Поручение Мишустина выполнено или как мы сделали InJust — уникальный сервис для борьбы с недобросовестным бизнесом

«Сегодня интернет-торговля быстро развивается. Люди все чаще приобретают онлайн все, что им нужно. При этом, если у покупателя возникает претензия к качеству товара или услуги, он должен иметь возможность так же быстро и просто предъявить ее продавцу. Они создадут правовую основу для урегулирования споров через специальный онлайн-сервис на Едином портале государственных услуг. Он будет обеспечивать покупателю возможность обратиться в магазин и предъявить свои претензии к товару»

18 марта 2021 г.

премьер-министр Михаил Мишустин

Только кто об этих претензиях узнает???

Всем привет. Меня зовут Анна Лобанова, я сооснователь портала InJust. Наша команда фаундеров выросла из сообщества нескольких бизнесменов из разных отраслей. Имея за плечами 15-летний опыт предпринимательской деятельности со всеми сопутствующими приключениями, немного по-другому смотришь на взаимоотношения между субъектами бизнеса.

Мы просто устали от мелких дрязг с подрядчиками и поставщиками.

Бизнес-климат в России сильно отличается от западного: «у них» вся нервотрепка предшествует заключению выгодного контракта, который как хэппи-энд в фильме: потом все идет как по маслу, важно нужные условия выбить. «У нас» же все зачастую наоборот: привлекательные условия тебе выкатывают сразу, а нервотрепка начинается после подписания договора и внесения оплаты (или поставки товара) – потому что вовсе не факт, что твой новоиспеченный партнер будет выполнять оговоренные условия. В итоге половина компаний занимается не бизнесом, а выбиванием из недобросовестного контрагента денег, товаров или услуг, которые должны были получить по контракту, но которых в реальности нет.

Поручение Мишустина выполнено или как мы сделали InJust — уникальный сервис для борьбы с недобросовестным бизнесом

При этом законодательство устроено таким образом, что если вам удастся выбить из негодяев деньги по суду, то долг вам выплатят, но без какой-либо существенной компенсации за пользование вашими оборотными средствами. А случится это дай бог через пару лет: сначала год уйдет на суды и апелляции, потом еще год на приставов и исполнительное производство. Тем временем инфляция съест процентов 30 ваших денег.

Вы можете подать отдельный иск, чтобы получить проценты, но получите их (еще через год, когда пройдете все суды-апелляции по второму кругу)… по ставке рефинансирования, а не по стоимости, например, банковского кредита для юрлиц. А сегодня ставка рефинансирования, напомню, составляет 5,5% годовых… При том, что реальная инфляция – не менее 10% по оптимистичным оценкам. И уж тем более вы никогда не получите компенсацию в размере упущенной выгоды, которую эти средства бы принесли в обороте вашего бизнеса.

Более того, в большинстве случаев ситуация вообще не доходит до суда: сначала хитрозадый контрагент долго тянет время и кормит вас «завтраками». Потом вы, наконец, присылаете ему досудебную претензию. Он выжидает максимальное время и прямо перед подачей в суд гасит задолженность. Бинго! Суд не состоится. Вам вернули ваши деньги, но спустя хорошо если несколько месяцев.

И теперь самое главное: поскольку суда не было, то никаких следов в публичном поле на существующих площадках для проверки контрагентов не будет! Штрафов нет, судебных решений тоже нет. Вот и вся помощь государства малому бизнесу. Никто и никогда не узнает, что та или иная компания динамит контрагентов – пока не вляпается.

Еще хуже ситуация обстоит в гражданских судах. Если вы как физическое лицо подаёте в суд, то «ответчик» может дожидаться и самого решения суда со всеми апелляциями. Гражданские суды вообще практически не публикуют материалы дел. И ответчику нет смысла расставаться с деньгами не до суда ни во время процесса. А это огромный пласт информации способной уберечь от сотрудничества с недобросовестной компанией.

Поручение Мишустина выполнено или как мы сделали InJust — уникальный сервис для борьбы с недобросовестным бизнесом

Конечно же, существуют многочисленные сайты-отзовики, на которых, понятное дело, большинство отзывов про ту или иную компанию – отрицательные. Просто потому, что довольный человек не пойдет писать положительный отзыв, а вот недовольный обязательно захочет излить гнев в интернет. Но проблема отзовиков в том, что достоверность написанного там проверить невозможно.

Любой Вася Пупкин в состоянии аффекта или весеннего помутнения рассудка может написать что угодно про любую компанию, причем еще и 10 раз под разными никами. А на «биржах комментариев» по 10 рублей за коммент тебе завалят все открытые площадки нужными отзывами по твоему брифу. Хочешь – свою репутацию отбеливай, хочешь – конкуренту подгадь. Поэтому доверять анонимным пасквилям на отзовиках в интернете не стоит. К тому же, в отзовиках обычно фигурируют бренды, а не конкретные юрлица, в то время как жулики из ООО «Вектор» сегодня могут работать под вывеской «Рога и копыта», завтра сменить ее на «Главскотзагот», а послезавтра стать «Ромашкой», и все это под прежним, формально чистым, юрлицом.

Поручение Мишустина выполнено или как мы сделали InJust — уникальный сервис для борьбы с недобросовестным бизнесом

Собственно, наш сервис InJust – Instant Justice – изначально спроектирован для того, чтобы собирать информацию о кидалах, но так, чтобы она:

1) Была на 100% верифицируемой и на 100% достоверной. Никаких анонимных вбросов!

2) Появлялась сразу после кидалова. Неважно, что контрагент тянет время или вообще в итоге даёт задний ход. Есть кидок (читай «невыполненные обязательства») – есть претензия.

Поэтому первым делом мы сделали авторизацию через Госуслуги для частных лиц и электронную подпись – для юридических. Разумеется, мы за privacy – то есть, мы не храним и не используем персональные данные. Кроме тех, которые пользователь сам решил сделать публичными. Нам такие сведения, как телефоны или адреса пользователей, не нужны: достаточно знания того, что любой, кто оставляет претензию или отзыв о ком-то в нашем сервисе – гарантированно живой человек (или представитель реального юрлица), который осознает свою ответственность за клевету. То есть никакого «черного пиара» и никакой заказухи – раз.

Второй момент – это «где пруфы, Билли?» Для всех отзывов существует премодерация, и заявлять о том, что ООО «Ромашка» кидает заказчиков, можно, например, только предоставив копию договора с этой самой «Ромашкой», копию платежки и т. п. Аргументация превыше всего!

Поручение Мишустина выполнено или как мы сделали InJust — уникальный сервис для борьбы с недобросовестным бизнесом

Третий момент – это возможность устроить «разборки». То есть, если «Ромашку» обвинили в «кидалове», то она может в ответ точно так же авторизовано и с документами, что называется, «отбиться» – если есть чем, конечно. И если претензии к ней необоснованные, то и претензия никогда не появится на InJust. При этом благодаря тому, что все претензии подписываются электронной подписью, они фактически имеют юридический статус досудебной претензии. Вам достаточно распечатать претензию из личного кабинета и отправить ее «ответчику» заказным письмом с уведомлением, чтобы у вас остался «квиток» для суда. Только этим «квиткам» наши суды доверяют без возражений. Мы же, в свою очередь, уведомим «ответчика» по электронной почте, указанной при регистрации юридического лица.

Еще раз подчеркну: это могут сделать не только юридические лица, но и частные – хоть межкомнатные двери вам вовремя не поставили, хоть деньги за отмененную путевку в Турцию так и не вернули.

Самое интересное – четвертый момент. Мы сделаем всё для того, чтобы о вашей претензии узнало максимальное количество людей. И далеко не только пользователей портала! Для этого сразу после официальной публикации (через 10 дней после размещения) автоматически запускается «кампания» по максимальному анонсированию.

Поручение Мишустина выполнено или как мы сделали InJust — уникальный сервис для борьбы с недобросовестным бизнесом

А именно, контекстная реклама в поисковых системах с указанием названия компании и ИНН. И тогда все, кто ищет информацию о контрагенте в интернете (а ищут, как показывает практика, все) первым делом увидят информацию о неурегулированных претензиях — поступивших как в адрес самой компании, так и её руководителей. В некоторых случаях контекстная реклама будет выскакивать и при поиске по торговой марке.

Собственно, идея проекта родилась из стечения обстоятельств: в IT-подразделение одной из связанных компаний обратился клиент с просьбой помочь выбить долги из фирмы, которая оказала ему некачественные строительные услуги. Он самостоятельно собрал все необходимые доказательства, документы и экспертизы, написал досудебные претензии и попросил перевести этот конфликт в публичную плоскость. То есть выложить в интернет все материалы и предать их максимальной огласке – «выжпрограммисты». И это помогло. Конфликт был решён в досудебном порядке, а все материалы из сети были удалены.

