Легкий поиск блогеров на VK

Лонгрид о создании базы блогеров ВКонтакте, которая помогает сэкономить время на поиске блогеров, хотя выбирать в принципе и не из кого... или 60 тысяч микроинфлюенсеров все-таки найдут своих рекламодателей?

Скромный интерфейс v.2 с фильтрами
Скромный интерфейс v.2 с фильтрами

Идея

Работа в рекламных агентствах иногда бывает очень скучной: необходимо отвечать на запросы о нативных размещениях потенциальных или любимых клиентов.

Одним из примеров такой нудной, но необходимой работы, является подбор блогеров с последующим анализом их подписчиков:

  • география,
  • демография,
  • показатели вовлеченности,
  • процент ботов,
  • расчет пересечений подписчиков.

В общем, скукота, которую обычно отдают стажерам, джуниорам, помощникам или другим усидчивым людям, находящимся в прямом подчинении, ну, или субподрядчикам – «блогерским агентствам», которые в любой план любому клиенту вложат блогеров, которых продюсируют сами или у которых выгодные условия размещения.

А где взять сам список этих самых блогеров на ВКонтакте?

Костя Карпов, человек, который любит делегировать задачи

Так я подумал и приступил к созданию «базы блогеров».

Всего-то нужно было загрузить информацию о 216 671 998 аккаунтах пользователей ВКонтакте.

Не самая сложная задача, особенно, если владеешь методом execute VK API, затем пришло время разделять собранную аудиторию на кластеры по количеству подписчиков.

По порядку рассчитайсь!

  • 100 000+ – 387 аккаунтов

Come on! – воскликнул я, – Да это ж вообще ни о чем!

Действительно, если на Instagram или YouTube, набрать 100 000 подписчиков при должной сноровке вообще ничего не стоит (кроме труда, усердия, старта вовремя (лет 6 назад)) , а во ВКонтакте исторически никому не нужно было копить аудиторию на личных аккаунтах. Для этого были группы/сообщества и публичные страницы (кстати, переходящие из Instagram мартопрельские блогерки и блогеры) тоже сначала пытались переводить подписчиков на личные страницы, но затем смирились и начали открывать паблики.

  • от 50 000 до 100 000 – 954 аккаунта

Понятно, что для решения задачи того или иного бренда не нужны сотни аккаунтов, но…

Выбирать из 1,5 тысяч аккаунтов, а тем более их как-то сегментировать, стало бы похоже на «такое себе»:

Скриншот одного из сервисов подборов с тематиками
Скриншот одного из сервисов подборов с тематиками
  • 10 000 – 50 000 подписчиков – 18 638 аккаунтов

Здесь-то начинается смысл в фильтрации и подборе!

На этом этапе первичный интерфейс был отдан на растерзание небольшим партнерским агентствам с активными блогерскими размещениями.

  • 5 000 — 10 000 подписчиков – 36 686 микроинфлюенсеров!

MVP (минимально жизнеспособный продукт)

Вряд ли пользователям будет удобно делать запросы к базе данных!

Так родился первый простой интерфейс:

Элементарные ссылки и сортировки, простая таблица v.1
Элементарные ссылки и сортировки, простая таблица v.1

Сразу же полетели комментарии:

  • нужна выгрузка в excel,
  • нужен процент ботов,
  • хотим видеть «пересечения»,
  • было бы здорово добавлять и сообщества!

При работе с интерфейсом были и собственные пожелания: чтобы было симпатично и удобно.

Если с выгрузками в таблицы и добавлением информации о сообществах и группах проблем не возникло (сообщества добавляются пользователями, а база пользователей с большим количеством подписчиков уже предустановлена для всех), то…

«Процент ботов" – это вообще как? И потом выйдет статья от какого-нибудь коммерческого директора VK "У нас нет ботов, у нас спецоперация»

Поэтому было решено опереться на маленький отраслевой стандарт – воспользоваться модулем TargetHunter, в котором производится «очистка от ботов»:

Пожалуй, это один из самых ресурсоемких инструментов в нашем сервисе, — поэтому будьте готовы к долгой обработке заданий

Справка TargetHunter

Да ладно, я 200 миллионов аккаунтов уже собрал!

С пересечениями аудиторий подписчиков была небольшая математическая закавыка: даже если просто последовательно пересекать полные списки подписчиков каждого с каждым, а потом еще посчитать пересечения в нескольких конфигурациях (например, 5), то память только на хранение этой информации превысила бы 1Тб дискового пространства (кому интересно, попробуйте посчитать количество пересечений без повторений для 30 000 аккаунтов). А если реализовывать функцию «по запросу», то мягко говоря, ожидание в сутки не ускорит подготовку медиаплана. В оправдание, могу сказать, что ручные эксперименты с расчетом пересечений показали не более 3-5% даже между очень крупными блогерами.

Любимые показатели и бенчмарки

По старой традиции для показателей вовлеченности на стенах пользователей я использую медианные показатели

IR,% = [Сумма всех действий на посте ] / [Количество показов поста]

– этот показатель помогает считать и прогнозировать вовлеченность в контент на странице. С увеличением количества подписчиков, этот показатель падает. Поверьте, вряд ли стоит вкладываться в размещения у блогеров, где каждый 5-ый просмотр оканчивается «лайком» (IR >20%), равно как и если каждый 100-ый (IR <1%). Истинные показатели находятся где-то от 10 до 5%

VR,% = [Количество просмотров поста] / [Количество подписчиков]

– этот показатель говорит о том, насколько видимы посты блогера среди его подписчиков и насколько они получают виральный охват через репосты. Если аккаунт активен, то каждый 4-ый подписчик будет стабильно видеть посты в своей ленте ( 10% < VR < 40%) .

Первая 1000 пользователей

Несколько анонсов и взрывной рост!

Нет, взрывного роста пока не случилось и даже первой 1000 авторизованных пользователей еще нет: задача весьма специфичная и вариантов анонсировать бесплатный сервис не так уж и много. VC. ru – один самых оптимальных из них.

Текущий функционал

  • загрузка пользователя или сообщества ВКонтакте на анализ,
  • выгрузка excel до 20 строк,
  • поиск и фильтрация по статистическим показателям подписчиков (гео, возраст, пол,% ботов),
  • поиск и сортировка по показателям вовлеченности (относительным и количественным) : количество подписчиков, количество лайков, комментариев, репостов, просмотров, IR, VR,
  • быстрое суммирование показателей и перетаскивание колонок в удобном порядке,
  • добавление блогеров и сообществ в «избранное».

Как итог

Подобные pet-project — это скорее хобби по созданию инструментов, упрощающих собственные рабочие процессы, чем возможность перехода к монетизации в том или ином виде.

1414
30 комментариев

лайк подпеска

1
Ответить

Оплатил подписку, с целью собрать базу. По факту фильтры не работают, инфа не обновлялась с августа месяца. Пустая трата времени и денег 💩

1
Ответить

Не все так плохо за 200 рублей 🙂 а еще договорились о бесплатном пожизненном доступе 😎

Ответить

Конечно, запросов много, фильтры не те.... Тогда инструкцию пишите, как сервисом пользоваться. И бесспорно не удобно, что нельзя отфильтровать блогеров не по городу аудитории, а по их городу.

1
Ответить

Сегодня блогер написал, что он из Воронежа, завтра, что из Барселоны. Чем вам это поможет? Аудитория у него как была из Челябинска, так и осталась.

Ответить

хорошо, когда ленивые люди еще и умные)) делают классные вещи)

Ответить

Отличная идея. Сам недавно задумался поиском блогеров и площадок для «посевов» и скажу довольно трудная задача. Sociate уже не тот

Ответить