{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Таймлайн: «Октобус»

Платформа для управления автобусным бизнесом.

Запуск

Меня зовут Антон Котенко, я сооснователь стартапа «Октобус», который должен изменить бизнес автобусных перевозок. Вся наша команда так или иначе связана с этим рынком, поэтому идея в каждом из нас родилась давно, но стартовой отметкой мы считаем 2015 год, когда четверо из шести основателей собрались вместе для открытия агентства по продаже автобусных билетов в Киеве.

Оказалось, что хорошего и простого инструмента для продажи билетов на рынке нет: на тот момент были либо системы для автовокзалов (родом из 1980-х годов), клавиатурные синие DOS-интерфейсы и прочий хардкор. Стоили эти решения по несколько тысяч долларов за дистрибутив. Также были агентские модули дистрибьюторов вроде Busfor, которые удерживали комиссию до 5% от стоимости билета (при средней общей марже в 10%).

Мы начали свой пусть с автоматизации агентства, но пообщавшись с перевозчиками, автостанциями и другими агентами, быстро поняли, что потребность рынка в простом и понятном инструменте для продажи билетов велика. Агентство закрылось через полгода, зато родился «Октобус».

Продукт

Главная проблема рынка сейчас — очень сильная фрагментированность билетного ресурса. Десятки тысяч перевозчиков продают билеты в сотнях дистрибутивных систем, а ещё есть автовокзалы, которые продают билеты обособленно от всего остального мира.

Поэтому среднестатистический перевозчик вынужден разбивать салон автобуса на квоты для разных каналов продаж (по пять мест для Busfor и других онлайн-дистрибьюторов, десять мест автовокзалу, ещё пять — знакомому турагентству). Агрегировать эти продажи невозможно: у всех продавцов разные дистрибуционные и инвенторные системы.

Это выливается в постоянные проблемы: или овербукинг, когда разъярённые пассажиры приходят с одинаковыми билетами на одно и тоже место, или автобус едет с пустыми креслами, когда агенты не продали свои квоты.

«Октобус» предлагает простое решение: облачная система с удобным интерфейсом осуществляет продажи и простое управление инвентарём, в ней есть CRM-модуль, который интегрирован с популярной телефонией, она собирает все продажи из всех систем и раздаёт билетный ресурс агентам.

«Октобус» динамически рассчитывает стоимость билетов, на его платформе перевозчик или агент может легко и недорого развернуть собственный сайт (например, Zubustik работает на нашей системе).

Следующим этапом после подключения достаточного количества участников рынка мы видим глобальную платформу для взаимодействия между перевозчиками, автовокзалами, дистрибьюторами и сопутствующими сервисами (страховыми компаниями, заправочными станциями, кейтерингом и так далее) на основе смарт-контрактов.

Сегодня поиск надёжных партнёров с выгодными предложениями является для перевозчика непростой задачей, особенно на международных рейсах, где маршрут пролегает через несколько стран. «Октобус» призван объединить участников рынка и упростить доступ на него для новичков.

Команда

Так сложилось, что с тремя партнёрами я знаком около десяти лет. Двух технических специалистов, также ставших нашими соучредителями, мы случайно нашли во время организации агентства и до сих пор поражаемся их компетенциям и таланту. Сейчас в нашей команде 11 человек, из которых пятеро занимаются разработкой, а остальные обеспечивают жизнь проекта, и мы ощутимо нуждаемся в её расширении.

Продвижение

Мы начали продвижение «Октобуса» совсем недавно, поэтому пока пользуемся своим главным активом — деловой репутацией и связями на рынке, где каждый из нас проработал более десятка лет.

В нишевом b2b-сегменте этого пока хватает, чтобы полностью занять команду работой. Планируем попробовать все рецепты рынка: контент, SEO-продвижение, холодные звонки и прочий арсенал SaaS-бизнеса.

Монетизация

Мы с самого начала поняли, что бизнес-модель должна быть понятной и прозрачной — SaaS по подписке, без дополнительных комиссий и сборов. На этом рынке все закладывают маржу в цену билета, в итоге перевозчик сталкивается с дилеммой: возложить расходы на пассажира, увеличив стоимость билета и потеряв конкурентное преимущество, или уменьшить собственную маржу (и без того не очень большую).

«Октобус» предлагает простые тарифы, привязанные к размеру бизнеса клиента, на условиях ежемесячной, полугодовой и годовой подписки. Первых клиентов мы получили ещё на начальной стадии разработки, поэтому тестировать как продукт, так и бизнес-модель было проще.

Метрики в динамике

Сейчас «Октобус» только выходит из стелс-режима и начинает активное продвижение. Пока среди наших клиентов полтора десятка перевозчиков, три агента и один автовокзал. Средний показатель дохода от одного клиента за всё время работы с ним мы прогнозируем в районе €10 тысяч, стоимость привлечения одного клиента ещё предстоит узнать, но в нашем финансовом плане этот показатель рассчитан в пределах €300.

Планы

Наша задача на ближайший год — закрепиться и занять долю украинского рынка, при этом прощупать сопредельные рынки и адаптировать продукт для них. Также мы попробуем привлечь инвестиции для масштабирования проекта и строительства глобальной платформы для упрощения автобусного бизнеса.

Хотелось бы, чтобы наш проект помог огромному, но зависшему в прошлом рынку стать более открытым и дружественным для его главных участников — пассажиров.

Прогноз

Вы тоже можете рассказать о своём проекте, как автор этого материала. Соберите побольше информации — и публикуйте материал в подсайте «Трибуна».
0
7 комментариев
Написать комментарий...
Ilgar Dadashov

Много конечно проектов было и есть на рынке, но пока не получилось подвинуть Артмарк, КВЦ и остальных крупных и очень не поворотливых.
Так же насчёт разделения автобуса, то почти все агрегаторы билетов имеют шлюзы со всеми крупными игроками рынка и автобус не надо разделять, если только такие условия не ставит автовокзал, а они любят ставить палки в колёса онлайн продажам

Ответить
Развернуть ветку
Anton Kotenko
Автор

У аггрегаторов есть доступы к ресурсу автовокзалов и крупных агентских сетей, перевозчику от этого толку мало, он-то всех продаж не видит. Нарезать автобус на части приходится как раз перевозчику, у него есть еще и собственные продажи, и небольшие агенты, которые не стыкуются ни с кем. В итоге – отдельный сотрудник (а то и несколько) сидит на телефоне и собирает продажи ото всюду, пытаясь понять, сколько мест продано, автобус какой вместимости нужно посылать на рейс, кому из дистрибьюторов какие квоты поменять.

Ответить
Развернуть ветку
Ilgar Dadashov

Агрегаторы давно уже заключают прямые договора с перевозчиком и получают весь его ресурс, может в регионах и есть переводчики, что сидят на не понятном ПО научной квотирование, но в большинстве своём или полная продажа или часть фиксируется под автовокзал, а часть в свободную продажу. Если что, то я только про РФ говорю.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Kotenko
Автор

Договора-то прямые, но ни один агрегатор не утруждает себя интеграцией с перевозчиками, за исключением трех-четырёх самых крупных игроков на рынке. Остальные просто заводят свои квоты в GDS агрегаторов и получают письма с информацией о продажах (или сотрудники заходят в админку периодически).

Ответить
Развернуть ветку
Ilgar Dadashov

Так если перевозчик не от столба, а регуляр, то расписание заводит отдел перевозок вокзала/станции в свою базу на основе письма с согласованным маршрутом.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Варшавский

Антон, а что с иностранными перевозчиками?

Ответить
Развернуть ветку
Anton Kotenko
Автор

Для начала, ведем переговоры с Distribusion, чтобы интегрировать их билетный ресурс и дать возможность нашим автовокзалам и дистрибьюторам их продавать. Если у нас хватит ресурсов для продвижения, продукт имеет перспективу и для иностранных перевозчиков, на их рынках условные аналоги (например, S3 от Sqills) стоят космических денег.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда