MySpark — игровое устройство и браслет для реабилитации
Два в одном, а, может, и три, четыре и более функций. Так можно описать электромиографический браслет, который позволяет управлять любым электронным устройством, используя сигналы от мышц. О том, как разработка для реабилитации инвалидов может стать масштабным бизнес-проектом рассказывает руководитель компании ООО «Би-оН ЭМГ» Наталья Иванюк.
Идея
В основе нашей идеи был проект «Аватар» — создание искусственного тела человека, которым мог бы управлять живой мозг. Этот проект после выхода известного фильма запустил в России в 2011 году предприниматель Дмитрий Ицков. Серьезного продолжения тогда не последовало. Возможно, из-за масштабности задачи.
Мы решили пойти по более узкому и реальному пути. Стали разрабатывать бионический протез руки, который мог бы производить движения настоящей руки за счёт получаемых импульсов мозга либо мышечной активности.
Но главной и уникальной разработкой стал наручный браслет. Он работает по принципу электромиографии, или ЭМГ (от греческого myos — мышца) на базе нейронной сети. Через специальные датчики прибор считывает разность потенциалов мышечной активности и преобразует их в сигнал для электронных устройств.
Так — жестами, напряжением или расслаблением мышц, поворотами, простым движением руки — можно управлять самыми разными приборами, давать команды игрушке-роботу или вводить информацию на компьютере.
Если добавить VR-технологии, то можно моделировать любую ситуацию и виртуально передвигать разнообразные предметы. И главное — точно определять положение руки в пространстве, чего мировым разработчикам VR пока ещё не удалось достичь. Существующие технологии сильно зависят от окружающей среды и радиуса действия, им не хватает мобильности.
Браслет на основе нейронной сети можно использовать и при потере конечности для восстановления активности мышц, и после травмы или операции для реабилитации двигательных функций, а также просто для игр и управления дистанционными устройствами.
Как запускали
В 2014 году вместе с коллегами я открыла компанию «Бионик Натали» по разработке и производству бионических протезов. Самой главной проблемой тогда было – найти инвестора. Пришлось обойти 196 организаций и финансистов, и получить 194 отказа.
В дальнейшем стала понятна причина сложности с запуском проекта — поскольку он имел достаточно узкую направленность, связанную с реабилитацией инвалидов, то и финансовая отдача стояла под большим вопросом.
Нам посоветовали расширить возможности разработок, чтобы ими могло пользоваться как можно больше людей. Повысить вероятную рентабельность. Так пришла идея использовать браслеты в игровой форме — управлять радиомашинками.
В середине 2017 года мы запустили отдельный стартап «Би-оН ЭМГ» по продвижению электромиографических браслетов в разных сферах: медицине, спорте, учебе, развлечениях, VR.
Вскоре наша команда выиграла SUV 2017 (OIST 2017 в Санкт-Петербурге) и получила грант от Фонда содействия инноваций. Весной этого года мы прошли подготовку в акселераторе GenerationS от РВК, где в секторе Agro&MedTech из 329 проектов вошли в 12 лучших.
Но проблем было также немало. Это и бюрократия с регистрацией и запуском новой компании. Остались проблемы с инвестициями и восприятием проекта: нас до сих пор журят, что мы одновременно двигаемся в разных направлениях.
Одним потенциальным партнерам и инвесторам не нравится медицинская составляющая, другим – стремление продавать в большом объеме сразу. Они предлагают выпустить очень маленькую партию и продавать ниже себестоимости, тем самым постоянно находиться в убытке.
Ещё многих не устраивает период окупаемости. Для бионических протезов он составляет более трёх лет, что у инвесторов вызывает панику.
Команда
У нас небольшая команда единомышленников – 5-6 человек. Это инженер-конструктор, эксперт по нейронным сетям, два электронщика. Есть специалисты вне штата, менторы, которые оказывают большую помощь проекту.
Например, нас постоянно консультирует Виктор Лемпицкий, профессор Сколтеха и сотрудник Центра по научным и инженерным вычислительным технологиям.
Есть консультанты со стороны медцентров. Например, замечательный ортопед-травматолог Наталья Шихалева из ФГБУ РНЦ Восстановительная травматология и ортопедия имени академика Г. А. Илизарова, руководитель отделения. Есть эксперты ФГБУ ФНЦРИ им. Альбрехта Г.А.
Планы на будущее
Сейчас наш продукт – электромиографический браслет, который может выполнять три основные функции. Это портативный электромиограф, инструмент реабилитации и игровое устройство, в том числе VR.
В первых двух сегментах мы планируем выйти на рынок через год-полтора. Сейчас необходимо зарегистрировать устройство как медицинское изделие. Но не это главное. Мы хотим начать продажи браслета после запуска в серию игровых устройств.
Когда будет отработана технология, плата, прошивка и появятся оборотные средства, мы сможем удешевить и стоимость медпродукции более чем в 10 раз. Это лучше, чем сразу выходить на рынок медтехники с огромными ценами.
Первую партию игровых устройств планируем запустить в 2019 году совместно с нашим индустриальным партнером, крупным производителем игр, который решил выпустить линейку игрушек с электронным управлением. Предполагаемая цена игрового устройства, как и браслета – 10-15 тысяч рублей. Если получится – снизим еще, все упирается в объемы и обороты.
Браслет для VR находится на стадии доработки с партнерами серийной партии.
Конкуренция
Аналогичных браслетов, работающих с нейронной сетью по распознаванию схватов в браслете, сегодня нет. В VR для нас могут быть конкурентами электромагнитные технологии передачи положения конечностей, но у нас точность выше, а самое главное – решена проблема трекинга рук, положения в пространстве, и мобильность.
Продвижение
Используем социальную рекламу, выставки, встречи с посольствами. После акселерации GenerationS мы провели ребрендинг и теперь продвигаем продукт под названием MYSPARK, схожим с названием Spark из мультфильма «Трансформеры», означавшим для роботов «аналог человеческой души».
Нашли индустриального партнёра — завод, который совместно с нами запускает линейку детских игрушек под управлением движения руки. Это будет не только машинка, а целый ряд игрушек, в том числе летающих. Наш индустриальный партнёр выступает также и продавцом, поставщиком продукции на рынок — в магазины России, Белоруссии, Казахстана, Европы и не только.
Ещё нам удалось заинтересовать браслетами реабилитационные центры для детей. По мнению специалистов, игровая форма идеальна для восстановления детей после операции, так как заставить их заниматься обычными упражнениями, как и взрослых, очень сложно.
Рынок медицинских изделий для реабилитации — около 12 тысяч человек. Также ориентируемся на экспорт, где видим для себя огромные возможности.
Сильно напоминает MYO от ThalmicLabs
Молодцы, хорошее дело делаете. Очень желаю увидеть ваше устройство в качестве манипулятора в vr. Надеюсь это будет великолепной идеей.
MYO Даже в рф можно взять:
https://m.market.yandex.ru/product--braslet-thalmic-labs-myo/13065106?text=myo%20thalmic&hid=10498025&rt=4&nid=56034&was_redir=1&srnum=2&rs=eJwzMjEy4NLj4uV43s0jwCjBoFqcOmMvkHv0FKsAE5CbuVpvHxcfx8v7DawCDBKMqu4XPOwDGAFlNw3F
Это типичный стартап в России: взять что-то хорошее и сверху наклеить лейбл «сделано в России». Таких проектов на форумах Myo Bracelet полно.