{"id":13473,"url":"\/distributions\/13473\/click?bit=1&hash=0230b2c9c1795327978777f68c1836f3d5cbb11c39f14294a4fd37999e00f14c","title":"\u041a\u0430\u043a Tele2 \u0441\u0434\u0435\u043b\u0430\u043b \u043f\u0440\u0438\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0434\u043b\u044f \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0435\u0438\u0441\u0442\u0440\u0430\u0447\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0442\u0440\u0430\u0444\u0438\u043a\u0430","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}
Трибуна
Vika Ilina

«Мы не издаем, мы создаем истории»: агентство «Параллель» – о роли комиксов в маркетинге

История «Параллель» началась в 2015-м году – камерному издательству удалось договориться с Marvel о выпуске комиксов компании в России. Из него и выросло агентство, которое предлагает брендам интегрировать комиксы в свою коммуникацию с целевой аудиторией.

Сегодня агентство «Параллель» сотрудничает с мировыми музыкальными лейблами и спортивными компаниями, запускает проекты с крупными издательствами и образовательными организациями. Каждый из проектов по-новому осмысляет комиксы как часть коммуникационной стратегии той или иной компании – и раскрывает их потенциал в качестве маркетингового инструмента. Как именно – рассказывает команда агентства.

Комиксы для коммерческих целей: от ТЗ до реализации

Самое интересное в работе над комиксами — это процесс разработки питча на базе имеющейся задачи от клиента. Чем больше свободы тебе предоставлено — тем интересней этот процесс.

Что мы делаем для клиента? Приключенческий экшен или добродушную супергероику? Трогательный slice of life или шпионскую комедию? Наверное, самая крутая вещь, это когда тебе дают шанс поработать в стиле любимых поп-культурных произведений. Подобный подход напоминает мне раннего Тарантино, который не чурался переснимать любимые гонконгские боевики, только в ремиксе от себя.

Степан Карма
Сценарист

Но при этом, работа по заданию, на коммерческих проектах, кардинально отличается от просто «творчества» — создания работ, не привязанных ни к чему. ТЗ — это всегда определенные ограничения. Авторское творчество – это абсолютная свобода.

Мой подход при работе над любыми проектами самый стандартный. Я полностью вычитываю сценарий, отмечаю важные моменты. Далее приступаю к раскадровке и обсуждению с командой. Стараюсь много времени уделить именно процессу сторителлинга. Тут моя главная задача состоит в том, чтобы максимально точно и ярко передать видение сценариста читателю. После этого рисую страницу в карандаше и, наконец, приступаю к чистовым черным линиям. Я рисую все на планшете, поэтому мне очень легко редактировать странички на любом этапе. Когда страница в черно-белом виде готова, к работе приступает колорист, но иногда я крашу страницы сам.

Абылай Кусаинов
Художник комиксов

«Футурика»: просто о важном выборе, который предстоит подростку

«Футурика» — это стартап из Санкт-Петербурга, который представляет собой образовательную платформу для детей и подростков по профориентации. Команда помогает определить, какие профессии будут актуальны через 10-15 лет и как сегодняшние дети смогут себя в них применить. «Футурика» в игровой форме рассказывает об этих темах: учащиеся проходят миссии, зарабатывают очки и знакомятся с тем, чем смогут заняться в будущем. Также свою программу «Футурика» тестирует вместе с психологами в школе.

Комиксы в проекте появились как наиболее удобная форма, чтобы рассказать «просто о сложном». Из них складывается язык социальных сетей (например, Instagram). Аудитория проекта — в первую дети от 8-ми до 15-ти лет, во вторую — их родители. Чтобы сформировать адекватный контент-план, мы выделили две возрастные группы детей (от 8-ми до 12-ти и от 12-ти до 15-ти), параллельно не забывая о родителях.

В качестве смысловой опоры мы использовали те профессии, которые предлагает «Футурика», информацию с сайта, а также внешние образовательные источники. Формат комикса — короткие стрипы из шести картинок, где пять — непосредственно история, а последний — вывод или совет для аудитории. При этом истории рассказывают персонажи проекта — яркие и интересные.

Чтобы не быть однообразными, мы начали привлекать разных художников, сделали симпатичные анонсы обновлений и добавили карточки — объяснение некоторых тем в короткой и понятной текстовой форме.

В неделю мы выпускаем порядка пяти постов: это три полноценных комикса и два поста с карточками-объяснениями и советами. За счет того, что мы привлекаем художников с разными стилями рисунка и стараемся с юмором описывать сюжет комиксов, нам удается сохранять вовлеченность и детей, и их родителей.

У каждого из героев есть своя «фишка»: например, один очень любит шоколад – и об этой черте мы никогда не забываем; другой — фанат генной инженерии; третий может любить пиццу — но при заказе ее через интернет его могут атаковать киберпреступники. Таким образом, истории связаны с профессиями будущего, которые раскрываются через житейские истории и персонажей, что понятны каждому.

Помимо основной работы над контентом, мы помогли расширить аудиторию «Футурики»: на основе персонажей создали вселенную с собственным стилем, не отклоняясь от общего вектора развития компании, а грамотно подобранный таргетинг привлек внимание новых клиентов к стартапу.

Комиксы — удивительная возможность сочетать искусство, живопись и информацию — причём информацию, которая подаётся в интересной, доступной, понятной форме.

Изначально в нашем проекте не должно было быть комиксов, но в ходе фокус-групп мы поняли, что наиболее оптимальный способ достучаться до детской аудитории (8-12 лет) — комиксы.

Речь идёт не только о том, что это поколение — визуалы, но также о том, что для них нужно создавать специальный контент: эмоциональный, новый, дающий им в игровой форме полезные знания. Комиксы — оптимальный вариант сочетать всё перечисленное.

Например, я в восторге от того, как выглядят наши соцсети — в них у нас развивается отдельная история, интересная и сделанная с огромным вкусом, в единой стилистике. С одной стороны, персонажи живут своей жизнью, а с другой — доносится смысл нашего продукта и достигается вовлечение новой аудитории в «жизнь» наших героев.

Татьяна Шереметьева
Сооснователь профориентационного проекта «Футурика»

Аудитория следит за отдельными персонажами: по сути, мы с нуля создаем истории, устанавливаем связь с подписчиками в отрыве от основной информации, которая представлена на сайте «Футурики».

«Амкал»: в главных ролях – форма и игроки

«Амкал» — это команда блогеров, которые рассказывают о своей жизни и спортивных достижениях на собственном Youtube-канале. У ребят есть собственная большая аудитория, но не было сформулированной origin story — истории появления, как у супергероев. К нам обратилась команда партнёров ребят — adidas, которые поддерживают команду созданием и выпуском комплектов формы. У бренда возникла идея для сопровождения запуска формы последнего сезона «Амкала» специальным выпуском комикса с историей команды.

Это запись из Instagram*. По требованиям Роскомнадзора, мы не можем её показать
*Meta, владеющая Instagram, признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации

Задачей агентства было показать все этапы становления команды, как супергеройскую «легенду», а также грамотно вписать присутствие adidas в истории «Амкала». Мы работали с реальными игроками со своей аудиторией, поэтому особенно важен был аспект «похожести» — чтобы аудитория узнала своих героев. За основу сценария мы взяли записи игр «Амкала», ключевых выпусков блога.

Сам комикс мы создавали с двумя художниками для оптимизации сроков — «похожесть» мы достигли благодаря общему колористу. Также этот проект стал для нас экспериментальным — вместе с его выпуском мы оттолкнулись от стандартного формата выпуска комиксов. Он вышел в трёх форматах:

  • Цифровой motion-комикс — анимационная версия истории, которую опубликовали в социальных сетях бренда, а также герои «Амкала» в своих аккаунтах в Instagram и ВКонтакте;

  • Цифровой комикс — постраничная полная версия комикса, которая была опубликована ВКонтакте;
  • Физический комикс — журнал, который раздавался с покупкой нового комплекта формы.

В итоге — получилась эмоциональная история об игроках и команде, которая помогла добавить вовлеченности аудитории в социальных сетях с началом нового сезона «Амкала», а также стала уникальной активацией запуска физической формы для фанатов спорта.

Сценарист и художник по-разному оценивают работу над комиксом: если с точки зрения сторителлинга все было достаточно просто, то визуальная часть не давалась так же легко.

Часто, наиболее сложным в работе, является адаптация реальных героев, но в случае с «Амкалом» всё было легко — перед началом работы я отсмотрел определенное количество роликов на их официальном канале для того, чтобы не только проникнуться духом команды, но и получше понять характеры ребят и то, как они могут вести себя в кадре.

Степан Карма
Сценарист

Сложность работы заключалась в том, что ребят много, все в одной форме и каждого нужно было показать в комиксе как можно точнее. Главным критерием являлось сходство нарисованных в комиксе персонажей с реальными прообразами и их узнаваемость. Нельзя оставлять общих мест — всё должно иметь реальную основу: герои, форма, логотипы. Нам пришлось серьёзно попотеть над этой задачей, но в итоге у нас получилось достигнуть поставленных целей, так что считаю, что нет ничего нереального!

Абылай Кусаинов
Художник комиксов

ASHNIKKO: соавторство с фанатами

К выпуску нового сингла певицы ASHNIKKO Warner Music запустили конкурс совместно с телеканалом 2x2: предложили аудитории придумать сюжет комикса, который был бы посвящен артистке — и который создала бы команда нашего агентства.

Весь процесс от подготовки до реализации проекта занял порядка полутора месяцев: вначале был отбор конкурсных работ, затем работа над сценарием и отрисовка.

Мы сразу же решили, что не будем менять мифологию певицы, а будем учитывать стилистику ASHNIKKO. Получился комикс, в котором дерзкий и смелый образ певицы сочетается с узнаваемым стилем мультфильмов Cartoon Network — благодаря сильному образу и сформированной мифологии артистки мы смогли сделать знакомый сюжет для фанатов, не прибегая к портретным сходствам.

Зачастую главной задачей при работе над коммерческими комиксами становится перенос в комикс существующих людей. Если у реального человека уже существует яркий образ, как в случае с ASHNIKKO, то перенести его в комикс или мультфильм достаточно просто. Я подумал: «Главное – сохранить ее фирменную прическу и ярко-синие волосы, а там, что не добавь сверху – всё заработает!» Также немаловажную роль сыграл сам сюжет, в нем главная героиня находится в пиратском сеттинге и это сильно помогло в разработке дизайна костюмов и передаче общей атмосферы комикса.

Абылай Кусаинов
Художник комиксов

Мы учли исторический и эстетический путь артистки: получился квази-пиратский комикс о борьбе ASHNIKKO со злодеем Синей Бородой – богачом-женоненавистником. Такой сюжет перекликается с собственными взглядами певицы, которая пропагандирует идеалы феминизма и свободы выражения себя.

Комикс был доступен в физическом виде в составе подарочных и на сайте телеканала «2х2» — а весь проект был реализован совместно с PR-агентством Future Communications.

Будущее комиксов в маркетинге: инструмент для HR

Агентство «Параллель» не останавливается на работе исключительно над коммерческими проектами: сегодня комикс как инструмент становится востребован как инструмент для построения сильного HR-бренда, используется компаниями на конференциях и других отраслевых «серьёзных» мероприятиях.

Комикс — это отличный инструмент коммуникаций, особенно, когда речь идет о молодой аудитории. С его помощью вы можете не просто рассказать о компании и передать все нужные ключевые сообщения, но сделать это в формате яркой истории. Такие вещи привлекают внимание, вызывают симпатию и запоминаются надолго. Люди гораздо лучше воспринимают информацию, когда перед ними наглядные примеры, а не просто сухие цифры и факты.

Существует огромное количество видов комикса, поэтому, даже если все ваши конкуренты начнут делать нечто подобное, вы не потеряетесь. Решающее значение будет иметь идеально выбранный визуальный стиль (желательно, чтобы он соотносился с имиджем вашей компании, её философией и гайдлайнами) и история, которую вы расскажете. Искренность, попадание в «боли» вашей аудитории, её потребности и увлечения, качественный сценарий, который способен увлечь читателя — все это увеличивает шансы на успех.

Анна Рогожина
Директор по контенту Ketchum Moscow

«Перезагрузить» компанию в социальных сетях, открыть новые лица и героев для бренда, вовлечь комьюнити в запуск нового проекта любимого селебрити – тот сторителлинг, который предлагают комиксы, не ограничивается скудными рекламными решениями. Он работает на имидж и лояльность – и становится долгосрочным вложением в диалог с аудиторией.

0
3 комментария
Евгений Ш

Здорово конечно, но эта статья - просто рекламная какая-то. Вы разместили статью на Трибуне, какой проект вы презентуете?!

Ответить
Развернуть ветку
Tony Montana

Степан, чо когда второй том ФЧ Хикмана? 

Ответить
Развернуть ветку
Максим Воробьёв

Ребята, соррян, меня хватило ровно на пол абзаца этого невероятного текста, может где то в этом потоке безумного сознания и есть ответ, поэтому скажите пожалуйста, когда вы начнёте уже выпускать обещанные комиксы?

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 3 комментария
null