Одновременно проблемы были и в бизнесе знакомого предпринимателя: на их рынке один покупатель просит у всех отсрочку платежа, а потом… начинает кормить завтраками и переключается на очередного наивного поставщика. Службы безопасности всех новых поставщиков, естественно, пробивали жуликов. Только толку-то? В интернете на них ничего нет. Проблем с кредитами и налоговой за ними не числится. Судов не было, да и не было бы. И только один поставщик отказался отгружать им товар с отсрочкой платежа, так как их служба безопасности пообщалась с одним из «кинутых» поставщиков.

Поэтому мы поняли, что существующие системы сбора и анализа данных по юрлицам не дают самого главного: информации о том, насколько контрагент честен и порядочен. Так что наша первоочередная задача – максимально широко прославлять недобросовестных бизнесменов в интернете, чтобы всех предостеречь.

Ну, и, естественно, мы не можем игнорировать доступные данные из госорганов. Эти данные мы ежедневно официально собираем, обновляем и анализируем. И выдаём пользователям только ту информацию, которая может реально говорить о состоянии компании.

Поручение Мишустина выполнено или как мы сделали InJust — уникальный сервис для борьбы с недобросовестным бизнесом

Так что фактически мы претендуем на то, чтобы стать сервисом для «пробивки» контрагентов с наиболее полной информацией без ботов, фейков и спама. Мы рассчитываем, что он будет полезен многим – от тендерных комиссий и служб безопасности до физлиц – чтобы можно было понять, стоит покупать что-то в конкретной компании или нет. Важно подчеркнуть, что мы не конкурируем с популярными сервисами типа СБИС, «За честный бизнес» и т. п. – мы фактически показываем те же данные от госорганов, но эта функция – вспомогательная, побочная. Наша особенность в том, что мы позволяем ознакомиться с достоверными и верифицируемыми отзывами и позволяем формировать публичные досудебные претензии. Ни один из этих сервисов не раскрывает реальное количество претензий от партнёров и клиентов. А не это ли главный показатель добросовестности?

Немного расскажу о том, как вообще работает сервис. Общие данные, рейтинг, оценка состояния компании, экспресс-скоринг и дополнительная информация доступны без авторизации. Это выводы, сделанные системой на основании данных от госорганов с использованием специально разработанных алгоритмов. Фактически получается такой онлайн-помощник для тех, кому некогда заниматься самостоятельным анализом, либо нет опыта связывания показателей деятельности и бизнес-процессов. Выглядит это примерно так:

Поручение Мишустина выполнено или как мы сделали InJust — уникальный сервис для борьбы с недобросовестным бизнесом

Если же пользователь проходит идентификацию, то ему доступен гораздо больший объем информации.

Физлица заходят через Госуслуги, юрлицам нужно иметь квалифицированную ЭЦП (электронно-цифровая подпись), установленный КриптоПро CSP и браузерный плагин КриптоПро. На одном токене можно зарегистрировать до 20 сотрудников организации.

Мы даже предусмотрели логин для официальных представителей компаний, то есть, для юристов. Сначала нужно войти как физлицо (через Госуслуги), а потом авторизоваться как представитель того или иного юрлица. Для этого потребуется нотариальная доверенность, которая проходит автоматическую проверку по реестру Федеральной нотариальной палаты и ручную проверку модерацией портала InJust.

Претензии и отзывы могут прочитать только идентифицированные пользователи. Войдя в личный кабинет, вы сможете увидеть самое ценное, что у нас есть: тексты размещенных и неурегулированных претензий к компании, детализация и динамика ее прибыли и т. п.

Поручение Мишустина выполнено или как мы сделали InJust — уникальный сервис для борьбы с недобросовестным бизнесом

Можно искать данные по учредителям и руководителям – наш сервис позволяет проверить аффилированность юрлиц – логично предположить, что обманщики регистрируют сразу несколько «помоек» и кидают партнеров по однотипным схемам. Данные по нескольким компаниям одного человека позволяют рассчитать придуманный нами интегральный показатель – «Предпринимательский рейтинг» персоны, то есть фактически репутацию его как делового партнера. Если мошенник зарегистрирует новые юрлица, это позволит превентивно отказаться от работы с ним – наша система всё видит!

