Фудтех, каким мы его видим

Здравствуйте, меня зовут Вова, и я архитектор Селфбар, системы самообслуживания для баров.

Начало

В один прекрасный летний день в далеком 2013 году, мы стояли в очередь(!) перед входом в *олотую *облу на Сущевском валу. Минут через 10 томительного ожидания нас пустили внутрь и провели к столу на 8 человек. Нас было двое.

Почти сразу (минут через 10) нам выдали меню, затем минут через 15 к нам подошла официант и приняла заказ. Еще через 15 мы получили 2 бокала пива и что-то там еще, что положено к пиву. Минут через 10 бокалы были пусты. Еще через 15 минут мы смогли рассчитаться и уйти.

Фудтех, каким мы его видим

Итого (исключая ожидание на улице) 65 минут 2 человека занимали 8 мест (при наличии желающих на улице) и ушли с чеком рублей на 500-600. Рука-лицо.

Тут бы руководству бара задуматься: «мы же просто прое* деньги, замораживая места и не успевая обслуживать?!» Но задумались не они, а мы с точки зрения клиента: как получить без очереди бокал пива, немного поговорить и уйти, не потеряв при этом час?

И мы придумали: пришел, сам налил, сам выпил, свободен. Быстро, удобно и без обмана. Круто.

Немного истории 
Немного истории 

В целом, самообслуживание в баре — идея не новая. Старожилы помнят советские пивные с автоматами. Но технологии не стоят на месте, и в настоящем мы видели реализацию несколько иначе. Вместо монетных автоматов с фиксированной порцией, мы решили создать систему с возможностью наливать любой произвольный объем и производить расчет посредством клубных карт.

В Селфбар гость наливает сколько хочет: можно попробовать всего по глотку, и выбрать то, что понравится, или просто подходить за всегда холодной небольшой порцией, и для этого никого не надо ждать: ни бармена, ни официанта.

Прогресс — первый столичный бар самообслуживания с общей зоной розлива. Москва, 2016 год.

Для заведения тоже получается интересно. Самообслуживание подразумевает постоянное движение и общение, подсесть или встать рядом с кем-то заметно проще, это увеличивает заполняемость и коэффициент использования площади, свободный доступ к напитку ускоряет обслуживание до 40 (!) раз в сравнении с традиционной логистикой через официанта и бармена. Бармен, который исключен из процесса розлива, не сможет обворовывать гостей, да и просто добросовестно обсчитать клиента уже не получится. Кроме того, можно изменить штатное расписание, убрав оттуда лишних людей (слава роботам!).

Машина не умеет обсчитывать, воровать и ошибаться, а, значит,
владелец заведения может снизить традиционные для бара потери при розливе с 20% до 0

Уже в декабре того же года нашлись энтузиасты с похожими взглядами на бизнес, мы произвели опытную партию оборудования и запустили первый бар самообслуживания с общей зоной розлива в славном городе Владимир, что на Клязьме.

Не тут-то было

Все началось с очевидного соединения пивного крана с датчиком и устройством для блокировки потока. Через некоторое время после запуска владимирского бара выяснилось, что нашу систему легко обмануть, как покупателям, так и сотрудникам. Мы начали изучать мировой опыт в поисках решения этой проблемы, но не нашли. Оказалось, что эта проблема есть у всех систем саморозлива. Для нас это стало вызовом и в итоге — отправной точкой в истории Селфбар. Мы создали и запатентовали уникальное техническое решение, исключающее обман со стороны пользователей, и с этого момента у самообслуживания в баре появилось будущее.

Позже мы, конечно, снова влетели и не раз. Оказалось, что точность и стабильность розлива зависит от множества неочевидных параметров, которые необходимо контролировать и управлять ими. Мы досконально изучили процесс розлива, подобрали правильные комплектующие и научили нашу систему аккуратно лить, точно считать и на лету диагностировать свое состояние.

