Чему меня научили 11 неудачных проектов и почему 12-й (скорее всего) взлетит

Статья о том, как набить десяток шишек, чтобы наконец запустить стартап. А заодно и клич о помощи.

Всем привет, на связи Сергей Арлов. Это статья о личном опыте. Он может не совпадать с вашим, как и сделанные мной выводы могут отличаться от тех, кто придут вам в голову. Пожалуйста, не сердитесь — лучше поделитесь впечатлениями в комментариях.

В апреле 2020-го на vc.ru вышла моя статья “О девяти провалах и одном удачном запуске бизнеса”. Вот она:

Как вы можете догадаться, раз я снова тут, этим дело не закончилось. Но перед тем, как я расскажу о "Листве” (проект, над которым мы с командой трудимся сейчас, а вчера открыли публичный доступ к MVP), предлагаю вернуться в прошлое и коротко пробежаться по провалам:

  • Страница во «ВКонтакте» о информацией о достопримечательностях славянских стран. Делал один во времена получения профильного образования, не было уникального контента, забил.
  • Литературное агентство. Пригласил энтузиастов, не сумел их организовать, немного заработали и разбежались.
  • Студия интеллектуального бизнеса. Концепция оказалась нежизнеспособной: пытались сделать всё и для всех, от дизайна до переводов и бухгалтерии на аутсорсе. Не прокатило.
  • Выпуск книги. Ничего не заработал, зато не отупел за год в армии, пока сочинял тысячи строк стихов.
  • Биржа интеллектуальной собственности BrainMoney. Учитывая, что потом успел поработать в сфере ИС, могу сказать: проект был перспективным. Точнее, сама его концепция вполне укладывалась в тренды. Делал один без навыков программирования. Обращался во ФРИИ, там не поверили. Оставил.
  • Изобретение баланс-борда. Запатентовал, но даже не пытался монетизировать. Наверное, зря. Делал чисто для резюме.
  • Разработка методики когнитивного развития. Начитался психологической литературы, пошёл учиться на педагога, решил, что пора внести вклад в науку. Пока не внёс.
  • Платформа “Турпоток”. Делал агрегатор турагентств с кастомизацией путешествий под потребности туристов. Снова ходил во ФРИИ, там ждали результат, не удержал в проекте разработчиков. Провалился. Александр Ж., если ты читаешь это, прости, я поступал очень глупо, постоянно вас подгоняя.
  • Турагентство онлайн. Пришло на замену платформе. Никакой технологичности и уникальности, просто подборки дешевых туров на сайте и работа с партнёрской программой. Немного заработал, не выдержал конкуренции.
  • Сайт с новостями Словакии на русском языке. Вышел в топ Яндекса и Гугла, засветился на уровне высокопоставленных лиц, имел постоянную аудиторию, выпустил самое масштабное русскоязычное исследование чехословацкой "Нежной революции", начала приходить реклама, наступило утро 24 февраля 2022 года...
  • Лотки для выращивания микрозелени с автополивом и солнечными батареями Viru-Muru. Переместился в Эстонию (сейчас уже не там, нет возможности попасть даже к себе в квартиру), заскочил в местный инкубатор Prototron, уверенно дошёл до предфинального отбора, получил очень позитивные отзывы экспертов, наконец-то научился создавать pitch deck и one-pager, набрал много полезных связей. Делал всё один, не было прототипа, денег не получил.

Вот чему меня научили 11 неудач:

  • Неумение учиться на чужих ошибках уже отняло у меня несколько лет жизни. Я совершаю слишком много действий “для опыта”, но голова не железная — если ей постоянно биться о стену, то однажды можно уже не встать. Пожалуйста, учитесь на моих оплошностях и совершайте меньше своих.
  • Создавать технологический продукт в одиночку — то же самое, что пытаться сдвинуть с места гору. Либо придётся целую вечность дробить скалы и таскать по камешку, либо надорвёшься в самом начале пути. Нужна стабильная команда, а ей нужен организованный лидер.
  • Нет никакого смысла месяцами корпеть над MVP — это сжигает мотивацию и не приносит денег. Быстрое тестирование гипотез — всему голова. Скорейший выход к пользователям и сбор обратной связи — наивысшее благо. Детальное исследование рынка ещё на этапе появления идеи — лучшее решение, которое позволяет уничтожить в зародыше 90% бесперспективных проектов.
  • Нельзя заигрываться с ручным трудом, особенно, если рук недостаточно. Он быстро становится рутиной, а рутина, не приносящая высоких результатов, убивает желание заниматься делом, которое ещё три месяца назад казалось любимым.
  • Планирование — занятие неблагодарное, но без плана не найти единомышленников. Мне слишком долго нравилось придумывать стартапы и слишком долго не нравилось строить работающий бизнес.

А теперь?

Теперь мы вместе с командой создаём платформу для поиска компетенций и управления рабочим временем внутри больших компаний, которая получила название Listva. Вчера, то есть 25 августа 2022 года, запустили MVP. Протестировать можно тут: https://listva.eu

Чему меня научили 11 неудачных проектов и почему 12-й (скорее всего) взлетит

Сейчас это база данных, в которой содержатся профили участников с информацией о навыках, опыте, интересах, готовности к предложениям по работе и сотрудничеству.

Пока что работаем в основном по стартаперами и фрилансерами. Постепенно продукт перерастёт в полноценное B2B SaaS-решение со следующим функционалом:

— Управление задачами и расписаниями сотрудников

— Продажа, покупка, бронирование времени из расписаний специалистов

— Диалоги и групповые чаты

— Отзывы о работе и рейтинговая система

— Рекомендательный механизм для внутреннего найма

— Лента новостей проектов

Чему меня научили 11 неудачных проектов и почему 12-й (скорее всего) взлетит

Вот пример, для чего это нужно: мне, как менеджеру продукта в корпорации, недавно требовался исследователь. Собственного в нашей команде нет, пришлось искать в соседних отделах. Процесс поиска нужного человека занял 2 дня, учитывая время ожидания ответов по почте. А мог бы занять 15 секунд, если бы финальная “Листва” уже была на рынке.

Судя по опросам, с такой проблемой сталкивается абсолютное большинство работников средних и крупных предприятий: непонятно, где и какая экспертиза, к кому и с чем идти за помощью, какие проекты в компании есть и можно ли развиваться, не увольняясь. Да и в целом рынок решений для командного взаимодействия растёт: с 16,27 миллиардов евро в 2021 году до прогнозируемых 38,71 миллиарда евро в 2028. Уже сейчас наша ЦА в глобальном плане насчитывает около 800 000 технологических компаний со 100 000 000+ высококвалифицированных работников в США, Европе и Индии.

Предположим, если в 2025 году нам удастся обслужить 0,5% от числа потенциальных пользователей, это будет означать выручку в размере 118 миллионов евро. Вывод: рынок есть. Команда — тоже:

🔸CEO Сергей Арлов (6+ лет в медиа и продуктовом менеджменте);

🔸CTO Никита Деревянных (14+ лет в веб-разработке);

🔸Главный дизайнер Александр Савченко (10+ лет in UX/UI дизайне);

🔶CISO главный юрист Кирилл Баранов (6+ лет в юриспруденции);

🔸PR-директор Ольга Коровина (5+ лет в PR).

Выходит, в этот раз мы неплохо укомплектованы: есть продукт, пусть и действительно минимальный, команда, рынок, первые регистрации, интерес экспертов и стартап-сообщества, даже советником успели обзавестись и выиграть 250 долларов на соревновании бизнес-проектов. Для основного приложения уже продуманы 75% интерфейсов, процессы взаимодействия пользователей и способы монетизации. В ближайших планах — разослать заявки в акселераторы, привлечь первые внешние инвестиции и начать постепенно превращать MVP в основной продукт.

Каждый из вас может помочь нам достичь цели, к которой лично я иду с 2017 года: достаточно принять участие в тестировании платформы https://listva.eu и написать своё мнение о проекте в комментариях. Посмотреть дополнительные материалы о “Листве” (pitch deck, one pager) можно по ссылке.

В акселератор, на который мы рассчитываем больше остальных, очень желательно заявиться до 28 августа, поэтому у нас всего два дня, чтобы набрать хоть сколько-нибудь весомую пользовательскую базу. Без вас — никуда!

Спасибо! И до новых встреч!

2121
29 комментариев

желаю, чтоб в итоге ваш 12 проект все таки взлетел)

2
Ответить

Да я тоже очень на это надеюсь :) Наконец-то есть все условия. Надеюсь, за сегодня наберём хоть сколько-нибудь новых пользователей, чтобы завтра не выглядеть плохо при подаче заявки в акселератор.

Ответить

Сергей, а какую пользу вы ждете от акселератора, если у вас b2b продукт, который нужно продавать руками?

2
Ответить

Антон, спасибо за вопрос!

Польза, которую мы ждём:
1) Бизнес-контакты. У акселератора полно партнёров, которые могут быть заинтересованы в развитии или пилотировании на своей базе нашего продукта.
2) Инвестиции. То, что мы хотим сделать в основной версии продукта, потребует достаточно длительной разработки. MVP собрали за счёт собственных средств, но расширение функционала потребует найма новых сотрудников и перехода на full-time старых. Хотим получить хоть какие-то деньги на развитие, чтобы можно было спокойно заниматься проектом, уделяя ему весь день, а не только ночные часы.
3) Юридическая поддержка. У нас есть юрист, но он эксперт в российском законодательстве, а регистрироваться планируем не в РФ. Нам бы неплохо было заручиться поддержкой местных экспертов.

Ответить

На что живёте всё это время?????

1
Ответить

Так я же по найму работаю параллельно с этими проектами

3
Ответить

пока что за еду работаете?

1
Ответить