{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

«Фил» и «Эби» — чат-боты, которые учат мягким навыкам

В этом году мы в компании Smart Reading запустили новый цифровой образовательный продукт — виртуальных тренеров в формате чат-ботов для развития мягких навыков (soft skills). Расскажу, зачем и как мы их создавали.

Тема личностного развития — главная в продуктах нашей компании: мы создаем библиотеку саммари нон-фикшн-книг, делаем издательские продукты для бизнес-аудитории: сборники саммари, книги инфографик, календари, ежедневники и многое другое.

А для подростков у нас есть серия изданий «Чему не учат в школе». Но воплощение темы личностного развития в формате чат-бота оказалось новой и очень интересной задачей.

Мы хотим не просто автоматизировать доставку полезного контента, а создать цифрового помощника, общение с которым может быть увлекательным само по себе; разработать решение, которое отвечает современным тенденциям в педагогическом дизайне и технологическим трендам онлайн-образования.

При этом мы нацелены сохранить доступность и высокую скорость развития ботов-тренеров, планируя делать серию виртуальных помощников по разным темам. А это значит, что мы не будем на первых порах использовать более сложные технологии, включая ИИ.

Знакомьтесь — Фил и Эби, наши первенцы в мире образовательных чат-ботов, дополняющие линейку печатных продуктов «Чему не учат в школе».

Идея

Идея довольно проста — сделать процесс обучения мягким навыкам интересным, интерактивным, максимально доступным и быстрым.

В фокусе внимания — молодежная аудитория, активно использующая мессенджеры и социальные сети.

В традиционной школе внимание развитию soft skills практически не уделяется, в то время как эти навыки сегодня критически важны для профессионального и личного успеха.

Предварительная аналитическая работа показала, что мессенджеры — популярные каналы информации у молодой аудитории. «Телеграм» — один из самых востребованных мессенджеров в русскоязычном интернет-пространстве.

В онлайн-образовании ниша обучающих чат-ботов для мессенджеров имеет большой потенциал, а качественных продуктов такого рода очень немного. При этом чат-боты начинают активно внедряться в самые разные сервисы и становятся понятным и привычным пользователю явлением.

Поэтому когда, если не сейчас?

Как появились Фил и Эби

Первым делом мы разработали методологию обучения с помощью чат-ботов, чтобы понять, какие образовательные и развивающие задачи такие продукты в принципе способны решать. Помог анализ научных исследований и существующих успешных кейсов.

Следующим этапом стала разработка коммуникативного дизайна и сценария взаимодействия ботов с пользователем. Была продумана структура каждого бота, элементы диалогового интерфейса,Tone of Voice и характеры персонажей.

В результате появились прототипы будущих продуктов — пока только на электронной доске.

Для технического воплощения мы обратились к существующим конструкторам чат-ботов, но вскоре убедились, что их функционал недостаточен для реализации задуманных возможностей.

Первая версия каждого бота была собрана и протестирована на таком конструкторе, но последующие версии создавались силами программиста нашей компании.

Сценарий диалога каждого бота писали специалисты по психологии и подростковой литературе. На текущий момент он составляет около 5000 строк и все время развивается.

А визуальную «начинку» ботов — стикеры и иллюстрации — мы нарисовали с помощью нейросети DALL-E.

«Фил — полезный бот, помогающий понять эмоции и чувства лучше. Он интересный и забавный. Радует, что он "разговаривает" с тобой неформально, будто друг. С ним интересно общаться. Есть интерактив, какая-то простота, нет официоза» (Данил, 16 лет).

За время разработки Фила и Эби мы провели несколько десятков тестов на разных аудиториях и получили более 50 развернутых отзывов. После реализации первоочередных доработок открыли подписку на ботов в ноябре 2022 года.

Ключевы слова из отзывов клиентов на Фила и Эби: простота, интерактив, игра, интересное и приятное общение, легкость, юмор, непринужденность, доброжелательность, деликатность, нескучный, интеллигентность, краткость, возможность научиться, пошаговые инструкции, полезные задания, подарки.

Сейчас это продукты, которые:

  • позволяют научиться целеполаганию и управлению эмоциями,

  • обучают в диалоговой и игровой формах,

  • предлагают полезные инструменты самоменеджмента,

  • заменяют онлайн-курсы по soft skills, экономя время,

  • вызывают интерес не только у подростковой, но и у взрослой аудитории,

  • доступны в привычной среде («Телеграм») и в любое время.

«Эби — это такая умненькая девочка-припевочка, которая хорошо училась в вузе и теперь стремится сделать этот мир лучше. Понравилось в ней — хороший текст, хороший охват темы, хорошее структурирование, уместный юмор» (Мария, 42 года).

Ранние пользователи достаточно высоко оценивают Фила и Эби по показателям интереса (4 из 5) и пользы (3,8 из 5).

Несмотря на то что чат-боты не используют искусственный интеллект, клиенты оценивают естественность общения с ними выше среднего.

Психологи и педагоги, тестировавшие Фила, высоко оценивают свое впечатление (4,4 из 5) и полезность этого бота (4 из 5).

В ближайших планах — оптимизация диалогового интерфейса и расширение функционала обоих ботов, создание «взрослой» версии Фила.

Планируем продвигать разработку образовательных чат-ботов как услугу в сегменте b2b и развивать партнерство с более крупными игроками на рынке онлайн-образования.

Инсайты

Тестирование чат-ботов и взаимодействие с ранними покупателями позволили сделать несколько ценных открытий.

  • Вопреки многочисленным публикациям в СМИ о том, что чат-боты — технология, которая уже сегодня упрощает многие сервисы, наши исследования показывают: больше половины пользователей никогда не имели реального опыта взаимодействия с ботами. Для них это совершенно новый или малознакомый продукт.

  • При этом многие ожидают, что чат-боты в «Телеграме» будут обладать продвинутым ИИ на уровне Алисы или Алексы. Чат-бот в образе персонажа ассоциируется с возможностями распознавать естественный язык и давать осмысленные спонтанные ответы.

  • Люди склонны антропоморфизировать таких ботов и ожидают удовлетворения не только потребности в обучении, но и в общении. И даже несмотря на ограниченную способность ботов вести естественный и непринужденный диалог, клиенты могут воспринимать их как самостоятельные сущности.

  • Не менее интересное открытие мы сделали в области взаимодействия людей с «Телеграмом» и его интерфейсом. Оказалось, что ощутимая часть пользователей мессенджера не имеет представления о таких базовых функциях, как удаление чата и отключение уведомлений. Функция сворачивания кнопок в чате с ботом многим незнакома и вызывает непреодолимые трудности, когда кнопки пропадают.

Мы продолжаем анализировать накопленные данные и совершенствовать продукты. В ближайшее время напишем об обновлениях и новых инсайтах.

А тем временем Фил и Эби...

Продолжают расширять свою аудиторию и привлекать новых пользователей совершенно разных возрастов.

Самому старшему клиенту, который высокого оценил Эби и дал нам ценную обратную связь, — 72 года! А самому младшему «тестировщику» Фила — 12!

Каждый бот со своим характером. Кому-то это особенно нравится, а кто-то считает их характеры недостаточно идеальными. Но разве с настоящими учителями и тренерами иначе?

Приглашаем поближе познакомиться с нашими чат-ботами и решить для себя, насколько такой формат обучения и саморазвития может быть интересным и полезным для вас лично.

Будем рады любой обратной связи в комментариях и отзывах!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда