Как не надо рекламировать себя за счет конкурента: кейс Кнопки
Бухгалтерские услуги — очень конкурентный рынок. Из-за этого иногда случаются лютые зашквары при их продвижении. Свежий пример нечестной борьбы из жизни: хоть в учебник по маркетингу упаковывай.
Всем привет! Сегодня пишу в Трибуне, потому что это моя частная позиция, а не позиция интернет-бухгалтерии «Моё дело», которую я обычно представляю. Я никогда публично не обсуждал действия конкурентов, но сегодня столкнулся с, на мой взгляд, совершенно неэтичным поведением. Не первый год в рынке, но такого еще не встречал.
Есть в Екатеринбурге небольшая бухгалтерская компания «Кнопка». Она известна роботизированными решениями по упрощению работы с программами 1С и весьма неоднозначной репутацией. Например, на Клерке.ру можно найти истории, как сервис раскрывает клиентские данные и уходит от компенсации клиенту собственных ошибок.
Мы как конкуренты тоже столкнулись со своеобразным пониманием этики «Кнопкой». Зимой 2022 года сервис опубликовал в своих соцсетях отзыв клиента, в котором тот упоминал, что ушел в «Кнопку» от нас.
Тогда мы обсудили ситуацию с гендиректором «Кнопки» Сергеем Герштейном, он согласился с тем, что ребята переборщили, дал команду удалить пост и инцидент был исчерпан.
Сегодня я наткнулся на рекламу «Кнопки» в ВК. Вот как она выглядела.
Если кто не понял, здесь предлагается «легкий переход с вашего решения» на фоне очень узнаваемой графики из брендбука «Моего дела», которая однозначно ассоциируется с нашим сервисом.
Я подумал, что это снова «перегибы на местах» и снова написал генидру «Кнопки», с которым у нас всегда были уважительные деловые отношения. Вот его публично озвученная позиция:
То есть СЕО бухгалтерской компании считает нормальным использовать в рекламе образ прямого конкурента и бездоказательно заявлять, что его сервис лучше. По мне, это не только неэтично, но еще и нарушает ст. 5 закона «О рекламе». С последним сейчас разбираются наши юристы, а что вы думаете по поводу первого: это норм или все-таки зашквар?
Алексей Иванов — к.э.н., директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор популярного Телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского».
Закон не нарушает. Используется активно в тч действительно Брендами (вспомним общение Макдональдс и Бургер Кинга), а местечковыми сервисами. Не понял сути претензии.
Ох, Алексей, знатно тебя зацепило, похоже. :) В четверг трибуна на Клерке, сегодня на vc. Текст поста ровно тот же, но где же картинка нашей девочки Кнопки в окружении логотипов Моего Дела из того поста? Она мне очень понравилась!
Ещё раз спасибо за привлечение всё более широкой аудитории к нашей рекламе! Мы и не рассчитывали на такой эффект, если честно. Кампания наша про все значимые онлайн-бухгалтерии, дающие нам клиентов. Клиент перерастает он-лайн бухгалтерию, начинает искать варианты для следующего этапа, и мы помогаем ему сделать выбор и облегчить переход. Конечно же, будем делать это и дальше.
Честно говоря, реклама эта была совершенно проходной, один эксперимент из многих. Ни на какую реакцию от любимых друзей-конкурентов мы не рассчитывали. Собственно, никто и не отреагировал кроме тебя. Но в итоге кейс получился интересный! Очень жду продолжения истории с ФАС, это будет ещё интереснее. Надеюсь, вы не отступитесь и в ФАС подадите.
А пока мы тут решили, что надо сделать материал про границы допустимого в конкурентной рекламе - скоро опубликуем. Похоже, не все в этой теме хорошо ориентируются, может быть полезно.
Сергей, привет! Этот пост тоже в четверг был выпущен :)
Да, признаю, мы явно уступаем вам в мониторинге активностей конкурентов. Не сразу посты замечаем )
На пиарщиках сэкономили как на дизайнерах? ;)
Да нет, пиарщики занимаются пиаром, а не слежкой за конкурентами, куда там торопиться-то?
Ну и дизайнеры у нас как-раз хорошие, тут экономить никак нельзя.
А чего ж чужой дизайн используют, а не свой придумывают?
Слушай, ну мне даже немного неловко объяснять после того, что в статье уже написано.
Ты правда в этой истории видишь, что Кнопка решила свой дизайн заменить на чей-то чужой? Нет не решила, нам свой больше всех нравится, будем с ним и дальше. Реклама эта вообще про другое.
Я тебе уже на Клерке писал, что я здесь вижу. Ок, отвечу и здесь. Кнопка использовала графику из брендбука сервиса «Моё дело» https://www.moedelo.org/ для создания образа онлайн-бухгалтерии, с которой реклама призывала переходить на ваши услуги.
Ну хорошо, так понятнее. Я брендбука Моего Дела не видел, правда, но тебе виднее. :)
Хорошо, что мы разобрались, и ты не обвиняешь нас, что мы решили сэкономить на дизайнерах и заимствовать ваш дизайн для нашего бренда.
"Зашквар"? Серьезно?!
От человека, позиционирующего себя как к.э.н., работающего с бухгалтерией и финансами, вроде бы даже с серьезными организациями, слышать такое слово... фу-у-у!
Или вы так видите свою ЦА - гопники и ауешники, живущие "по понятиям"?
Собака лает, караван идёт.
50 оттенков серого маркетинга! Ну, если ничего кроме этого они не придумали, значит, грош цена таким маркетологам.
Скорее всего, это просто от безысходности. Может быть, никто не покупает, а делать что-то нужно.
У них там всё настолько плохо?))))))))))))))) Не знаете?))
Судя по дате вашей регистрации и кол-ву комментов, это у Моего дела всё «настолько плохо», что приходится статейку «правильными» комментами всем «отделом знаний» зарежать.
извините за то, что комментирую материал, который меня заинтересовал
Дайте больше комментов!
Так вроде неплохо у них все было. Я не понял, зачем было затевать такую рекламную кампанию. Но это осознанная позиция руководства "Кнопки".
Жаль, что казалось бы компетентная команда не в курсе о рекламном законодательстве в котором довольно жестко пресекаются факты недобросовестной конкуренции - а подобный подход очевидное нарушение закона и прямая дорога в ФАС. Остальные законы они также знают видимо) Весело смотреть на западные аналоги рекламных войн, но применять подобные методы в РФ нельзя по закону.
По каком закону? Подскажете конкретную статью закона о рекламе? И, уверяю, везде будет про "до смешения". Тут его нет. Использованы похожие графические элементы, но точного повторения нет. Это принципиально. Да, был кейс Эльдорадо много лет назад, но там они откровенно указывали на эльдовский слоган
вы смеётесь? извините, но это базовая правовая неграмотность. Конкретно нарушение Общих требований к рекламе те базовых: ст 5 п2 2. Недобросовестной признается реклама, которая:
1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;
Спасибо за обвинение в неграмотности, но. 1.) Никакого сравнения нет. Просто похожий стиль графики. И даже если б было, кстати, нужна экспертиза, чтобы это доказать. 2) вообще мимо. Ничего не порочит. Вы пытаетесь закон сюда за уши притянуть, но нет)) Это так не работает. Успехов вам на юридическом поприще)
Обращение в ФАС готовим, возможно, и другие юридические последствия будут. Но это дубинки - неплохо было бы иметь какой-то отраслевой представительный орган, который бы саморегулированием занимался и досудебно такие вопросы решал. У меня идея СРО аутсорсеров еще лет 5 назад была, но настоящих буйных мало :)
Если Ваш конкурент применит технологию вирусного пиара и хайпа и начнет инфоповоды с конкурентным маркетингом адаптировать с креативом для соцсетей и СМИ, Вам еще сложнее станет.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
вы за языком следите, пожалуйста. Хотя аудитория кнопки во всей красе. Разговор гопоты с подворотни
Комментарий удален модератором
приезжай к нам в Челябинск, обсудим))))))
Ого! Это что, типа, приглашение «рас-на-рас-выйти»?
Ну и кто тут, как вы выше извергли, «гопота с подворотни»? :)
смешно читать, продолжайте.
На здоровье, Алексей!
Смех продлевает жизнь, а с вашими то нервами, коль вы каждого встреченого-поперечного приглашаете «обсудить» что-то, это очень понадобится :'D
да нет, просто вы не сталкивались с требованиями антимонопольной на практике и видимо не понимаете базовых норм не только поведения, но и деловой этики и правовых норм. Говорят, именно соблюдение этих базовых норм и является залогом цивилизованного общества, а не гопнического
Комментарий удален модератором
Сексот кнопки подъехал ?)
Сексот кнопки подъехал ?)
ахахах, маркетинг от Бога
Sega does what Nintendon't!