Хочешь сделать хорошее – сделай сам

Около года назад в порядке эксперимента мы запустили открытую платформу для тестирования знаний программистов Skillotron — без особых ожиданий и с минимальным маркетинговым бюджетом. Что из этого вышло и чему мы научились.

Хочешь сделать хорошее – сделай сам

Немного предыстории. Skillotron создавался для решения внутренних задач нашей компании — хотелось создать автоматизированную платформу для оценки знаний разработчиков: и теории, и языков разработки, и конкретных библиотек. Ручное тестирование отнимало немало времени, а то, что мы нашли на рынке, нам не так понравилось, поэтому мы решили сами сделать нужный инструмент.

Исходные данные

Что у нас было помимо желания? Опыт и компетенции людей: среди 2500 коллег-программистов есть эксперты в самых разных вопросах. Мы располагали временем: поскольку мы не были привязаны к каким-то срокам продиктованными рынком, инвесторами и т.п., мы могли сильно не торопиться.

Первую тысячу вопросов разной сложности нам помогали писать десятки наших товарищей по DataArt, на первую версию ушло около полугода.

Наверное, можно было все сделать и быстрее, но DataArt — не продуктовая компания, а сервисная. Создание собственных продуктов — не наше основное занятие. Практически все участники проекта продолжали заниматься основными активностями на других проектах, участвуя в Skillotron в оставшееся от работы время. В результате в августе 2017 года мы выложили первую версию Skillotron.

Так выглядит стартовая страница платформы Skillotron
Так выглядит стартовая страница платформы Skillotron

Почти сразу мы решили: раз уж мы в это вписались, надо делать открытую платформу, которой смогут пользоваться все, не только наши сотрудники. Поскольку вопросы на Skillotron писали коллеги, то и в открытой версии автором мог стать каждый. На первом этапе пользовательские вопросы попадали в базу через премодерацию, потом — через постмодерацию. Ставка была сделана на collective intelligence и сарафанное радио. Судя по всему, мы не прогадали.

Промежуточный результат

За год, прошедший с момента запуска, количество вопросов на Skillotron выросло с 1000 до 2700 — исключительно благодаря краудсорсингу. Платформой воспользовались 40000 уникальных пользователей, 12300 из которых зарегистрировались и продолжили играть (мы даем пользователям возможность попробовать игру без регистрации). Эти 12 тыс. мы можем считать более или менее регулярными пользователями.

Другой показательный для нас факт. Skillotron мы продвигали на тех пяти рынках, где работает DataArt, но играют в него и в сорока других странах, а пресс-релизы по поводу новшеств на Skillotron и интересной игровой статистики перепечатывают на самых удивительных языках.

Хочешь сделать хорошее – сделай сам

Иными словами, мы не только достигли первоначальной цели — получили инструмент для проверки знаний своих сотрудников, и теперь можем проводить «селфчеки» разработчиков DataArt — но и сделали продукт, который в достаточной степени востребован независимой аудиторией. Продукт этот получился бесплатным для пользователей. Пока что он не приносит нам какой-либо прибыли — будь он платным, возможно, статистика была бы иной.

Хочешь сделать хорошее – сделай сам

Маркетинг

Несколько слов о том, как мы выводили продукт. Суммарные прямые инвестиции в продвижение Skillotron составили около $6 тыс. за год — сумма довольно скромная.

Часть рекламных активностей не стоила нам дополнительных денег: соревнования по Skillotron для посетителей наших стендов на IT-выставках, на которых мы бы оказались в любом случае, рассылка пресс-релизов, работа с профильными комьюнити и внутренние конкурсы для коллег.

Каждое перечисленное усилие по отдельности не приводило к тысячным всплескам трафика, а давало несколько десятков или сотен новых пользователей — но систематическая работа дала значительный совокупный эффект.

Хочешь сделать хорошее – сделай сам

Планы

Нам не кажется, что мы достигли головокружительного успеха, но это один из наших первых опытов создания полностью собственного B2C-продукта. Опыт, как нам кажется, пока удачен и в планах — продолжать развивать проект.

В скором времени планируем добавить в Skillotron задачи с написанием кода, вопросы с картинками, открытые региональные рейтинги игроков, разнообразные опции для наших многочисленных партнеров и многое другое. Это не значит, что мы планируем становиться продуктовой компанией, но пока одно другому не мешает и даже помогает.

Кроме того, у нас появились идеи по поводу того, чтобы попробовать сделать общественно доступными некоторые другие наработки, которые появились внутри DataArt за многие годы работы с кодом. Как говорится, to be continued and stay tuned.

Этот блок временно не поддерживается
2828
14 комментариев

я недавно собеседовался в яндекс. это 5 часовых собседований, и как мне говорили HR - меньше 1% доходит до оффера

и у меня тоже ворзникла мысль - какой в этом смысл? сегодня я потрачу 5 часов в яндесе, завтра в ЛК, послезавтра ещё где-нибудь. неужлеи нельзя сделать какую-то платформу где можно было бы один раз порйти тесты и дальше любая IT компания, даже самая небольшая, получила объективную инфу чего ты стоишь?

мне каежтся вы движетесь в верном направлении, хотя конкретные формы могут быть в конечном счёте выстрелить иные. ключевой может вопрос - гтовы ли крупные компании типа яндекса дать посторонним досутп к своей базе. или готов ли кто-то типа hh.ru выстроить аналогичный процесс тестирования, предоставив его своим клиентам?

7

Думаю hh не потянет, а вот какой-нибудь IT ресурс смог бы! Например stackoverflow (у них есть раздел "работа")!
А вообще, Скилотрону нужно делать АПИ для того чтобы можно было шарить подтверждение своих скилов для других сервисов, типа hh, linkedin.. И в резюме тянулись бы автоматом пройденные тесты с оценками!

5

Комментарий удалён модератором

Да, мы рассуждали примерно так же. Решили, что автоматизация некоторых процессов поможет сэкономить время не только нам. В приоритете – добавитьвозможность использовать код. Дальше – посмотрим.

только я про Мегатрона подумал, как и логотипчик его подъехал)

2

Комментарий недоступен

1