Условия большинства краудфандинговых площадок подразумевают, что исчерпав лимит времени и недобрав до заветной суммы, ты лишаешься всех собранных к тому моменту денег. Обидно, конечно, но таковы правила игры.
По статистике, около 40% кампаний на Кикстартере завершаются неудачей. Предлагаем небольшую выборку самых эффектных фиаско в нелегком деле сбора народных денег.
10. Фильм Уве Болла «Постал 2»
Похоже, настал тот момент, когда печально знаменитому режиссеру Уве Боллу перестали давать денег на творчество. Доктор литературы, боксер и любитель плохо экранизировать видеоигры попросил денег у сообщества на продолжение своей нетленки «Постал». Возможно, единственного случая в его фильмографии, когда фильм был не хуже самой игры-первоисточника.
Закономерный провал. Учитывая репутацию Уве, пользователи не спешили расставаться с кровными. К тому же, присутствовала главная проблема всех кампаний киношников на Кикстартере — необходимость платить дважды. Бесплатный билет в кинотеатр взамен на финансовую поддержку вам вряд ли пока кто-то обеспечит, дистрибуция фильма в прокате — дело непростое и осложненное консервативностью прокатчиков.
Да к тому же, Уве провел кампанию из рук вон плохо. В следующий раз, мистер Болл, постарайтесь не выглядеть на видеороликах последним мудаком.
9. Автопортрет нарцисса — стикер
Своеобразная амальгама бессмысленных упражнений в «петросянстве» на Кикстартере. Не подающий надежды художник предложил скинуться на размножку стикеров с его автопортретом и рассылкой их по всему миру. При желании собрать $135, он получил лишь $22 доллара.
Хочется только сказать: «Не делайте так больше».
8. Альбом-приложение Бьорк
Певица Бьорк — неординарная личность. Её альбом-эксперимент Biophilia пробует создать новый медиум доставки музыкального контента как альбома-приложения. Версия для iOS давно успешно продается в App Store. А вот за деньгами на версии для Android и Windows Phone 8 певица пришла на Кикстартер.
Сложно сказать, почему не взлетело. То ли запросы слишком велики, то ли Бьорк передумала. Несмотря на отмену кампании, приложение под Андроид впоследствии всё же было выпущено.
А вот пользователей Виндофона, как всегда, обделили.
7. Картонный велосипед
Иногда провалившийся проект вызывает сожаление, потому, что сама идея была интересной, а вот кампания завершилась неудачно. Даже при наличии в меру забавного видеоролика.
Вдумайтесь, велосипед из бумажных отходов. Кто-то действительно смог изобрести новый велосипед. К сожалению, дело на поток поставить не удалось. Возможно, запрошенная сумма была слишком высокой.
6. Игра Shadow of the Eternals
Видеоигры получают много любви на краудфандинговых площадках. Мы были свидетелями многих успешно профинансированных проектов: Wasteland 2, Elite: Dangerous, Universum: War Front и т.д..
Но, не всем улыбается удача. Например, Shadow of the Eternals. Ребята провалились уже один раз, запросив баснословные деньги и не сумев собрать даже 10% от суммы. В августе они решили попытать счастья второй раз. Сумма стала вполовину меньшей. И все равно неудачно. Несмотря на бурное обсуждение в 17 тыс. комментариев, реальных денег пользователи перечислили чуть больше трети от запрашиваемой суммы.
Оно и понятно, когда попрошайка подходит к вам во второй раз, ваш благотворительный энтузиазм сменяется на раздражение.
5. Удалённая камера Quebee
Пользователи Кикстартера любят спонсировать гаджеты. И, хотя в прошлом уже проваливалась многообещающая безделушка Etcher от дизайнера Ари Крупника, в 2013 году «железячным» кампаниям везло. И деревянным тоже.
Quebee предлагает пользователям автономную видеокамеру наблюдения с приложением под iPhone. «Quebee позволит запечатлеть вам моменты из жизни, даже если вы и ваш iPhone далеко», — гласят слоганы.
Определенный use-case у этой штуки есть, посмотрим, как пойдёт перезапуск кампании в новом году.
4. Блогдвижок Bliip Box
Блогинговая
платформа Ghost получила денег намного больше, чем просила. Видимо, у людей есть запрос на такое ПО, даже не смотря на универсальный Wordpress.
Создатели Bliip Box тоже рассчитывали на похожий успех. Но, вероятно, всем уже достаточно блогинговых платформ. Даже несмотря на заявленные у Bliip Box независимость, простоту и практичность.
3. Новый альбом Orgy
Музыканты — частые гости успешного краудфандинга. Но и у них случаются провалы. Группа Orgy запомнилась спорным кавером на главный хит New Order. Испытывая желание снова покорить топы музыкальных чартов, коллектив музыкантов начал сбор денег на запись нового альбома.
Среди наград — урок музыки за $500 по Скайпу. На страничке кампании ещё много чего интересного. Возможно, такой провал станет уроком чересчур амбициозным музыкантам в дальнейшем.
2. Новый сезон Нью-йоркской оперы
Ещё один провал из области «высокого». На этот раз не смогли собрать миллион на новый сезон Нью-йоркской оперы. Не помогло даже изображение груди покойной светской львицы Анны Николь Смит на страничке проекта (да, о ней сочинили оперу).
Причинами прохладного отношения к кампании со стороны пользователей Кикстартера могли послужить непривлекательные премьеры и слишком высокая сумма собираемых средств. Собрать на театральные постановки, к тому же, непросто из-за их привязанности к месту. Поэтому сложно привлечь деньги, не обещая грандиозный тур по городам и весям.
1. Смартфон Ubuntu Edge
И самым значительным провалом этого года является Убунтофон. Глава проекта свободной операционной системы Ubuntu Марк Шатлворт, будто насмотревшись презентаций Джобса, решил заразить мир идеей очередного инновационного смартфона.
Особенность Ubuntu Edge является «конвергенция», другими словами — это возможность превращаться из телефона в мобильный компьютер при подключении к обычному монитору. Для этого телефон оснащен весьма мощным «железом» и ОС Ubuntu Touch, которая легко адаптируется под разные контексты использования гаджета. Короче, десктоп, который всегда с тобой.
Кампания не смогла привлечь запланированные 32 миллиона на старт производства. Но Марк превратил неудачу в успех, заявив, что такой интерес к его девайсу свидетельствует о правильности выбранного проектом Ubuntu направления. А также заверил, что телефоны с Ubuntu Touch обязательно когда-нибудь будут. Ну что же, конкуренция мобильным гигантам — это всегда здорово.
***
Автор: Валентин Мазур