Поручение Мишустина выполнено или как мы сделали InJust — уникальный сервис для борьбы с недобросовестным бизнесом

Сейчас в нашей базе портала более 1 ТБ данных по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Это порядка 11,2 млн компаний – как действующих, так и ликвидированных, и около 10 млн действующих и ликвидированных ИП. Всего на портале более 150 млн страниц, посвящённых данным о компаниях и предпринимателях. На всех серверах (6 зеркал) выполнены все меры по защите данных, согласно Постановлению № 1119 и 21 приказу ФСТЭК в соответствии с требованиями к 1-му уровню защищенности (УЗ-1), как для гостайны – а это, если кто не в курсе, список из 109 пунктов.

Разработка программного продукта велась больше года. Сначала 2 месяца писались технические задания для программистов. Потом 2 месяца ушло на получение необходимых лицензий и многоуровневого согласования использования программного комплекса единой системы идентификации и аутентификации (через неё работают Госуслуги). Потом мы заключали договора с государственными поставщиками данных (ФНС, ФССП и т. д.). И только после этого можно было плотно приступить к разработке самого программного комплекса.

Сам сервис, в принципе, бесплатный, но количество проверок ограничено десятью в месяц, также можно выставить не более трех претензий в месяц. Монетизироваться мы решили, в основном за счёт коммерческого использования. Если вам постоянно надо проверять контрагентов или выставлять десятки претензий, то можно выбрать расширенный тариф, включающий в себя большее количество проверок и мониторинг.

Как вы считаете, на какую аудиторию стоит продвигать сервис в первую очередь, и какие «фичи» нужно добавить? Есть гипотеза, что на первом этапе мы будем интересны «физикам» и малому бизнесу, столкнувшемуся с кидаловом и проблемными партнерами, и лишь потом, когда мы станем известны на рынке, придут профессионалы типа юристов и служб безопасности. С кого начать?

Буду очень благодарна, если вы напишете своё мнение о нашем сервисе в комментариях.

59
87 комментариев

Возможно, я сейчас говорю о каких-то своих стереотипах, но часть заголовка "Поручение Мишустина выполнено" заранее создаёт негативное, в некотором смысле противоположное духу стартап сообщества, впечатление

36
Ответить

Это ваш стереотип) Это не стоит воспринимать иначе как шутку.

4
Ответить

Вы не сможете работать, потому что именно для таких случаев придумали суды, законны и вот это вот всё... 
Когда есть 2 субъекта и у каждого своя правда, то нужен суд. До вынесения решения суда, кого-то в чем-то обвинять незаконно, даже если все кажется очевидным. А учитывая, что суды могут тянуться годами, то, мне кажется, вас ждут серьезные суды о нанесении ущерба деловой репутации.
Если какой-то ИПшник сможет доказать, что из-за того, что вы без решения суда, обвинили его в чем-то, и из-за этого он не получил миллионные контракты — то вас ждут серьёзные компенсации. А таких ИПшников будут сотни с фиктивными контрактами и жаждой халявы. 
Поэтому большинство отзывов в интернете анонимные, а компании, которые их АГРЕГИРУЮТ, явно указывают, что не имеют ни какого отношения к содержанию отзывов. Потому что им бы пришлось отвечать за качество и достоверность каждого отзыва.
А еще есть так называемый закон о "праве на забвение", так что вас ждут серьёзные судебные издержки и постоянное "дерганье за рукав" что вы должны все удалить немедленно. 

Нельзя просто так взять и заменить суд. 

32
Ответить

Мы никого не судим, а даём возможность делать выводы пользователям, предоставляя полную картину, которую не могут предоставить суды.
Мы не подменяем собой суд, а дополняем. Если после выставления претензии вы пойдете в суд, то все судебные движения и определения так же будут приложены к вашей претензии. Таким образом, конечный пользователь сможет увидеть всю картину с претензией и доказательствами. А не только решение арбитражного суда (если суд гражданский, то и определения не увидит). И увидит сторонний наблюдатель эти проблемы уже на этапе появления претензий, а не через 2 года (после того как все суды пройдут).

