Трибуна
Редакция vc.ru

Участь маркетолога: обычная компания VS стартап

Мне трудно было представить, насколько может отличаться работа маркетолога в лидирующей компании и в маленьком стартапе. Я работал в компании-лидере в сфере интернет-маркетинга в Беларуси, которая также входит в 10-ку лучших в России. График работы там с 9 до 5. У компании есть свой комфортный офис почти в центре Минска. Плюс куча всяких бонусов в виде корпоративов, отдыха и оздоровительных мероприятий.

Кстати, тогда я не осознавал, что все эти плюшки даются работникам неспроста, а для того, чтобы повышалась эффективность труда. Это как процесс откармливания свиней на убой (задумывались когда-нибудь над этим?).



Однажды я получил предложение работать в стартапе. Это предложение разрушило весь мой привычный ритм работы. К тому моменту я уже устал от офисной рутины и был в какой-то степени рад этому. А в голове звучало: "Это ужасная ситуация! Я не смогу больше ходить в тренажерку на халяву, я потеряю в жизни стабильность!" Но, к счастью, все оказалось совсем не так. Волей случая меня нашел сам фаундер проекта, который бутсрапил свой проект.

Первое впечатление


Когда меня пригласили в Mymarx, оказалось, что и офиса-то никакого нет, всё действие происходит в квартире. Это создает определенный уют и удобство. Можно сесть за стол или забраться с ногами на диван, — словом, принять любое удобное положение. А еще мне понравилось, что в мой экран никто не пялится; такое случалось на прошлых работах, что меня дико раздражало.

Странности в менеджменте


Еще в стартапе нет иерархии босс-подчиненный. Все равны, и все могут предлагать идеи, — это расслабляет и настраивает на работу без напрягов. Хотя, конечно же, есть главный человек, принимающий решения, — но это другое.

Бонусы


Однозначным бонусом является свободный график работы. Он дает ощущение свободы от "рабства офисного работника". Однако требует огромной дисциплины со стороны работника. Бывали дни, когда я работал по одному часу в день, а это, конечно же, не очень хорошо для проекта. Еще можно работать из дома, это дает возможность работать в наиболее продуктивное время суток (не у всех получается быть в адеквате с самого утра, например).


Минусы


Есть и минусы в неформальности отношений: сложно воспринимать критику всерьез, к тому же, когда фаудер меня критикует, он говорит настолько категоричными фразами а-ля "всё плохо" или "всё отстой", что не понятно, шутка это или нет. Но это скорее частности, чем общая тенденция. Ещё работа в стартапе предполагает неопределенность во всем. Направление работы может меняться несколько раз в месяц. В стартапе всё настолько динамично, что заснуть на рабочем месте не получится.

На начальных этапах рабочий процесс не определен до такой степени, что можно провести целый день за чаем с печеньками, планируя что-то совершенно новое. Часто хочется вернуться к той системе оценок, когда ты сделал задание, тебя оценили, и ты доволен. В стартапе же у тебя есть ответственность за работу, работа становится частью тебя, появляется личная заинтересованность в успехе проекта.

Маркетинг в стартапе


Маркетинг в стартапе значительно отличается от маркетинга в обычной компании. Чаще всего в компаниях я сталкивался с тем, что нужно креативить рекламу, продумывать стратегию развития и осуществлять рекламные проекты. В стартапе же просто нечего рекламировать, в нем нужно исследовать рынок, чтобы привнести в него новый, нужный людям продукт. Поиск позиции продукта на рынке (позиционирование) — это гораздо сложнее и интереснее, чем простой креатив рекламы для уже устоявшегося продукта. Можно пробовать новые каналы распространения, а также новые способы исследования и завоевания потребителя. Экспериментируя, мы получаем наиболее оптимальный результат. Вот они — все прелести стартапа!

Необычные эксперименты


Для меня было новым понятие исследований в Google Adwords. Я и раньше работал в этой системе контекстной рекламы, но никогда не думал, что её можно использовать как инструмент для исследования. Мы просто создавали различные объявления, тщательно подбирая запросы к ним, и смотрели на реакцию пользователей, — тем самым удавалось находить наиболее интересную для потребителя функцию, а следовательно, и формировать наш продукт.

Также меня очень порадовало отсутствие маркетинговых рамок. Часто маркетологи ограничены бюджетом, корпоративным стандартом, брендбуком, а иногда просто пониманием руководства "что такое хорошо, а что такое плохо". В стартапе же все грани и рамки попросту смываются, ты делаешь то, что ты хочешь (но будь готов ответить за свои поступки!).

Новые возможности


Стартап открывает возможности к самообучению, ведь тут можно действовать творчески и не придерживаться определенного маркетингового плана. Конечно же, и в обычной компании  есть возможности для обучения, но они крайне ограничены рамками кампании и занимаемой должностью.

Ещё одна проблема маркетинга для нас в том, что продукт — расширение для браузера Chrome (также у нас есть сайт Mymarx.com). В магазине расширений Chrome нет возможности полноценно отслеживать аналитику и поведение пользователя. Примерно как на AppStore.

Основная суть нашего продукта — это сделать интернет-серфинг более удобным. И это не просто слова, это надежда на то, что мы сможем поменять мышление и поведение пользователя.



Большинство пользователей не пользуются закладками в браузере лишь по причине их неудобства. Мы решили сделать такой экстеншэн, который поможет пользователю сэкономить время на поиске нужного сайта, а визуальный дизайн поможет вспомнить этот сайт, даже не зная его названия. Незаменим для людей, которые пользуются большим количеством сайтов одновременно.

P.S. А вообще работать в стартапе сложно. Это не отсиживать в офисе от звонка до звонка. Тут всё ясно и чётко, видимость деятельности создать не получится. Ведь от тебя лично зависит успех всего проекта, тут нет десяти менеджеров по рекламе, двадцати продавцов и сотни начальников. Тут ты сталкиваешься с проблемой один на один, и только мужественные устоят в этой борьбе :)

С другой стороны, если ваш стартап разовьется до приличного уровня, то будет, что рассказать детям. Стартапы — отличная возможность проявить свои творческие способности, чего не сделаешь в обычной фирме, и они просто показаны тем, уже чего-то достиг и устал от рутины офиса, бессмысленных заданий и отчетов.



Автор: Виктор Шкадрецов

Дайджест новостей Сбера: сайт Digital Пётр, сценарии для умного дома и платина от Forbes

Прошлый дайджест мы целиком посвятили 180-летию Сбера, поэтому новостей накопилось много. Среди них — запуск сайта по распознаванию рукописей Петра I, большое обновление на платформе умного дома Sber и другие. Рассказываем всё самое интересное.

Картинка, сгенерированная ruDALL-E по запросу «рыжий котик»
Продавец eBay из Кургана стала победителем в финале Всероссийского конкурса «Молодой предприниматель России 2021»

27 ноября в Москве состоялся финал ежегодного конкурса «Молодой предприниматель России 2021». В нём приняли участие предприниматели и самозанятые в возрасте до 35 лет. Всего было подано более 300 заявок из 43 регионов страны.

Откуда берут взрослые деревья для парков и улиц

А также сколько они стоят и почему выращивать их — неплохой бизнес.

Сбербанк компрометирует код CVC при выдаче карты

Пришёл срок замены карты, по сроку действия. Стоит сразу сказать, что на низовом видимом варианте сотрудники Сбера работают отлично. Всегда помогут, подскажут, доброжелательно и в целом приятно. Но когда работает та невидимая часть Сбера к которой не приедешь, увы начинаются проблемы.

Чему создатели метавселенных могут поучиться у 3D-игры Second Life Статьи редакции

Её основатель ещё в нулевых говорил, что физический мир канет в прошлое, и завлёк в игру не только пользователей, но также бренды, политиков и СМИ. Какой он видит метавселенную, исходя из своего опыта, — в пересказе Time.

Кадр из игры Second Life SL Community
От чтения мыслей до вторжения во сны: зачем исследуют сознание и чем это грозит Статьи редакции

Учёные научились считывать структуру фраз и даже визуальные образы из мыслей. Теперь они переживают, что компании внедрят в сны рекламу.

И сотрудников тоже касается: кибербуллинг на рабочем месте
Design vector created by pikisuperstar - www.freepik.com
ИТ-специалисты сообщили о блокировке Tor в России Статьи редакции

На проблемы с доступом пользователи жалуются с начала декабря.

Сайты в 2021 году
«Яндекс» добавил в поиск рекламную галерею товаров с карточками разных магазинов Статьи редакции

В карточке указан сайт магазина, фотография товара, название, цена и возможная скидка.

Товарная галерея «Яндекс»
SkillFactory раздает подарки: повышенная ставка и новогодний марафон для вебмастеров

В преддверии Нового года мы решили порадовать своих настоящих и будущих партнеров — участников партнерской программы школ Skillfactory, Contented и Product LIVE. Это возможность получить денежный бонус и заодно увеличить прибыль от продажи наших курсов.

null