Роблокс для взрослых

Дети уже много лет играют на платформе Roblox, а взрослые только недавно очухались и стали интересоваться возможностями для бизнеса на этой платформе.

Роблокс для взрослых

Так как моя студия Мастерская 15, член Ассоциации участников рынка метавселенных (АРМЕТ), много лет занимается профессиональной разработкой Roblox-игр, ко мне начали приходить с вопросами про эту платформу. Поскольку вопросы раз за разом повторяются, то я решил собрать их в единый материал, упаковав годы опыта в несколько минут чтения. Заваривайте чай, материала будет много.

Цифры

Как писал Антуан де Сент-Экзюпери в “Маленьком принце”: Взрослые очень любят цифры. … Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», — они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», — и тогда они восклицают: «Какая красота!»

Поэтому и мы начнем с цифр. Первой цифрой, после которой начался переполох, был выход Roblox на IPO в октябре 2020 года по оценке $41.9 млрд. А в 2021 году Марк Цукерберг поднял шума с метавселенными и многие эксперты сошлись на том, что Roblox - это образцовый пример работающей метавселенной. В 2023 году был поставлен рекорд в 10 млн установок Roblox на мобильные телефоны в России, что подстегнуло. При этом Roblox существует аж с 2006 года и каждый год показывает рост, так что это не сиюминутный тренд.

Но больше всего шума случилось во второй половине 2025 года, когда на платформе появились игры вроде Grow a Garden с рекордом 22.3 млн игроков одновременно. Никогда раньше во всей игровой индустрии не было таких показателей. А на самой платформе рекорд одновременных игроков составил 47.3 млн игроков. Возьмите паузу для того, чтобы подумать об этих числах. В мире не так много стран, которые могут похвастаться таким размером населения.

Слайд из keynote презентации на RDC 2025
Слайд из keynote презентации на RDC 2025

А мы продолжаем говорить о цифрах. Так на Roblox Developers Conference, официальной конференции платформы, в 2025 году было озвучено, что за прошедший год разработчикам игр на платформе было выплачено более миллиарда долларов. Для сравнения, выплаты разработчикам Fortnite, ближайшего конкурента Roblox на рынке UGC-игр, за 2024 год составили 352 миллиона долларов. И что особенно важно, эти цифры стабильно растут год от года что у Roblox, что у Fortnite, показывая, что рынок UGC-игр ещё не дошел до своего пика.

Пожалуй, остановим этот марафон на числе 400. На конференции RDC в 2024 году было озвучено, что более 400 брендов присутствуют на платформе в виде собственных игр, коллабораций с популярными играми или в виде линейки костюмов для аватаров игроков. Среди них такие бренды как Gucci, Nike, Netflix, Walmart, Google, NBA, NFL, Hello Kitty, Barbie, SpongeBob, Spotify, Chipotle. Российские бренды также не отстают: Яндекс, Бургер Кинг, АШАН, Пятерочка, Дикси, Магнит, Союзмультфильм, СберСпасибо, Додо Пицца, Okko, ТК Солнце - тоже имеют свои миры с миллионами посещений.

Ведь для кого-то Roblox - это про игры и развлечение, а для кого-то это миллионы потенциальных клиентов, до которых несложно дотянуться. Причем, не на несколько секунд рекламы, а на минуты и даже часы активного взаимодействия. Более подробно про возможности для брендов можно почитать в моей предыдущей статье.

Как делать бизнес

Роблокс для взрослых

Вполне так может быть, что информация выше создала у вас представление о поезде, на который все уже сели, только вас не хватает. Так и есть. Обычно на этом моменте вы ищите кто бы вас мог проконсультировать и находите меня, чтобы задавать вопросы про бизнес в Roblox.

Вы можете делать свои игры, чтобы зарабатывать на них. Или зарабатывать косвенно, используя игры как инструмент маркетинга вашего бренда. Или зарабатывать как издатель игр. Или как инвестор. В любом случае для вашей затеи будет критичен размер аудитории, которая к вам придет. Казалось бы, столько миллионов активной аудитории на платформе - к вам обязательно должен хлынуть поток игроков. Сюрприз-сюрприз, к вам никто просто так не придет. Это как выложить ролик на платформе вроде YouTube - никто о нем не узнает, никто его не посмотрит. Нужно понимать как работает платформа и куда надо прилагать усилия.

Есть всего два способа как получить к себе аудиторию: купить или сделать так, чтоб Roblox привел вам её бесплатно. Купить можно разными способами: с помощью рекламной сети платформы, купить установку порталов в вашу игру в других играх, привлечь инфлюенсеров, раздавать в игре халяву и другие приемы.

Главное при этом считать математику. Вам может снести крышку от цены в $0.02 за игрока, когда в соседнем мобильном гейминге привычны цены в несколько долларов за игрока. Вот только аудитория тут, сами понимаете, по больше части детская, не платящая, а если платящая, тот мало.

Например, в популярном жанре обби (obby, полоса препятствий) считается нормальным, что платящих игроков 0.2%, а средний доход с платящего игрока в день составляет 200 робуксов. Для справки, из 200 робуксов разработчик получает 140, остальное съедает комиссия платформы. Затем вывод этих 140 робуксов по курсу платформы даст 53 цента, которые дойдут до вас обкусанные комиссиями платежных платформ. Оставлю вам на домашнее задание посчитать сколько вы заработаете за неделю, если потратите $100 на покупку этой дешевой аудитории. При том, что вам повезло, если ретеншн первого дня составит 10%, а ретеншн седьмого дня 3%. Впрочем, всегда можно рассмотреть какой-нибудь другой жанр, где цифры будут другими. Roblox открыто делится бенчмарками платформы в своей бесплатной аналитике.

Зато если маркетинговый отдел ставит KPI в миллион посещений игры, то это значение можно гарантировать, так как это всего лишь вопрос денег. Мой совет тем, кто ставит такие KPI - вы хотя бы уточняйте страну. Вряд ли вам нужны миллионы посещений из Индонезии и Мексики, если у вас бренд работает только в РФ. Роблокс умеет показывать статистику посещений по странам.

Счастье для всех, даром

Роблокс для взрослых

Тут мы подходим к самому вкусненькому и самой нудной части - как получить аудиторию бесплатно и в огромных количествах. Говорю по своему опыту, когда сначала у меня игры умирали без закупки трафика, а теперь живут и набирают десятки миллионов посещений без каких-либо расходов на продвижение.

В этом нет секрета. Более того, на своей конференции представители Roblox подробно объясняют как работает система Home Recommendation, которая покажет вашу игру как рекомендованную на главной странице. Боюсь, что этот метод подойдет далеко не всем. Ведь основа в том, что надо сделать хорошую игру, а не просто пачку мини-игр с бантиком.

К нашему счастью, Roblox объясняет что такое хорошая игра. Ведь решение о том хорошая игра или нет принимают алгоритмы, анализирующие тысячи игры, появляющихся каждый день. Ведь инструментарий для создания игр бесплатный, открытый всем и большая часть выходящих игр - это просто эксперименты новичков, которые не всегда даже можно назвать игрой.

Пример как в системе аналитики игры выглядят её ключевые параметры
Пример как в системе аналитики игры выглядят её ключевые параметры

Первым параметром, с которого стоит начинать, будет среднее время, которое пользователи проводят в вашей игре. Если игрокам не понятно как играть или не интересно, то они быстро выйдут и эта метрика окажется низкой. Я обычно начинаю разработку своих игр с того, чтобы как можно раньше протестировать игру на этот показатель. Если игрокам не интересно играть в прототип, то возможно не стоит тратить силы на создание всей остальной игры и попробовать следующую идею.

Вторым параметром будет ретеншн первого дня. Он покажет, что игрокам игра понравилась настолько, что они решили вернуться в неё ещё раз на следующий день.

Третий параметр - это ретеншн седьмого дня. Он показывает не только интерес игроков к игре, но и то, что в вашей игре есть чем заняться целую неделю. На этом пункте обычно проваливаются игры для брендов, которые часто содержат много мини-игр, в которые может быть интересно поиграть пару раз и этим сделать насыщенную первую игровую сессию, но затем у игроков просто нет повода заходить в игру ещё.

Четвертый параметр - это сколько раз за неделю игроки играли со своими друзьями. Roblox для нового поколения как социальная сеть - дети обожают проводить в ней время вместе с друзьями. Тут главное не мешать, запирая игроков в одиночные игры. Можно ещё стимулировать игрока бонусами за приглашение друзей. А ещё лучше, когда в игре есть игровые механики на несколько игроков.

Пятый и шестой параметры идут рука об руку - это конверсия игроков в платящих и средний доход с платящего. Для того, чтобы игрок совершил покупку и стал платящим, хочется предложить ему очень дешевую и очень выгодную покупку. Это увеличит процент платящих, но снизит средний доход с платящего. А если оставить только дорогие покупки, то их будут покупать редко, но зато средний доход будет огромным. Приходится балансировать.

Опять же, игры для брендов на этом пункте страдают, так как не содержат платных покупок, а Roblox не интересно продвигать те игры, которые не приносят доход платформе. Поэтому хорошо хотя бы чуток чего-то платного добавить в игру, чтобы сдвинуть эти метрики с нуля.