Первые внедрения показали, что просто лить, просто считать, просто пополнять карты — всего этого не достаточно. Бизнес требовал больше возможностей, гибких настроек, наглядных отчетов и удобного интерфейса.

Также оказалось, что рестораторам не удобно использовать несколько совершенно разных учетных систем для управления запасами и продажами. В результате получалось, что данные между системами необходимо переносить вручную или посредством костылей, которые надо регулярно обновлять, вслед за обновлениями основной учетной системы. И мы создали SB Drive — систему управления запасами и продажами ресторана, а так же CRM систему, для работы с оборудованием Селфбар.

Теперь нашим партнерам не требуется в ресторане никакого дополнительного ПО и стороннего оборудования. Для адептов Iiko и r-keeper у нас, по-прежнему, есть костыли (куда ж деваться), но пользуются ими все реже.

Немного аналитики в SB Drive
Немного аналитики в SB Drive

SB Drive собирает данные обо всех продажах в разрезе клиентов. Наши партнеры знают все о покупках абсолютно всех своих гостей. Такой результат недостижим ни для какой из существующих систем лояльности для ресторанов.

Раздел аналитики также позволяет отследить эффективность того или иного канала привлечения клиентов, показывая какая часть из новых приходит повторно и трансформируется в постоянных.

Результаты

Гости довольны. Не все, конечно, но большинство.

Рестораторы осторожно пробуют формат, однако, те, кто уже смог оценить преимущества системы Селфбар над традиционным обслуживанием, открывают одно заведение за другим.

Один из московских баров сети Хмель и Солод с терминалами розлива Селфбар на 2 сорта 
Один из московских баров сети Хмель и Солод с терминалами розлива Селфбар на 2 сорта 

Планы

Вытеснение человека из бизнес-процессов — повсеместный тренд в любой сфере, и HoReCa — не исключение. Мы только начали работу по автоматизации общепита: система розлива, POS-терминалы c ККТ, терминалы заказа блюд по меню, электронная очередь — это уже есть в Селфбар, дальше нас ждет кухня (непосредственно приготовление блюд) и системы доставки блюд и ингредиентов.

Наша большая цель — исключить из бизнес-процессов ресторанов и баров ручной труд, сделать процессы заказа, приготовления и подачи блюд/напитков максимально быстрыми, точными и не требующими участия оператора.

Сейчас мы привлекаем 25 млн. ₽ инвестиций для обеспечения растущих продаж и выхода на 200-220 внедрений в год. Так же ищем представителей и евангелистов в регионах, в первую очередь в СЗФО и ЮФО.

Этот блок временно не поддерживается
1010
25 комментариев

Система стоек для надаивания жидкости выглядит как-то не совсем презентабельно... Ощущение какого-то совка с автоматами по общественному пойлу. Понимаю, что затраты будут гораздо больше, но вот если подвести кран к каждому столику?

2
Ответить

Такой формат тоже имеет место. Однако, при выборе надо учитывать, что:
1. Неадекватно дорого и практически лишено смысла подводить к столу больше двух сортов.
2. Это не так удобно, как кажется. Кран в центре стола заметно увеличивает его размер и затрудняет общение с людьми напротив. Кран у стены обрекает крайних обслуживать остальных.
3. Алкоголь коварен. Когда не надо вставать и двигаться, контролировать состояние сильно сложнее.

4
Ответить

Когда-то дурил счётчик воды-открываешь кран что-бы струйка воды еле лилась и счётчик стоял на месте, интересно у вас это прокатит ))

1
Ответить

Вот именно этот трюк и был основной проблемой у нас (и остался у всех остальных, ха-ха!). Мы его победили.

1
Ответить

А как решается вопрос продажи алкоголя несовершеннолетним?
У меня знакомый работал в компании, которая делает автоматы по розливу молока и краны для розлива пива и все это коннектится с мобильным приложением и т.д. и т.п.
Так когда я у него спросил про пивную самообслуживания, он сказал, что главное препятствие это контроль того, что покупатель 18+

1
Ответить

Так клубные карты же? Или какие они там у них

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить