«ЧекСкан» — экономия для покупателей и лояльность для магазинов

Основная идея сервиса — сохранение информации из чеков в приложении, просмотр цен в разных магазинах и учёт своих затрат.

«ЧекСкан» — экономия для покупателей и лояльность для магазинов

Вы когда-нибудь задумывались о том, какой огромный пласт информации о ценах и товарах несут в себе кассовые чеки? Это полезная информация, которая доступна буквально каждому, но по кусочку. Кусочку, который находится в кассовом чеке.

Когда только начала внедряться кассовая реформа, которая обязала все торговые точки передавать в налоговую данные о чеках, мы увидели, что передаются не только суммы, но и названия товаров и их стоимость.

Это было примерно два года назад, и мы сразу же сделали первую версию «ЧекСкана». В «ЧекСкане» пользователь сканирует QR-код, и информация из чека сохраняется в приложении, а затем и другие пользователи могут посмотреть, что и сколько стоит в этом магазине.

Теперь, когда вы видите, что чай Lipton 100 пакетиков стоит 200 рублей по «грандиозной» акции, но не представляете, сколько он стоит обычно, то посмотрите в истории своих покупок или покупок других пользователей, за сколько его продают в других магазинах. Может оказаться, что в соседнем «Магните» его можно купить за 140 рублей без акции!

«ЧекСкан» — экономия для покупателей и лояльность для магазинов

Уже потом мы научились делать статистику расходов и категоризацию товаров — мы знаем, что тульский пряник и мармелад это категория «Чай и сладкое», а гвозди — категория «Для дома». Также можно посмотреть, на что были потрачены деньги, не только в разрезе торговых точек, но и в разрезе товаров.

Продвижение

Прежде всего мы начали с ASO. Смотрели тренды, ставили эксперименты и добились около 1000 органических скачиваний в день в сумме на двух платформах Android и iOS.

Попробовали также несколько офлайн-каналов и даже написали об этом здесь. Digital для нас не очень хорошо заработал, кроме Google Ads, где качество и стоимость скачивания были более-менее уравновешены.

В качестве проверки гипотезы о SEO-трафике мы запустили сайт ценырядом.рф в надежде, что после индексации он начнёт приводить к нам пользователей в поисках цены и стоимости товаров в магазинах рядом, однако и эта гипотеза оказалась не достаточно успешной.

Теперь на сайте можно найти свой город и посмотреть, в каких магазинах пользователи сканировали чеки — например, кто-то отсканировал чек платья Versace в ГУМе, а кто-то пирожок в Анадыре.

ценырядом.рф
ценырядом.рф

Самый большой буст мы получили от реферальной программы и релиза кэшбека: мы платим 1 рубль за каждый отсканированный чек, а пользователи приводят друзей, чтобы получить возможность вывести средства и заработать побольше.

Мы воспользовались советами из этой статьи, поколдовав с рекламой и ключевыми словами. К тому же даже до релиза кэшбека более 60% посещений нашей страницы в Google Play приходили в результате поиска таких ключевых слов, как «кэшбек с чеков», «заработок с чеков», «сканировать чеки и зарабатывать». Поэтому за несколько месяцев мы выросли в четыре раза и продолжаем быстро расти, но уже без рекламы, а за счёт трендов в Google Play и органических установок.

Рост активных пользователей
Рост активных пользователей

Монетизация

Мы работаем с производителями товаров для продвижения товаров и торговыми точками для создания программ лояльности.

Программы лояльности — это классно, все уходят от скидок и хотят делать накопительные системы лояльности. Но для этого нужно интегрироваться с кассовым ПО и CRM, менять свои процессы. С «ЧекСканом» всё проще, мы учитываем баллы за отсканированные чеки, а баллы сохраняются у пользователя.

Например, сейчас мы запускаем новый проект с крупнейшим в Татарстане молочным комбинатом: после того как пользователь сканирует чек с молоком, мы начисляем ему баллы, которые можно потратить в розничных магазинах этого комбината и оплатить часть покупки.

