Как мы учили 3-леток играть в шахматы

На онлайн-уроках дети не отвлекались 25 минут

Привет! Меня зовут Юлия, я руководитель отдела понимания в шахматной школе «Феномен». Сегодня расскажу вам, как появилась идея попробовать провести онлайн-уроки шахмат для 3-летних детей и что из этого получилось.

Что случилось?

Недавно мы проводили мастер-класс в рамках крупного фестиваля в Новосибирске. Выходной день, открытая площадка, хорошая погода — было много семей с детьми. А у нас была яркая локация: огромные классики мелом на асфальте, ребусы, раскраски, фотозона + место в начале главной аллеи — мимо не пройти.

Тренеры школы Елена и Евгения готовятся к мастер-классу
Тренеры школы Елена и Евгения готовятся к мастер-классу

Первый час я просто наблюдала за реакцией людей. Кто-то из детей подходил поиграть, кто-то просто проходил мимо.

Были детки, которые притормаживали, глазами «съедали» классики и столы с фигурами. Но родители тянули их за руку со словами (дословно) «Это долго», «Нам некогда!», «Пошли, ты же не умеешь играть».

Мне стало любопытно узнать больше мнений местной «холодной аудитории», и следующие пару часов я ходила по территории и предлагала родителям записать ребёнка на бесплатный пробный урок по шахматам. Из примерно 20 человек только двое легко оставили контакт. Остальные отвечали примерно одно и то же:

«Мой ребенок не справится с шахматами, он неусидчивый»

«Шахматы не для него, он не сможет»

«Онлайн? Да он 5 минут не высидит!»

Не могу сказать, что это нечто новое, мы проводили исследования ЦА и знаем подобные «блоки» в головах. Но в тот день захотелось придумать что-то еще, нестандартное и наглядное — показать, что умеем работать с такими сложностями.

Мы в школе «болеем» за то, что усидчивость — не черта характера, а навык, который можно и нужно развивать. И шахматы — отличный инструмент для этого, а также для развития других гибких навыков.

💡Идея!

Мне в голову пришла идея: провести небольшой интеллектуальный эксперимент и показать, что увлечь шахматами при желании и должном подходе можно кого угодно. Даже онлайн.

Основная часть наших учеников — это дети 5-7 лет, и они уже занимаются онлайн. Поэтому для эксперимента я решила снизить планку до экстремальной и пригласить деток 3 лет.

Оговорюсь сразу: я не претендую на то, что этот эксперимент соответствует каким-то правилам научного. Была маленькая выборка, дети на старте уже соприкасались с шахматами.

Но это девочки, которым нет даже 3,5 лет и которые прошли онлайн-урок по шахматам. Если вы когда-то имели дело с 3-леткой, то можете представить, как это непросто.

Участницы эксперимента

Участницы интеллектуального эксперимента
Участницы интеллектуального эксперимента

Агния, 3 года и 3 месяца. Родители показывали ей доску и фигуры, она знает названия, как ходят (кроме коня, ферзя и короля), помнит начальную расстановку фигур.

Соня, 3 года и 4 месяца. Она видит, как занимается шахматами ее старшая сестра, и тоже рвётся в бой! Уже знает названия фигур.

Алёна, 3 года и 3 месяца. Ее родители — шахматисты, знакомили дочь с игрой. Алёна знает названия фигур, начальную расстановку — но не безошибочно, пытается выговаривать слова «вертикаль» и «горизонталь».

Как мы адаптировали урок

  • Время. Наш методист Алина Стрелкова сократила урок до 20 минут, но вместе со знакомством тренера с девочками вышло около 30;
  • Подход. Учитывая возраст девочек, Алина порекомендовала тренеру сделать упор на визуализацию. Тренер добавила сказку с множеством картинок, постоянно использовала визуальные примеры и игры;
  • Учебный материал. Сократили объем информации до изучения одной фигуры. Выбрали ладью, которая ходит достаточно просто;

  • Технические моменты. Мы решили, что лучше проходить урок с планшета, так как этот гаджет более понятен и прост в обращении для трехлетнего ребенка. Правда, в итоге Соня проходила занятие на компьютере, а Агния на телефоне :)

Как прошли онлайн-уроки

Наш тренер Анастасия Велюгина начала занятия с простой беседы. Она познакомилась с девочками, постаралась расположить их к себе, узнала немного об их жизни. После перевела тему на шахматы и предложила рассказать сказку «Как появились шахматы?». Затем предложила несложные игры: поймай звездочки ладьей или одолей динозавров на шахматной доске.

Задания

Не всегда получалось выполнить задания сразу. После первого урока мы убрали из программы сложное упражнение с лабиринтом. В остальных заданиях девочки проявили упорство и справились.

Концентрация внимания

Все уроки продолжались примерно 25-30 минут. У двух из трех участниц был один момент, когда казалось, что ребенок потерял интерес. Но тренер смогла вернуть в занятие и продолжить урок.

Выводы

Главное для нас было показать, что трехлетний ребенок может удерживать внимание продолжительное время. Я считаю, что эту задачу мы перевыполнили.

У девочек не всё получалось с заданиями, но это нормально. Дети слушали, пытались выполнить упражнения, радовались, когда получалось.

Наш интеллектуальный эксперимент не совсем настоящий. Но над ним работала целая команда: методист, тренер, администратор. Мы взяли за основу существующую методику, с которой обучаем 2500 детей по всему миру, и адаптировали под 3-летнего ребенка.

По нашим опросам ЦА действительно многие родители боятся, что 5-6-7 лет — слишком рано, чтобы начинать развивать мышление и гибкие навыки у ребенка. И я надеюсь, что мой небольшой эксперимент однажды все же вдохновит сомневающихся попробовать.

1515
15 комментариев

круто, но мне кажется в таком возрасте самое сложное заинтересовать людей и поддерживать этот интерес

2
Ответить

Да, согласна, важно не только заинтересовать, но и поддерживать интерес. Для маленьких детей в первые месяцы хорошо работает игровая механика.

Кстати, одна из девочек из эксперимента осталась заниматься, по собственной инициативе. Она прошла 5 занятий, сейчас изучает правило превращения пешки :)

Ответить

По нашим опросам ЦА действительно многие родители боятся, что 5-6-7 лет — слишком рано, чтобы начинать развивать мышлениеОхотно верится. Не даром же 20 и даже 30-летние дебилы стали обычным явлением

1
Ответить

Как здорово, что вы провели такой эксперимент, пусть и на маленькой выборке. Надеюсь, что статья поможет родителям сделать шаг в сторону занятий шахматами для их детей.

1
Ответить

Все большое создаётся маленькими шагами ☺️ спасибо за ваш комментарий!

Ответить

Очень крутой эксперимент! Девочки такие маленькие и уже такие взрослые!
Не останавливайтесь 🤗

1
Ответить

Спасибо!

Ответить