-техника, аренда и продажа недвижимости. Главной особенностью сервиса должна была стать его автономность и универсальность, то есть любой пользователь мог защитить любую сделку на любую сумму прямо в онлайне.

Идея

Принцип работы очень простой. Покупатель и продавец описывают условия сделки (подробное описание товара или услуги, сроки доставки, время на проверку) в онлайн-форме. После чего оплата переводится на счет SafeCrow. В случае выполнения обязательств продавцом денежные средства перейдут на его расчётный счет или карту, при ненадлежащем исполнении условий сделки — возвращены покупателю.

Урегулирование споров между сторонами тоже занимаемся мы. Арбитражная команда сама связывается с участниками и ищет правду.

Первые шаги и препятствия

В реализации проекта помог молодой фонд Finteca Holdings, они на тот момент искали интересные проекты в сфере SMB. У них уже были под крылом финансовые компании: бизнес- кредитование, р2р-займы и платёжные карты лояльности.

Сложнее всего было найти людей с релевантным опытом, так как это новая ниша и новый продукт для России. Поэтому набирали из разных отраслей: ИТ, финансы, ecommerce. И строго многофункциональных людей. Вначале пути большую пользу приносят люди-оркестры: проджект- и продакт-менеджер, фулстек-программист, продажник и аккаунт.

Первую версию на Ruby собрали за две недели и пошли «в поля». Fast start не вышел: всем идея нравилась, но практически никто не был готов к интеграции из-за многочисленных подводных камней, и конечно же, сырости продукта. Некоторые направления остались за бортом ввиду особенностей законодательства (недвижимость и транспорт).

Сапожник без сапог

Примерно через девять месяцев работы над проектом мы сузили целевые группы до трёх и сформировали точечные УТП для каждой аудитории. Разобраться, куда бежать, помогли отраслевые конференции и детальное изучение рынка.

Для переработки продукта потребовалось усиливать ресурсы. Многое стали отдавать на аутсорс, дизайн и верстку, например. И сами же попадали в ситуации недобросовестного исполнения задач фрилансерами: срывание сроков и несоответствие ТЗ. Хорошо было бы самим воспользоваться своей же защитой сделки, но увы.

Достижения и развитие

Сейчас разброс по типу сделок в системе SafeCrow очень большой: от обложки для паспорта и фиолетовой шубы до утренней аффирмации и написания сказок. География очень обширная, причем доля регионов увеличивается с каждым месяцем. Пользуется спросом комплексная услуга: защита сделки вместе с доставкой как альтернатива наложенному платежу, — поэтому будем развивать это направление.

Урегулирования тоже уже случались: сломанная техника, недовесы, крупа вместо дорогого оборудования. Пока доказанная вина только на стороне продавцов.

Сервис стал раскручиваться последние полгода, практически удваиваемся каждый месяц. Для этого много что пришлось поменять, включая команду, технологию и подходы к работе. Развитие с2с-торговли даёт нам стимул двигаться вперёд: амбиций как и работы много.

0
65 комментариев
Написать комментарий...
Neyara

Идея не нова, отдельным сервисом шансов на взлёт не много.
Из подводных камней:
1. Как вы будете жить дальше с учётом 54ФЗ? Да и 161ФЗ и 115ФЗ вас тоже касаются.
2. Комиссия 4% +комиссии платёжных систем =6.9%? А кто её будет по доброй воле платить сам?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Бутивщенко

Спасибо за комментарий.

1. Полное соответствие действующему законодательству РФ это один из принципов нашего бизнеса. Именно по этой причине мы стараемся сделать сервис максимально прозрачным для государственных регуляторов. Мы уведомили о своей деятельности ЦБ РФ, наша схема работы, прошла согласование ФинМониторингом и ЦБ в нескольких банках. При дальнейшем развитии сервиса мы будем прикладывать все усилия, чтобы соответствовать всем нововведениям в законодательстве.
2. Комиссия сервиса 4%. Деньги можно перевести нам без комиссии - банковским переводом со Сбербанка или с минимальной комиссией из любого другого банка. Тот, кто действительно захочет защитить свои интересы, скорее всего пойдет на такие расходы, так как риск нарваться на мошенников при покупке у неизвестного продавца по предоплате очень высокий.

Ответить
Развернуть ветку
Neyara

Вы наверное не поняли вопрос.
В соответствии с 54ФЗ с 1 июля вам нужно будет печатать чеки на все платежи с указанием наименования товара и прочей ерунды.
Все возвраты также должны проходить по кассе. По какому договору вы будете морозить деньги?
Допустим с продавцом у вас агентский (хотя по сути должен быть договор платёжного агента и по нему вы не имеете права работать с ЭДС, только наличные)
Покупателю вы должны продавать уже от своего имени и все риски по штрафам за невыбитые чеки ложатся на вас, по 30 000р за каждый чек.
И тут вам на подходе закон о товарных агрегаторах...
И вы подо всё это безобразие нашли инвестиций? Покажите мне этого лоха :)

Ответить
Развернуть ветку
Антон Бутивщенко

Вопрос я понял. Вы незнакомы с юридической схемой нашей работы, а делаете выводы.
Относительно 54ФЗ мы уже обратились в профильные ведомства за разъяснениями, так как наша схема работы нестандартна. С 1 июля мы будем работать строго в соответствии с требованиями закона. Нужно будет создавать чеки, будем создавать чеки. Поверьте, это далеко не первая и не самая сложная проблема, с которой мы столкнулись, создавая наш сервис.

Ответить
Развернуть ветку
Neyara

Так а чего обращаться - я ща всё вам скажу ;)
Чеки - вам нужны, с наименованиями товаров, с 1 июля. С них вам нужно будет налоги заплатить.
И возвраты через кассу проводить, и кассиров писать и смены открывать итд.
Выплаты физикам, кроме как через операции, которые ЦБ считает обналом - вам тоже не сделать. В прошлом году за такие дела в вебмани прилетело от ЦБ и в киви, пока вы мелкие, может и не прилетит, но риски есть.
Вы выше писали про ЦБ, что уведомили их. Позвольте полюбопытствовать о чём? О том, что вы кредитная организация и начинаете работать с электронными деньгами, чтобы физикам платить? А другими организациями ЦБ не занимается, уведомлять его не требуется ни о чём.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Рамазанов

Вы извините, что я в ваш умный монолог влез, но вы не путаете отношения юр.лица с физ.лицом (где нужны чеки) и отношения между физ.лицами? Если я вам с карты на карту деньги отправляю, банк агрегатором выступает? Каждый чек в налоговую должен отправить?

Ответить
Развернуть ветку
Neyara

А где тут отношения между физ лицом и физ лицом? Посередине юр лицо с липовым агентским договором наверняка. Юр лицо? - делай чеки, исключения только для кредитных организаций.

Ответить
Развернуть ветку
62 комментария
Раскрывать всегда