FORMA: 12 лет делаем промышленный дизайн в России

Про разработку IT продуктов на VC написана гора материалов. Но, похоже, ChatGPT и другие нейросети скоро будут писать за нас и софт, и статьи про него. Автоматизация создания физических объектов идёт не так быстро, работа промышленных дизайнеров ещё долго будет востребованной.

Мы решили поделиться с вами нашим подходом к созданию новых “железных” (а также пластиковых, композитных и иногда даже стеклянных) продуктов.

Этап конструкторской проработки проекта быстрой зарядной станции, предназначенной для одновременной зарядки двух электромобилей. 

Мы разрабатывали самые различные предметы: детские игрушки и инновационные кальяны, монорельсовые вагоны и медицинское оборудование, сантехнику и мобильную электронику.

За 12 лет наша студия FORMA Industrial Design выросла из университетского конструкторского бюро в крупную независимую студию. За это время мы разработали больше 450 проектов, только в прошлом году спроектировали рекордные 72 объекта. Получили все основные дизайн-награды: Red Dot Design Award, IF Design, Good Design.

В общем, мы знаем, как проектировать красивые и удобные вещи. Причём не только внешнюю поверхность или просто картинку. Мы знаем, как правильно конструировать продукт и запустить его в серийное производство. В студии над каждым объектом работают дизайнеры, конструкторы, макетчики и другие специалисты.

Подводные камни дизайна и производства объектов:

  • Представления об идеальном продукте у дизайнеров, маркетологов, технологов и будущих пользователей могут сильно отличаться.
  • На ранних этапах дизайн-проектирования тяжело точно оценить стоимость будущего изделия.
  • Если дизайнер строит работу над проектом, не задумываясь о производственных технологиях и материалах, то итогом такой работы так и останется красивая картинка.
  • Далеко не все производственные технологии и материалы доступны в России, особенно сейчас.
  • Большие инвестиции в проектирование и создание оснастки ложатся тяжелым грузом на себестоимость каждого изделия при небольшом тираже.
  • Изменение вводных данных (портрет пользователя, покупные компоненты, тираж и многое другое) на поздних этапах работы приводит к долгой и мучительной переделке всего того, что было сделано к этому моменту.
  • Как правило, промышленных дизайнеров привлекают к работе в последний момент, когда можно исправить лишь некоторые просчёты.

Сейчас мы параллельно ведём 13 различных проектов, и чтобы обойти все «грабли», мы выработали свой поэтапный подход к проектированию. Он позволяет на ранних этапах решать возникающие проблемы и грамотно планировать дальнейшие шаги. С его помощью мы помогаем компаниям создавать и блок питания для смартфона, и зарядную станцию для электротранспорта, и даже электромобиль.

Чаще всего продукты проходят в нашей студии весь цикл проектирования: от эскиза до серийного образца. А иногда мы подключаемся к проекту на короткий срок. Например, если нужно довести до реализации чью-то дизайн-концепцию или если у заказчика есть свой штат конструкторов и технологов.

Процесс проектирования продуктов в FORMA Indsutrial Design

1. Постановка задачи, знакомство с заказчиком

Всё начинается с простой заявки на проектирование у нас на сайте.

Мы составили её таким образом, чтобы сразу дать ответ, чем мы можем помочь заказчику, какие есть варианты достижения цели, сколько на это потребуется средств и времени. Мы делимся нашими предложениями с заказчиком, обсуждаем проработку сложных моментов.

Рабочие встречи проводим у нас в студии, дистанционно по видеосвязи или непосредственно на производстве. Кажется, мы были на самых разных локациях: от заводов по литью пластика и ротационному формованию до таинственных научно-исследовательских центров где-то в Белгородской области. На наш взгляд, личные встречи всегда полезны обеим сторонам, позволяют лучше понять понять потребности и ожидания заказчика.

Когда работы по согласованию коммерческого предложения и формы договора завершены, мы приступаем к составлению технического задания. Совместно с заказчиком, на основе бриф-опросника или живой беседы. В ТЗ нам важно зафиксировать цели и этапы выполнения проекта, способы производства, общие характеристики объекта разработки, пожелания заказчика, и конечно, сроки. Это могут быть как общие пожелания в духе "вы профессионалы — сделайте лучше всех”, так и максимально подробно прописанные нюансы каждого элемента будущего изделия.

Надо сказать, что ТЗ может немного меняться в процессе работы с появлением новых вводных. Но мы уверены в том, что главная задача этого документа — зафиксировать точку старта проекта, создать устойчивый фундамент для дизайн-проектирования.

Итог работы: договор, спецификация и техническое задание.

2. Исследование

Наша цель на этом этапе — найти верное видение будущего изделия. Мы погружаемся в тему проекта: изучаем конкурентов на рынке, оцениваем и анализируем пользовательский опыт, изучаем доступные производственные технологии и материалы, выявляем тренды. Наша стратегия исследования сходится с принципами дизайн-мышления — начиная с «расширения» и исследования проблемы заказчика в целом, мы заканчиваем «сужением» фокуса на проектировании объекта разработки. Для работы мы пользуемся сервисом Miro — любим этот инструмент и не представляем, как бы строился наш процесс без него.

Итог: презентация с выводами исследования и предложениями по направлениям развития дизайн-проекта. Идеальная обратная связь для нас на этом этапе звучит как: «Давайте уже рисовать!». И обычно, мы получаем именно такие сообщения :)

3. Поиск решения

Процесс дизайн-поиска начинается с ручных набросков, а затем мы по лучшим эскизам делаем 3D модели. У нас всегда получается большое число поисковых вариантов: стараемся сильно развести предложения стилистически и технически, чтобы у заказчика был широкий выбор. По итогу мы высылаем заказчику презентацию с рендерами и комментариями к ним. На встрече мы представляем решения, предлагаем выбрать наиболее подходящий вариант или просим выделить отдельные детали, которые попали точно в цель.

