Наш сервис как «Яндекс.Такси», только в энергетике

Привет, vc.ru, на связи Алексей Голиков, генеральный директор МЦР. Сегодня делюсь историей создания GIPRO — отраслевого программного продукта, предназначенного для менеджеров проектных продаж в энергетике. Ниже расскажу, в чем глобальная миссия, как пришла идея сервиса и как он помогает производителям и поставщикам получать большие заказы

17 лет я работал в энергетических проектных организациях проектировщиком, ГИПом, начальником отдела управления проектами, исполнительным директором.

Многим кажется, что на рынке энергетики чёрт ногу сломит, но для меня это привычная и понятная среда.

Если упрощенно, то компании российского рынка электроэнергии делятся на три категории: генерирующие, электросетевые и сбытовые. Генерирующие организации производят электроэнергию, электросетевые строят линии электропередач и подстанции, а сбытовые занимаются продажей электроэнергии конечным потребителям — предприятиям и нам с вами.

Миссия продукта

Конечно, у этих компаний тысячи подрядчиков — производители, поставщики, проектные, строительные компании. Мы с партнерами давно вынашивали идею создания платформы, которая объединит всех участников отрасли и поможет решить любой вопрос от получения аналитической информации до поиска исполнителя.

Глобально миссия нашего сервиса — сделать рынок прозрачным, организованным и правильным. Для себя мы проводим на первый взгляд неожиданную аналогию нашего продукта с Яндекс.Такси.

На ноябрь 2020 года доля заказов такси в Москве через приложение Яндекс составляла 71%

Наш сервис как «Яндекс.Такси», только в энергетике

Я заказываю такси минимум 2 раза в день, чаще — 3–4. На днях спешил на важную встречу, открыл Яндекс.Go — а оно не грузится. Меня аж пот прошиб. Я минут пять тупо закрывал и открывал приложение, но оно по–прежнему «висело». Вспомнил, что есть еще Uber — и полез скачивать. При этом мне не пришло в голову загуглить номер телефона службы такси или «поймать тачку», как было принято еще лет 10 назад.

Сейчас набегут хейтеры, которые дочитают до этого места и станут писать, что статья — реклама или приводить статистику аварий по вине водителей Яндекс. Но речь о другом.

Сервису удалось привлечь водителей, поглотить целые таксопарки и практически полностью изжить частный извоз. Но главное — изменить рынок такси, как мне кажется, в лучшую сторону.

Наш сервис как «Яндекс.Такси», только в энергетике

Так почему в энергетике до сих пор, чтобы получить крупный заказ, нужны правильные контакты в «записной книжечке»?

Разве не лучше заказчикам и подрядчикам существовать в условиях открытости? Одни выкладывают детальную информацию по инвестиционным программам, потому что она у них есть, а другие используют эту информацию для планирования поставок. Поставщики имеют равные шансы и честно конкурируют между собой, заказчики получают оборудование и продукцию отличного качества по лучшей цене — и все от этого в плюсе.

Итак, миссию сформулировали, но надо было с чего-то начать. Придумать идею-ядро, которая поможет привлечь и объединить разных участников рынка, а потом к ней прикрутить дополнительные возможности.

Идея витала в воздухе

Проектные компании, где я работал, были подрядчиками или субподрядчиками электросетевых компаний. Мы проектировали кабельные, воздушные линии, подстанции, и я хорошо понимал, из каких технических решений складываются разные типы проектов и как формируется стоимость реализации.

Стоимость строительства электросетевой инфраструктуры влияет на тарифы на электроэнергию, поэтому инвестиционная деятельность электросетевых компаний жестко зарегулирована.

605 компаний обязаны раскрывать информацию об инвестиционных программах в утвержденных формах и рассчитывать полную стоимость реализации проектов по укрупненным нормативам цены УНЦ. Эти данные проверяет Минэнерго: пишет замечания, принимает исправления, утверждает и публикует на своем официальном сайте.

