Конкурс по машинному обучению
С призовым фондом в 100 млн рублей
Условия

Таймлайн: «Октобус»

Платформа для управления автобусным бизнесом.

В закладки

Запуск

Меня зовут Антон Котенко, я сооснователь стартапа «Октобус», который должен изменить бизнес автобусных перевозок. Вся наша команда так или иначе связана с этим рынком, поэтому идея в каждом из нас родилась давно, но стартовой отметкой мы считаем 2015 год, когда четверо из шести основателей собрались вместе для открытия агентства по продаже автобусных билетов в Киеве.

Оказалось, что хорошего и простого инструмента для продажи билетов на рынке нет: на тот момент были либо системы для автовокзалов (родом из 1980-х годов), клавиатурные синие DOS-интерфейсы и прочий хардкор. Стоили эти решения по несколько тысяч долларов за дистрибутив. Также были агентские модули дистрибьюторов вроде Busfor, которые удерживали комиссию до 5% от стоимости билета (при средней общей марже в 10%).

Мы начали свой пусть с автоматизации агентства, но пообщавшись с перевозчиками, автостанциями и другими агентами, быстро поняли, что потребность рынка в простом и понятном инструменте для продажи билетов велика. Агентство закрылось через полгода, зато родился «Октобус».

Продукт

Главная проблема рынка сейчас — очень сильная фрагментированность билетного ресурса. Десятки тысяч перевозчиков продают билеты в сотнях дистрибутивных систем, а ещё есть автовокзалы, которые продают билеты обособленно от всего остального мира.

Поэтому среднестатистический перевозчик вынужден разбивать салон автобуса на квоты для разных каналов продаж (по пять мест для Busfor и других онлайн-дистрибьюторов, десять мест автовокзалу, ещё пять — знакомому турагентству). Агрегировать эти продажи невозможно: у всех продавцов разные дистрибуционные и инвенторные системы.

Это выливается в постоянные проблемы: или овербукинг, когда разъярённые пассажиры приходят с одинаковыми билетами на одно и тоже место, или автобус едет с пустыми креслами, когда агенты не продали свои квоты.

«Октобус» предлагает простое решение: облачная система с удобным интерфейсом осуществляет продажи и простое управление инвентарём, в ней есть CRM-модуль, который интегрирован с популярной телефонией, она собирает все продажи из всех систем и раздаёт билетный ресурс агентам.

«Октобус» динамически рассчитывает стоимость билетов, на его платформе перевозчик или агент может легко и недорого развернуть собственный сайт (например, Zubustik работает на нашей системе).

Следующим этапом после подключения достаточного количества участников рынка мы видим глобальную платформу для взаимодействия между перевозчиками, автовокзалами, дистрибьюторами и сопутствующими сервисами (страховыми компаниями, заправочными станциями, кейтерингом и так далее) на основе смарт-контрактов.

Сегодня поиск надёжных партнёров с выгодными предложениями является для перевозчика непростой задачей, особенно на международных рейсах, где маршрут пролегает через несколько стран. «Октобус» призван объединить участников рынка и упростить доступ на него для новичков.

Команда

Так сложилось, что с тремя партнёрами я знаком около десяти лет. Двух технических специалистов, также ставших нашими соучредителями, мы случайно нашли во время организации агентства и до сих пор поражаемся их компетенциям и таланту. Сейчас в нашей команде 11 человек, из которых пятеро занимаются разработкой, а остальные обеспечивают жизнь проекта, и мы ощутимо нуждаемся в её расширении.

Продвижение

Мы начали продвижение «Октобуса» совсем недавно, поэтому пока пользуемся своим главным активом — деловой репутацией и связями на рынке, где каждый из нас проработал более десятка лет.

В нишевом b2b-сегменте этого пока хватает, чтобы полностью занять команду работой. Планируем попробовать все рецепты рынка: контент, SEO-продвижение, холодные звонки и прочий арсенал SaaS-бизнеса.

Монетизация

Мы с самого начала поняли, что бизнес-модель должна быть понятной и прозрачной — SaaS по подписке, без дополнительных комиссий и сборов. На этом рынке все закладывают маржу в цену билета, в итоге перевозчик сталкивается с дилеммой: возложить расходы на пассажира, увеличив стоимость билета и потеряв конкурентное преимущество, или уменьшить собственную маржу (и без того не очень большую).

«Октобус» предлагает простые тарифы, привязанные к размеру бизнеса клиента, на условиях ежемесячной, полугодовой и годовой подписки. Первых клиентов мы получили ещё на начальной стадии разработки, поэтому тестировать как продукт, так и бизнес-модель было проще.

Метрики в динамике

Сейчас «Октобус» только выходит из стелс-режима и начинает активное продвижение. Пока среди наших клиентов полтора десятка перевозчиков, три агента и один автовокзал. Средний показатель дохода от одного клиента за всё время работы с ним мы прогнозируем в районе €10 тысяч, стоимость привлечения одного клиента ещё предстоит узнать, но в нашем финансовом плане этот показатель рассчитан в пределах €300.

Планы

Наша задача на ближайший год — закрепиться и занять долю украинского рынка, при этом прощупать сопредельные рынки и адаптировать продукт для них. Также мы попробуем привлечь инвестиции для масштабирования проекта и строительства глобальной платформы для упрощения автобусного бизнеса.

Хотелось бы, чтобы наш проект помог огромному, но зависшему в прошлом рынку стать более открытым и дружественным для его главных участников — пассажиров.

Прогноз

Вы тоже можете рассказать о своём проекте, как автор этого материала. Соберите побольше информации — и публикуйте материал в подсайте «Трибуна».
{ "author_name": "Anton Kotenko", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b"], "comments": 7, "likes": 11, "favorites": 8, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tribuna", "id": 32812, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 05 Feb 2018 17:11:00 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru
0
7 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
0

Много конечно проектов было и есть на рынке, но пока не получилось подвинуть Артмарк, КВЦ и остальных крупных и очень не поворотливых.
Так же насчёт разделения автобуса, то почти все агрегаторы билетов имеют шлюзы со всеми крупными игроками рынка и автобус не надо разделять, если только такие условия не ставит автовокзал, а они любят ставить палки в колёса онлайн продажам

Ответить
0

У аггрегаторов есть доступы к ресурсу автовокзалов и крупных агентских сетей, перевозчику от этого толку мало, он-то всех продаж не видит. Нарезать автобус на части приходится как раз перевозчику, у него есть еще и собственные продажи, и небольшие агенты, которые не стыкуются ни с кем. В итоге – отдельный сотрудник (а то и несколько) сидит на телефоне и собирает продажи ото всюду, пытаясь понять, сколько мест продано, автобус какой вместимости нужно посылать на рейс, кому из дистрибьюторов какие квоты поменять.

Ответить
0

Агрегаторы давно уже заключают прямые договора с перевозчиком и получают весь его ресурс, может в регионах и есть переводчики, что сидят на не понятном ПО научной квотирование, но в большинстве своём или полная продажа или часть фиксируется под автовокзал, а часть в свободную продажу. Если что, то я только про РФ говорю.

Ответить
0

Договора-то прямые, но ни один агрегатор не утруждает себя интеграцией с перевозчиками, за исключением трех-четырёх самых крупных игроков на рынке. Остальные просто заводят свои квоты в GDS агрегаторов и получают письма с информацией о продажах (или сотрудники заходят в админку периодически).

Ответить
0

Так если перевозчик не от столба, а регуляр, то расписание заводит отдел перевозок вокзала/станции в свою базу на основе письма с согласованным маршрутом.

Ответить
0

Антон, а что с иностранными перевозчиками?

Ответить
0

Для начала, ведем переговоры с Distribusion, чтобы интегрировать их билетный ресурс и дать возможность нашим автовокзалам и дистрибьюторам их продавать. Если у нас хватит ресурсов для продвижения, продукт имеет перспективу и для иностранных перевозчиков, на их рынках условные аналоги (например, S3 от Sqills) стоят космических денег.

Ответить

Комментарий удален

Комментарии

null