Например, для проекта быстрой зарядной станции мы подготовили 8 поисковых вариантов:

4. Доработка выбранного варианта.

Большая часть правок связана не с эстетическими пожеланиями, а техническими или эргономическими моментами. Совместно с заказчиком и производителем составляем список правок, которые надо внести в проект. Таких итераций может быть две, три или даже больше — всё зависит от сложности объекта и глубины проработки. На этом этапе проходят еженедельные встречи, и нередко в это время кипят нешуточные страсти: как лучше сделать ту или иную деталь, какое стилистическое решение будет выглядеть более выигрышно. Здесь участие производства и маркетинга играет очень важную роль — ведь им, в конце концов, этот продукт производить и продавать.

Итог: отправляем презентацию с фотореалистичнымм рендерами и доработанной 3D моделью внешней поверхности (оболочки) изделия:

5. Конструкторская проработка

Затем фиксируем дизайн и начинаем создавать документацию, по которой будет производиться изделие. Наши инженеры разбивают оболочку на детали, дают им толщину, прорабатывают крепеж, просчитывают элементы на прочность, подбирают покупные элементы. Если проект очень сложный и у заказчика есть свой конструкторский отдел, мы тесно взаимодействуем с ним: даём обратную связь по изменениям в дизайне, помогаем решать возникающие проблемы, выезжаем на производство.

Итог: набор чертежей и 3D моделей, необходимых для производства:

6. Прототипирование

Очень важный этап, когда картинки из презентаций и виртуальные 3D модели наконец воплощаются в жизнь и результаты своего труда можно потрогать руками. Мы производим первые прототипы сами: печатаем на 3D принтере, склеиваем детали, дорабатываем поверхности наждачной бумагой и шпатлевкой, окрашиваем макет. Тут нам важно убедиться, что вся предыдущая работа выполнена корректно, и наши представления об объекте проектирования соотносятся с реальностью. Изделие удобно лежит в руке, вписывается в интерьер и легко собирается. На этом этапе можно внести последние штрихи в конструкторскую документацию до ее отправки на завод.

Итог: физический прототип будущего изделия.

Держатели зарядных пистолетов, напечатанные на 3D принтере. 
Держатели зарядных пистолетов, напечатанные на 3D принтере. 

7. Разработка сопутствующих материалов.

Упаковка продукта формирует первое впечатление о нём: мы подбираем материалы, готовим аккуратную и понятную графику, продумываем процесс удобной транспортировки. Так нам получается добиться законченности образа продукта на всех стадиях его взаимодействия с пользователем. По сути, этот этап — проект в проекте. Здесь мы рисуем, моделируем, прототипируем, ищем подходящее производство. Также выход на рынок нового продукта может быть поддержан видеороликом, всевозможными буклетами, плакатами, графикой для сайта. Эти задачи мы так же можем решить.

Итог: упаковка, буклет и другие графические материалы для маркетинга.

8. Авторский надзор

Последний этап работы. Подключаемся к процессу наладки производства, и бережно следим за сохранением идей дизайнеров во время долгого пути на конвейер, по мере необходимости корректируем стиль и конструкторскую документацию. В финале этого трудного процесса мы получаем возможность воочию увидеть и опробовать серийный образец продукта.

Какой миг может быть более радостным для промышленного дизайнера, если не этот? Серийный продукт — всегда бриллиант в портфолио, и мы рады, что к нам из года в год возвращаются наши заказчики из самых разных отраслей.

9. Всё только начинается

Продукт выпущен. Но для нас работа не заканчивается) Почти сразу необходимо приступать к следующему проекту: улучшать разработанное изделие, развивать линейку, заходить в новые ниши. Процесс дизайн-проектирования никогда не останавливается, качественно меняя мир вокруг.

Проект новых зарядных станций для электротранспорта TOUCH, которые с 2020 года производятся в Санкт-Петербурге.
Проект новых зарядных станций для электротранспорта TOUCH, которые с 2020 года производятся в Санкт-Петербурге.

Желаем всем хорошего окончания рабочей недели!

3939
38 комментариев

Очень интересно, как создаются новые продукты. Новая тема для VC. Больше пишите о своих работах.

3
Ответить

Спасибо, Михаил! Будем появляться на VC чаще!)

Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Что происходит в этой короткометражке???

1
Ответить

Жирное у вас портфолио. А вопрос только один у меня, как у промдизайнера-фрилансера к успешным корпоративным промдизайнерам — каково это работать с госкорпорациями? Много работал с "очень важными людьми", слабо представляю - как удается не слететь с катушек в процессе таких длинных и многоуровневых проектов с кучей согласований и авторитетных мнений совета директоров. Даже сейчас в частной прямой работе все через боль и кровь , хотя опыт вроде не малый.
И позволю немного чисто оценочного бессознательного: потолок в лиазе ну очень спорный, надеюсь в серию не пошел в таком виде, по близкому мне транспорту тоже вопросики, что трамвай, что трактора - ранним китаем попахивает, ну и очень мелкий шрифтец в описаниях на сайте.
А так, жил бы в питере, приполз бы к дверям бойцовского клуба чтобы вытаскивать на новые уровни формообразования *шутка*
PS промдиз - сила, жаль мало кто об этом догадывается

2
Ответить

Большое спасибо за развёрнутый комментарий! Рады видеть коллег по цеху)
Вопрос про работу с госкорпорациями, кажется, потребует написания отдельной статьи)

Ответить