В 2019 году нас привлекли к проверке расчетов по УНЦ для проектов ПАО ФСК ЕЭС и ПАО МОЭСК. Многие ошибки в расчетах были типовыми. Кто-то из нас придумал собрать расчеты по всем проектам в один Excel файл, чтобы выявить наиболее частые. Когда мы увидели картину целиком, стало очевидным, что расчеты — источник полезной информации, которую можно вытащить и адаптировать для производителей и поставщиков.

Мы выяснили, что инвестпрограмма содержит много данных, которые поддаются автоматическому извлечению и обработке, и эта информация нужна поставщикам. Из этого и выросла идея.

Она была очень простой — погрузить инвестиционные программы электросетевых компаний на один ресурс, «распарсить» проекты на технические решения, а их — на строительные ресурсы и добавить фильтры для удобного поиска.

Инвестиционные программы на строительство и модернизацию объектов электросетевого хозяйства составляются на 4 года вперед, бывает, на больший срок.

Производители и поставщики смогут находить для себя перспективные проекты на 4–8 лет вперед, просто выбирая название своей продукции в фильтре или по ключевым словам.

Интерфейс страницы «Проекты» в GIPRO
Интерфейс страницы «Проекты» в GIPRO

Ни одна платформа не предоставляет настолько детальную информацию по инвестиционным проектам, по которым даже нет проектно-сметной документации.

Если вдруг вы знаете подобный сервис, напишите, пожалуйста, в комментариях

Процесс разработки и первые ошибки

Решились бы строить бизнес в сфере, в которой мало что понимаете? Я решился и открыл IT-компанию. У меня была идея программного продукта, нашлись партнеры, которые профинансировали проект, и мы приступили к реализации. То, что у нас вышло что-то похожее на задуманное, — чистая удача и заслуга неординарного руководителя разработки с МЭИ-шным образованием.

Процесс реализации выглядел так. Я говорил руководителю разработки: «Смотри, есть такая идея. Можем сделать?» И он отвечал: «Сделаем!» В самом начале он сам писал ТЗ и совмещал функции бизнес-аналитика, системного аналитика, архитектора, тимлида.

Правда, спустя 2 года он сильно выгорел и уволился. Сейчас процесс разработки построен иначе. В команде есть руководитель проекта, два аналитика, пресейл-менеджер, back-end и front-end специалисты. Я лично много времени уделяю ТЗ на разработку — вычитываю, пишу комментарии. Все разработчики у нас штатные — так проще, учитывая, что в основе продуктов — наш собственный фреймворк, в который фрилансерам приходится слишком долго погружаться.

Собственно это и считаю ошибкой. Увлеченные разработчики сделали свой фреймворк. Это решение подходит скорее для крупной IT-компании, где его можно распространить. Сейчас мы перешли на Laravel, и разработка пошла бодрее.

Я и UX / UI дизайнеры
Я и UX / UI дизайнеры

То же вышло и с дизайном интерфейса. UX/UI дизайнеры с нуля отрисовывали интерфейс, а не собирали из готовых компонентов Material UI, что, конечно, затянуло процесс.

Реализация продукта

Первый этап. Реализацию начали с создания аналитического портала. Самым сложным было обработать сотни инвестиционных программ вручную, чтобы увидеть закономерности и написать алгоритмы. После этого столкнулись с тем, что стандартизированные excel-формы не у всех оставались стандартными — встречались скрытые страницы, удаленные строки, текст в ячейке с числовым форматом.

Второй этап. Прикрутили расчётный модуль. С помощью него электросетевые компании и генподрядчики могут автоматически рассчитывать стоимость реализации проектов по укрупненным нормативам цены, проверять расчеты и получать отчет об ошибках. Учитывая, что мы с партнерами участвовали в разработке укрупненных нормативов цены для Минэнерго, на этом этапе было меньше всего проблем.