И напоследок идет сложная метрика конвертации рекомендации игры в квалифицированную игру. Сначала на эту метрику влияет обложка игры и насколько много игроков с неё переходят в запуск игры, а затем учитывается не просто запуск, а что игрок взаимодействовал с игрой некоторое время. Roblox дает инструменты, чтобы экспериментировать сразу с несколькими обложками игры и смотреть какая из них лучше работает. Дальше дело за вами, чтобы игра загрузилась быстро, а игроку было понятно что делать с первых секунд. А ещё хорошо бы не отпугивать международных игроков отсутствием поддержки английского языка.

Всё это Roblox превращает в 6 сигналов, измеряемых в течении недели, после чего система принимает решение что игра хорошая и надо её чаще рекомендовать.

Ожидать, что эти сигналы окажутся достаточно хорошими сразу после запуска игры довольно наивно. Тут правильная стратегия планировать, что по началу цифры будут так себе и потребуется несколько раз обновить игру, чтобы их улучшить. То есть бюджет проекта должен состоять не только из разработки игры, но также из её оперирования. При этом на оперирование и вывод метрик на нужные значения может потребоваться больше времени, чем ушло на разработку игры. Но если не сдаваться, то получите так много игроков, что их потенциальная стоимость будет в разы больше ваших расходов. Более того, игроки продолжат приходить в вашу игру ещё долгие месяцы после окончания поддержки игры.

Типичный флекс зумера, заработавшего на своей игре в Roblox
Типичный флекс зумера, заработавшего на своей игре в Roblox

Теперь, зная эту формулу получения аудитории в свою игру, вы можете планировать проекты. В том числе такие, которые по силам одиночке или маленькой команде в 2-5 человек. Это отличная возможность начать свой собственный бизнес по разработке игр. Большинство успешных разработчиков - это бывшие дети, которые провели много лет на платформе как игроки, а теперь используют этот опыт, чтобы получать свою долю от миллиарда долларов.

Запретить Роблокс

Роблокс для взрослых

В последнее время увеличилось количество нападок на платформу на тему защиты детей. Что всякие извращенцы и мошенники используют Roblox, чтобы лезть к детям. Возможно вы нашли эту статью по этой причине, а не по бизнес-интересу. Я не эксперт по этим вопросам, но мне есть что сказать. Это неизбежно, что плохие люди будут лезть туда, где сидят их потенциальные жертвы. В компании Roblox понимают, что на их платформе основную аудиторию составляют дети и их нужно защищать. Поэтому уже действует огромное количество защитных мер и постоянно появляются новые меры. К сожалению, часто в ущерб обычной коммуникации. Но я не знаю ни одной другой платформы, где было бы столько защитных мер. Если закрыть Roblox, то дети разбредутся по другим местам, где они будут в большей опасности.

Сколько существуют видеоигры, столько существует сценарий, когда где-то совершается преступление и в ходе следствия выясняется, что преступник играл в какую-то игру. Тогда тут же находятся те, кто приходит к выводу, что во всем виноваты видеоигры и надо их запретить. Первый такой случай произошел аж в 1976 году с игрой Death Race.

Почти 50 лет прошло с тех пор, но мы так и не увидели массовых вспышек насилия из-за видеоигр. Каждое преступление носило единичный характер и имело другие куда более веские причины поврежденной психики преступника, вроде неблагополучной семьи и буллинга в школе. То, что в Roblox за почти 20 лет существования платформы и сотни миллионов игроков, тоже произойдет что-то подобное - это было статистически неизбежно. Виновата ли в этом какая-то одна из сотен тысяч игр, что подтолкнула на преступный замысел - надо разбираться. Виновата ли в этом платформа целиком - точно нет.

В России нет своего бесплатного аналога Роблокса, в отличии от других заблокированных иностранных платформ. Куда разбредутся дети и чего они там нахватаются, в случае блокировки Roblox, никто не в силах предсказать. Мошенники будут рады миллионам детей, ищущих как попасть в Роблокс на фишинговых сайтах.

Если вы родитель

Роблокс для взрослых

Roblox - отличный способ набрать авторитета в глазах своего ребенка. Всего-то надо поиграть вместе с ним в его любимые игры. Для ребенка это огромное счастье иметь возможность обучить чему-то своих родителей.

Поговорите с ребенком о том, что не всегда люди в интернете пишут о себе правду и имеют добрые намерения. Если незнакомый человек предлагает перенести общение из роблокса куда-то ещё, то лучше перестать с ним общаться. Роблокс может защищать своих игроков только пока они находятся на платформе. Именно поэтому злоумышленникам так важно увести ребенка с платформы в сторонние чаты.

Изучите возможности родительского контроля, а то многие родители даже не знают, что у них есть такая возможность.

2
Начать дискуссию