Этикетка молока - "Скачивай ЧекСкан, получай баллы"
Этикетка молока - "Скачивай ЧекСкан, получай баллы"

Также мы предоставляем торговым сетям и производителям статистику по покупкам в различных магазинах и организациях с выборками за разные периоды. C помощью платформы «ЧекСкан» они проводят мониторинг цен на товары и изучают спрос.

Мониторинг цен
Мониторинг цен

Специфика

Нам пришлось научиться приводить к общему знаменателю такие названия из чеков, как «Дом.В.Дер.паст.мол.топл.3.5%» и «Домик в деревне молоко топлёное», и это оказалось полезным как для производителей товаров, так и для других технологических организаций.

Мы также создали модель для категоризации товаров из чеков, которую затем использовали для учёта расходов пользователя и для нашего поиска по товарам рядом. Благодаря этому мы теперь умеем сопоставлять названия из чеков с идеальными названиями SKU и таким образом понимать, возможно ли начислить баллы или кэшбек пользователю.

Метрики

Сейчас в «ЧекСкане» более 400 тысяч пользователей, активных в день — более 30 тысяч. Каждую неделю у нас появляется около 40 тысяч новых пользователей, а ретеншн второй недели — 36%.

В основном мы ориентируемся на WAU (weekly active users), так как более 80% наших пользователей заходят в приложение один-три раза в неделю, накапливая чеки и затем сканируя их сразу. Активность растёт к выходным (как, кстати, и digital-реклама для нас была более эффективна именно в выходные) и выравнивается в будни.

Планы

Сейчас мы сфокусированы на программах лояльности, так как видим в этом одну из основных ценностей приложения, позволяющую достичь отметки в несколько миллионов пользователей. Планируем также развивать кэшбек-сервис, дополняя его новыми партнёрами и товарами.

Вместе с разделом «Бонусы» запускаем программу привлечения клиентов. Наши пользователи смогут заработать от 3000 рублей за каждого приведённого клиента — торговую сеть, производителя, клинику или АЗС.

4242 показа
11K11K открытий
78 комментариев

Красавчики!
Тоже думал о таком, но откровенно жалко было усилий.

У меня в голове основной сценарий был "другой": если есть хорошее покрытие по товарам и магазинам, то можно поиграть вот над каким сценарием:
1)Есть список покупок - система может подсказать как это дешевле купить в "3х ближайших магазинах", опять же если в этом есть экономический смысл.
2)Если система знает что я покупаю кондиционер для стирки белья (а она знает) и его хватает на Х дней и в ближайшем ко мне магазине появился этот кондиционер со скидкой хотя прошло Х-5 дней - система сама предложит купить его сейчас, потому что это разумно. Если я покупаю "чай в пакетиках" либо большую упаковку чая- аналогичная история.


Идеи по продвижению:
Если реализовать сценарии выше, то через посевы контента на тему управления бюджетом и прочей финансовой эффективности - достаточно актуально и "понятно": грамотно тратить - "+1 заграничная поездка", "бюджет на свой стартап" ,"бюджет на обучение"

Если есть хорошее понимание UX, то я бы попробовал (это и было основной моей целью) - "решение для пенсионеров" - у них есть время посещаеть несколько окрестных магазинов + вопрос пенсии - в итоге - хорошая возможность для хипстеров помочь своим бабушкам.

Как монетизировать:
1)Партнерско предлагать банковские карты с кэшбэком в категории супермаркеты-рестораны.
2)Кэшбэчные решения аля едадил - промо для производителей продуктов - главное налегайте сильнее на них - им гораздо выгоднее так кэшбэчить, чем платить за промо-скидки в сетях.
3)Анализ потребительских предпочтений - наверняка эти данные можно продать.
4)Если получится хорошее решение для бабушек - упаковать его и продать отдельно банкам как идею нового продукта.