Третий этап. Реализовали возможность добавлять проекты в «Избранное», чтобы было удобно хранить подборку проектов и возвращаться к ним.

Четвертый этап. Интегрировались с сайтом Госзакупок. Сама по себе задача простая, но мы хотели не просто перенести текущие тендеры к себе на платформу, а реализовать связь с инвестиционными проектами. И вот тут аналитикам пришлось помучиться. Было несколько итераций «написание ТЗ → реализация → работает не так». В ближайший релиз узнаем, получилось ли на этот раз.

Пятый этап. Добавили СИПРы — схемы и программы развития регионов России в части объектов электросетевого хозяйства, и ИПР — инвестиционные программы компаний, которые не раскрывают информацию в стандартизированном виде, но хранят «инвестки» в открытом доступе.

К каждому этапу мы возвращаемся и совершенствуем текущие решения. Самыми сложными задачами, которые продолжаем решать, стали:

  • создание интуитивно понятных фильтров
  • совершенствование алгоритма привязки закупок к проектам
  • прогнозирование набора строительных ресурсов для СИПР и ИПР
  • автоматизация загрузки инвестиционных программ и закупок

Сейчас мы находимся на шестом этапе и разрабатываем структуру для аналитических отчетов. Они будут генерироваться автоматически и давать актуальную информацию о текущем состоянии, динамике и перспективах развития рынка энергетики в разрезе ПИР, СМР, электротехнической продукции. Уже сейчас мы выполняем такие отчеты на заказ.

Кому интересно, пишите в личные сообщения

Что получилось

В целом у нас получился продукт, который и задумывали. Возможно, мы могли прийти к нему на полгода раньше.

Это пока самое ядро нашей глобальной идеи, и оно отлично справляется со своей функцией — привлечением самых разных пользователей от менеджеров по продажам компаний-поставщиков до специалистов департамента инвестиционного планирования электросетевых компаний.

На данный момент в GIPRO 500 зарегистрированных пользователей: производителей, дистрибьюторов, проектных, строительных, электросетевых организаций.

Если вы пользовались нашей платформой, поделитесь впечатлениями в комментариях.

Платформа состоит из модулей:

GIPRO ПРОЕКТЫ — база из 89 000 инвестиционных проектов электросетевого хозяйства, атомной энергетики, гидроэнергетики общей стоимостью 5 трлн ₽ и началом реализации вплоть до 2030 года.

Содержит полную инвестиционную программу Россетей, инвестиционные программы частных компаний, схемы и программы развития 85 регионов России.

Отличия GIPRO от других площадок с инвестиционными проектами типа B2B Global или Инвестиционные проекты:

  • специализация на энергетике
  • детализация проектов «до болта»
  • фильтры по заказчику, региону, году реализации, техническим решениям, оборудованию, объему инвестиций
  • паспорта проектов
  • автоматизированный расчет и проверка стоимости реализации проектов
  • отслеживание закупок (в перспективе)

Попробуйте GIPRO без регистрации — для этого нажмите кнопку Гостевой вход на странице авторизации

GIPRO ЗАКУПКИ — закупки энергетики с привязкой к инвестиционным проектам и ссылками на сайт Госзакупок.

Допустим, вы нашли интересную закупку, но хотите получить больше информации, чем в конкурсной документации. В поле «Связь с инвестиционным проектом» находите ссылку, переходите в проект и подробно изучаете технические решения, финансовую информацию, общую потребность в ресурсах.

На стадии ТЗ сейчас находятся уведомления об изменениях в статусах закупок.

Если статус по избранным закупкам изменится, сервис уведомит об этом
Если статус по избранным закупкам изменится, сервис уведомит об этом

GIPRO РАСЧЁТЫ — модуль для электросетевых компаний и генподрядчиков с функцией автоматизированного расчёта и проверки стоимости реализации проекта по методике с применением УНЦ. Тут мы больше всего конкурируем с Excel, где в основном и выполняют такие расчеты. Наши преимущества:

  • индексы-дефляторы для расчета стоимости проекта в прогнозных ценах
  • база проектов-аналогов с расчетами
  • автоматизированная проверка
  • формирование формы 20 для Минэнерго
Кейс использования GIPRO РАСЧЁТЫ генподрядчиком 
Кейс использования GIPRO РАСЧЁТЫ генподрядчиком 

GIPRO ФОРМЫ — модуль для электросетевых компаний, который автоматизирует подготовку 19 форм раскрытия информации, утвержденных Приказом Минэнерго 380.

Отдельно мы продаем GIPRO БИЗНЕС — кастомную версию платформы, которую устанавливаем на сервер клиента, дорабатываем фильтры под его задачи и интегрируем с любыми тендерными площадками.

Кому нужен наш сервис

Как информационно-аналитический ресурс, GIPRO полезен производителям, поставщикам, дистрибьюторам, а конкретнее — менеджерам проектных продаж. В электросетевом строительстве продажа оборудования происходит на начальном этапе проекта, когда даже не выбрана проектная организация.

Если вкратце, менеджер по разным каналам узнает о том, что заказчик планирует реализовать проект, звонит, получает вендор лист, составляет список партнеров-производителей и едет к заказчику или генподрядчику убеждать, что его оборудование надежнее и дешевле.

Временной лаг между договоренностью и поставкой оборудования составляет 2–3 года, но это позволяет планировать производство и поставлять сразу большие объемы.

Бывает, менеджеру приходится договариваться на этапе проектирования, но к этому моменту, как правило, технические характеристики оборудования уже определены, и войти с поставкой в такой проект сложнее.

Наш сервис помогает узнавать о проектах электросетевого строительства сразу после утверждения инвестиционной программы, находить проекты по нужным техническим решениям и ехать к «теплым» заказчикам.

Особенно актуальная платформа стала после введения санкций. Она помогает ответить на вопрос «что производить» и продукцию каких ушедших брендов выгоднее замещать. Здесь можно оценить потребность рынка в электротехнической продукции и оборудовании на несколько лет вперед и принять решение о расширении или запуске производства.

А в итоге

Если посчитать, то чистыми на разработку у нас ушло полтора года. Последний год активно выводим продукт на рынок.

  • Собрали 1000 лидов на четырех электроэнергетических выставках
  • Запустили контекстную рекламу
  • Работаем над промо-роликами

И, конечно, сарафанное радио и «записную книжечку» тоже никто не отменял.

Результаты участия в выставках в 2021 году
Результаты участия в выставках в 2021 году
Результаты участия в выставках в 2022 году
Результаты участия в выставках в 2022 году

Самое важное — сбор обратной связи от пользователей. Для нас важно находить клиентские боли и решать их — без этого нельзя создать полезный продукт и полноценно развиваться.

Мы всегда предлагаем клиенту провести бесплатную демонстрацию продукта и на примере его продукции показываем, как найти перспективные проекты, где лежат паспорта проектов и как добавить проекты в Избранное. За обратную связь мы даем скидку.

GIPRO для нас — это ядро, вокруг которого строится наше представление о том, что такое рынок энергетики в 21 веке. Мы стремимся сделать сервис интуитивно-понятным и удобным в использовании. Надеемся, что вы разделяете наши взгляды и попробуете продукт.

Алексей Голиков

Генеральный директор и основатель МЦР

Телеграм

Тенчат

1414
6 комментариев

Лет 15 назад работала в проектной организации, помню, какой производители приходили с коньячком к генеральному директору)))

1
Ответить

За это время мало что поменялось, но мы будем и дальше стараться менять рынок)

2
Ответить

Всегда восхищаюсь, когда люди из сложного делают что-то простое и удобное 😎

1
Ответить

Спасибо! В этом и была идея — создать простой продукт, чтобы пользователи быстро справлялись с рутинными задачами)

Ответить

Интересная статья

1
Ответить

Руслан, спасибо!)

Ответить