Мир переехал в онлайн, а в провинциальных школах по прежнему пишут мелом вместо маркеров. Есть мнение, что это не навсегда. Рано или поздно ученики классических школ перейдут на удаленку, создадут новый рынок и обеспечат экспоненциальный рост онлайн-образования. По-моему, это хороший повод для стартапа.
Имея за спиной более 6 лет педагогического опыта и пару лет работы в edtech-e, выскажу мнение, что полная трансформация школы во что-то онлайновое невозможно.
В первую очередь, потому что родителям до 9 класса плевать на учебу детей. Они используют школу не как место образования, а как детский сад с чуть расширенным функционалом. Если не верите, обратите внимание на распорядок школьного дня - учеба начинается примерно в то же время, что у родителей работа - в районе 8-9 утра, что очень удобно. И это неправильно, т.к. дети не высыпаются. С точки зрения нейробиологии, обучение проходит гораздо быстрее и полнее, если человек высыпается. Едем дальше. Во сколько занятия заканчиваются? Правильно, когда у родителей обеденный перерыв. А для тех, кому неудобно в это время дитятко забрать со школы, есть ГПД. И еще я бы обратил ваше внимание на жутко затянутое прохождение материала. Сравните программу условного 6-7-8-9 классов. Там темы одни и те же год от года. Ну и так далее. Таких нюансов - гора.
Во вторую очередь, проблема в развитии детского мозга. До 14 лет дети ну вообще не умеют в самостоятельность и построение логических цепочек а-ля "надо ходить в школу и там хорошо учиться, чтобы сдать экзамены и поступить в нужный вуз, чтобы дальше оказаться в правильном кругу людей и не профукать кучу лет жизни". Плюс неусидчивость, куча внешних отвлекающих факторов, великолепная возможность списывать (и соответственно скрывать реальный уровень знаний) и тд. Добавим еще нюанс с тем, что детский мозг не умеет учиться вопреки. То есть как только им становится скучно/грустно/etc, учеба заканчивается - материал тупо перестает усваиваться.
То есть получается, что до 9 класса онлайн-образование в общем случае не применимо, что сильно сокращает количество пользователей.
Продолжим. В 9 классе да, онлайн работает. Но лишь по причине предстоящей анальной кары в виде ОГЭ. Но и тут нужно учитывать нюанс, что предметов на ОГЭ сдают мало - 2 обязательных (русский и математика) и 2 "необязательных" (по выбору). На все остальные предметы забивают еще сильнее и теперь уже все - и дети, и родители, и учителя. Что тоже негативно сказывается на количестве пользователей. Да и более того. Родители знают, как их детей учат в школе. Поэтому, как правило, заказывают репетиторов. Что еще хуже скажется на сервисе. (мне кажется уже стала понятна его бесполезность, но продолжим).
10 класс. ОГЭ прошло, ЕГЭ далеко. По личному опыту замечу, что это самый трешовый год, когда в голове у детей все что угодно, но не мозг. Гормоны бурлят, сдерживающих факторов нет. Учеба не в приоритете. Значит опять сервисом нормально пользоваться никто не будет.
Остается 11 класс. И тут ситуация как в 9 классе, но еще жестче, потому что есть очень конкретная мотивация.
И получается, сервисом будут пользоваться очень мало людей - ответственные ученики/ученики ответственных родителей, ученики 9 и 11 классов, которые почему-то учатся онлайн, а не тет-а-тет с репетитором, что сильно эффективнее. Такой себе пул пользователей:)
И можете заметить, что приведенные в анализе сервисы занимаются как раз либо доп.образованием, либо делают курсы по подготовке к экзаменам/ВПРам и тд. И рынок подобных штук уже переполнен. Нужно какую-то более узкую и специальную нишу искать. Просто так залететь вряд ли получится.
p.s. простите, что отнял много времени и спасибо, что прочли
Несколько моментов от родителя (частный детский сад -> общеобразовательная школа -> онлайн школа -> частная школа).
"используют школу не как место образования, а как детский сад с чуть расширенным функционалом" - отчасти верно, но скорее нужна и дневная занятость и образование. Нельзя просто оставить ребенка один на один с экраном, ему сложно держать фокус самостоятельно, часто нужна помощь и пояснения учителя. Чего не хватает, так это командных уроков, чтобы помимо обычного социального взаимодействия была практика достижения общей цели и умения понимать других и договариваться.
"учеба начинается в районе 8-9 утра" - у нас школа начинается в 10, дети довольны. Не надо ложится слишком рано, не надо специально будить утром.
"Плюс неусидчивость, куча внешних отвлекающих факторов" ... при этом задания в игровой форме (формат uchi.ru) заходят замечательно :) На этом формате можно построить домашнее задание. Также можно добавить игровых механик, типа прокачки и развития персонажей за прохождение уровней, при этом появляется дополнительный фактор внешней оценки и длительной цели. Об этом много говорят, но нигде не видел качественной реализации.
"жутко затянутое прохождение материала", "великолепная возможность списывать" - это давняя проблема школьного образования, изначальной его целью было выучить до среднего уровня большое количество безграмотных детей, но при этом страдают те кто слабее (тяжело успевать за классом) или сильнее (скучные уроки). Нельзя загонять всех под одну гребенку. Решается на удивление просто: у каждого ученика свой прогресс (и соответственно задания) по каждому предмету, каждый движется со своей скоростью, есть промежуточное тестирование которое позволяет перейти на следующий уровень. Есть каталог изучаемых тем, которые можно проходить/перепроходить в разном порядке.
ОГЭ, ЕГЭ в этом плане кастрированный вариант подобных тестов, ребенок не привык к такому тестированию, для него это стресс. В таком формате тестирование не позволяет понять реальное покрытие знаний и не дает шансов на ошибку и возможности ее исправления.
Чего реально не хватает, так это качественной образовательной программы (контента). Не просто набор тем, а дерево знаний. Не просто книги с картинками, а современные красочные интерактивные программы. Не просто тесты набранные на скорую руку, а полноценное покрытие изученного материала. Не просто оценки, а разбор и понятное объяснение ошибок.
P.S. В текущей школе нет оценок, ~10 учеников на 1 учителя, можно закончить один из предметов за несколько лет (один из учеников закончил курс математики в 9+ лет). Мне бы такую школу в мое время :)
Вижу тезиз и антитезис. Предлагаю синтез. Дети сидят в школе с педагогами, но весь учебный процесс в системе. Педагог не методист, а скорее надзиратель и мотиватор. Родительский комитет согласовывает понятную ему учебную программу.
Комментарий недоступен
Комментарии целом хороший только слишком обобщающий. как человек которому из-за переездов часто приходилось догонять в школьную программу и учиться самостоятельно хочу сказать что перешёл бы на онлайн-образование значительно раньше 9 класса.
с другой стороны для общества и государства было бы значительно эффективнее учить всех детей в интернатах как у Стругацких
Прочел до конца дважды и принял информацию к рассуждению. Спасибо!
Комментарий недоступен