P.S. Если будет желание обсудить/побрейнштормить на эту тему - с удовольствием принял бы участие.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Спасибо, Александр!
Мы тоже думали о части этих гипотез, некоторые не отвалидировались, но некоторые планируем:)

Ответить

Да никому это приложение через 5 лет не нужно будет. Работая с ритейлом смело заявляю, что в регионах сети не будут делиться стоимостью, а пользователи не будут использовать приложение по причине низкой пользовательской активности и просто из-за лени. ЦА приложения это текущая аудитория VC 25-35 лет. Молодому поколению, которое сейчас не хочет ни о чем заботиться и уж тем более слышать об экономии, через 5 лет не станет пользоваться приложением, у них совсем другие ценности будут.
Помню как к нашему крупному ритейлеру пытался Едадил зайти, в итоге не получилось. У них очень скудная статистика по регионам. В итоге приложение сравнивает стоимость только акционных товаров, никто полную или даже урезанную матрицу не предоставляет.

А теперь возьмем вымышленный профит вашего приложения и сопоставим ему реальную жизнь, на примере моей.
В среднем в неделю за 3-4 похода на еду трачу 3,5 тысячи. Пару раз в будние заезжаю и крупно закупаюсь в выходные. Я хочу экономить! Но чтобы понять где закупаться дешевле мне нужно покупать одни и те же продукты в разных сетях.
1. Одни и те же продукты не реально найти.
Если я покупают молоко или сыр определенной марки, то в другой сети вынужден выбирать другое из-за отсутствия его в матрице. И таких продуктов в моей корзине около 80%.
2. Много манипуляций
Чтобы понять где дешевле нужно сделать кучу манипуляций со сканом чека или другие жители моего города должны это делать. Я лично не стану, мне просто лень тратить 5-10 минут на то, чтобы экономить 500 руб в месяц.
3. Программы лояльности
Чтобы база стоимости была достоверной вам нужно уметь определять применялась скидочная карта на кассе или нет.
4. Логистика
В моем городе (овер 350 тыс жителей) в выходные чтобы добраться из привычного для тебя магазина в другой гипермаркет необходимо за расстояние в 10 км постоять на ~12 светофорах, потыркаться в 2х пробках, поскакать на 8 лежачих полицейских. В данном случае экономия бензина, временные затраты и амортизация транспортного средства полностью съедают всю экономию.

Итого: побаловаться недельку-две таким приложением всегда хочется, но далее про него забываешь (на собственном опыте). И ввиду указанных выше доводов приложение ничем не полезно для рядового пользователя, а мои родители, которые на пенсии и как раз пытаются экономить, не пользуются приложениями на телефоне в котором нужно нажать больше 3х кнопок.

Ответить

Спасибо за такой подробный комментарий. Мы всё это в общем понимаем (про сравнение цен и экономию), поэтому и фокусируемся на кэшбэк-сервисе и лояльности. Да, отличать, применена скидка или нет, может только система ритейлера, отсюда в данные могут закрадываться неточности. Но чем больше данных, тем возможно эта ошибка станет менее релевантной, но посмотрим.

А можете поделиться какими-нибудь исследованиями по поводу отношения "подрастающего поколения" (< 25 лет) к экономии или может быть какими-то своими наблюдениями по этому поводу?

Ответить

ппс!
а можешь поделиться инсайтом про едадил?

Ответить

Пробовал пользоваться вашим приложением примерно месяц назад.
Скачал, и в течении недели старался загружать чеки.
Почему не зашло у меня: не всегда чеки грузятся сразу, видимо это связано с тем как эти торговые точки выгружают базы. Чеки которые были пробиты в выходные, появлялись только в понедельник. И были проблемы с кодировкой.
Так же, товары в чеках или не были прописаны вообще, или было прописано наименование типа ДТ(дт-е-к5) - это дизель. Я так же понимаю, что это не ваша вина, а просто у всех разные программы учета и товар прописывается так, что понятно только им самим.
Так как пользовался приложением я в глубоком регионе, на сравнение цен я даже не надеялся) вполне возможно что в столицах все работает.
Вам удачи.

Ответить