7
Ответить

 ммммм очередная коррумпированная помойка с отзывами в интернете

26
Ответить

мммм очередной неаргументированный бот-комментарий из разряда "лишь бы ляпнуть"

13
Ответить

Есть сложности с позиционированием, с UI/UX.
Вы хотите сделать жалобную книгу? Или инструмент проверки добросовестности контрагентов? Или все сразу? Сейчас похоже, что вы планируете вначале набрать пользователей и жалобы, нежели позиционировать себя как сервис проверки деловой репутации - если судить по сайту.
Пришел физик. В большинстве случаев - это будет уже жалоба, потому что проверкой поставщиков услуг подавляющее большинство физиков заблаговременно не занимается. Видит перегруженный лэндинг, который больше предназначен для юр. лиц - половина уходит.
Оставшиеся хотят вначале посмотреть а есть ли вообще компания в реестре, что о ней пишут. Никто не пойдет проходить весь процесс регистрации ради того, чтобы увидеть, что на такую компанию и жалобу-то подать нельзя. Первый шаг подачи жалобы до регистрации должен быть поиском компании в реестре, чтобы показать, что она есть, а еще лучше - четко отразить, что по ней уже есть или были претензии.
Допустим, переходят на онбоардинг и видят муторный процесс из 4х шагов, завершающий из которых "Вашу претензию в соответствии с регламентом работы inJust увидят все участники профессионального рынка в случае её неурегулирования". Из оставшихся пользователей 80% понимает, что это даже менее эффективно, чем жаловаться в Спортлото - и уходят.
Оставшиеся 20% проходят идентификацию в Госуслугах, ищут свою ненавистную компанию. Пускай это будет "Ромашка". Получают 247 страниц по 10 результатов на каждой. Покликав первые пару результатов, еще 50% уходят. 50% идут гуглить или смотреть полные реквизиты в договоре (если он есть). Те, кто приходил "просто посмотреть", и не имеет договора на руках, вероятно уходят в почти полном составе.
Оставшиеся выжившие находят ИНН (потому что иначе вообще ничего нельзя найти) - и попадают на карточку компании для пользователей-юр. лиц. Для физика почти вся информация там - бесполезна. Что нужно пользователю? 1) Убедиться, что он попал на нужную компанию - этого сделать не может, только сверить по ИНН. 2) Понять есть ли текущие отзывы/претензии - с этим чуть получше, хотя я не находил примеров с претензиями, все по нулям.
3) Написать свою претензию.

Что можно сделать:
1. Определиться с ЦА и миссией. Физики или юр. лица? Досудебное урегулирование, проверка репутации или жалобная книга? Все вместе?
2. Продумать UI. Нужны физики? 50%+ текущего функционала для физлиц не подходят и лишь усугубляют ситуацию. Хотите сохранить юр. лиц? Отдельный лэндинг, два ресурса, единая база - B2C + B2B. Иначе пользователи пойдут туда, где они понимают что они могут сделать и что получат.
3. Кто оплачивает банкет? Вы сами упомянули, что монетизация за счет юр. лиц. А что им нужно? Важны ли им отзывы от физ. лиц? Будет ли достаточно претензий от юр. лиц, чтобы вовремя предупреждать о потенциально токсичных контрагентах? Если отзывы физиков только для косвенной оценки и мало влияют на скоринг - нужна ли такая воронка для физиков, или все-таки можно упростить?
4. Подумать над поиском. Никто (0, зеро) из физлиц не оперирует ИНН. В первую очередь - брэнд, торговая марка. Во-вторую - география. "Азбука вкуса краснодар" у вас в реестре нет, а пользователь вышел из нее 20 минут назад. Кто из вас окажется прав? Пользователь, или "ИНН: ... ОГРН: ... Дата регистрации: ..." на 5 странице выдачи? :)
5. Результаты выдачи - ООО, ИНН, ОГРН, Дата регистрации. Что дает пользователю знание ОГРН и даты регистрации (и даже ИНН)? Как минимум - нужно выводить географию. В идеале - ранжирование с учетом геолокации пользователя.
6. Карточка компании - тут слишком много всего лишнего. Блок "Общие данные" - ничего. Действующее руководство - ничего. Информация из госорганов - ничего. Доп. информация - ничего. Описание компании - ничего. Экспресс-скоринг - хорошая идея, но тоже есть проблемы с подачей инфы по шаблону. Убираем всё лишнее, остается - рейтинги компании. Чего не хватает? Контактные данные (телефон, почта), адрес сайта, мессенджеры - все, что угодно, что может помочь пользователю понять, что эта та самая одна из тысяч ООО "Ромашка", на которую он собирается пожаловаться, и возможность с ними дополнительно связаться.

В целом, идея-то хорошая, но видно, что делалось для бизнеса, а не для простых смертных. Проставьте трекинг на страницах, проверьте воронку, подозреваю, что огромное количество пользователей даже не доходят до нужной им карточки компании.

17
Ответить