"Уберы" инноваций

"Уберы" инноваций

На прошедшей неделе в моей ленте было особенно заметно обсуждение двух новостей. Активный интерес у пользователей сети вызвало решение властей об открытии в столице нескольких новых инновационных центров и кластеров (в том числе «Воробьевы горы») и сообщение Минэка о планах по созданию онлайн-помощника для предпринимателей наподобие «Алисы». И то и другое касается малого и среднего бизнеса, от которого мы ждем развития высоких технологий. В каком-то смысле это проекты про доступность и агрегацию информации для технологических предпринимателей и разработчиков.

Если первая инициатива направлена на создание конкурентоспособных и востребованных бизнесом технологий, то вторая – на информирование коммерсантов о мерах поддержки и оперативное оказание материальной и методической помощи.

Идеи, кажется, правильные. Польза для бизнеса очевидна. Но есть одно «но». Каждый основатель технологического стартапа прекрасно знает: сегодня в мире коммерции и технологий все меняется очень быстро и простой шаблонной информации, как в справочниках, бизнесу зачастую мало. Ему нужны настоящие агрегаторы информации, когда можно не просто получить необходимые актуальные данные, но в автоматическом режиме их применить, нужны «уберы». Когда инноваций создаются в прямом общении с участниками рынка: потенциальными заказчиками, партнерами и потребителями. Обратная связь от последних еще на этапе идеи продукта вместе с доступностью всех мер поддержки для бизнеса создает хорошую почву для роста конкурентных инноваций.

К слову, такие же функций заявлены и в создаваемом Инновационном кластере Москвы, о котором я писал ранее. По сути, это и есть агрегатор или «убер». Как обещают авторы проекта, все возможности и предложения для предпринимателя будут автоматически видны в его личном кабинете. При этом все участники кластера – ученые, бизнесмены, производственники, инвесторы – смогут находить как в социальной сети информацию о возможностях и потребностях резидентов, налаживать полезные контакты.

Думаю, таких агрегаторов информации в стране будет предложено еще не мало. С точки зрения пользы для развития коммерциализации научных разработок их можно будет оценивать по следующим критериям:

1) Эффективность поиска партнеров с целью интеграции в команду инноваторов-технарей опытных бизнесменов-управленцев.

В идеале это поиск тех, кто имеет успешный опыт в развитии и масштабировании стартапов в одной индустрии. В Московском Инновационном кластере, кстати, планируется максимально способствовать нетворкингу и коммуникации между бизнесменами и технарями: и на IT-платформе, и во время акселерационных активностей и мероприятий для стартапов.

2) Эффективность поиска инвестиций и помощи в управлении.

Например, израильтяне с успехом применяют метод “салями”: распределяют инвестиции согласно этапам развития стартапа. Как результат – каждый новый транш поступает при достижении командой стартапа ключевых показателей эффективности на определенном этапе развития. В случае, если показатели не достигаются, венчурный фонд может подключиться к управлению. Кстати, иногда венчурные фонды меняют руководство стартапом: инноватора-основателя перемещают на место технического директора, а на место генерального привлекают опытного бизнесмена.

3) Уровень акселерационной поддержки и объем заказов от крупных корпораций.

Здесь нам лучше ориентироваться не на Запад, а на Восток. Есть известное международное исследование "Глобальный инновационный индекс", которое оценивает развитие инноваций, стартапов и инфраструктуры в 126 странах. Так, в 2018 году Китай сделал самый мощный рывок в мире: с 22 места на 17. Причина – в стратегическом курсе страны на развитие наукоемких областей и успешном функционировании сотен инновационно-промышленных кластеров. В них корпорации наводят интересные научные разработки и команды инноваторов, помогают с акселерацией и финансами через свои инвестфонды. После создания продукта обеспечивают быструю коммерциализацию за счет размещения своих крупных заказов у подобных стартапов.

Практически такая же схема будет воплощена и в Московском инновационном кластере. Например, в нем планируется привлекать платформы интернет-маркетинга и автоматизации в качестве партнеров. Это поможет стартапам автоматизировать свои процессы, сократить затраты и ускорить коммерциализацию решений.

4) Активность работы с крупным бизнесом, который финансирует стартапы.

Важный критерий любого инновационнного кластера – подключение корпораций. Многие технологические проекты выживают и получают «зеленый свет» на рынке благодаря заказам и поддержке весомых игроков. Это может быть предоставление места в корпоративном бизнес-акселераторе либо финансирование разработок инвест-фондом корпорации. Когда технология в стартапе развивается, она интегрируется для нужд крупного бизнеса. В итоге стартапы может стать частью бизнеса компании-инвестора или поставщиком для нее товаров и услуг.

5) Качество информирования и обучения создателей стартапов.

Здесь также важно, насколько правильно и эффективно выстроена коммуникация среди участников. Сюда может войти и создание ассоциаций, которые помогают стартапам развиваться, получать патенты.

На мой взгляд, при создании любого агрегатора информации для инновационного бизнеса организаторам будет полезно ориентироваться на эти пять критериев. Пока концепция кластера Инновационный кластер Москвы отвечает им, посмотрим, что будет, когда дело дойдет до реализации. Интересно было бы посмотреть и на иные подобные инициативы.

Владислав Судин, Директор по развитию в Бизнес-акселератор Starton

55
3 комментария

Слово инновация имеет вполне определённое значение. Инвестиции в новацию. В наших реалиях инвестицию можно получить за часть бизнеса, а если венчурный фонд захочет, то просто сменит основателя на своего директора (как написано в статье). Суть таких мероприятий это поиск крупными компаниями чего то хайпового и клонирование (воровство) идей.

2
Ответить

Инвестиции инновации кластеры и сотни страшных слов
Но вот вопрос. У человека есть идея, а опыта как и что делать с идеей у него нет. Допустим его вчера только выпустили из офисного аквариума. Куда ему идти со своей идеей? Где ему помогут ее реализовать? И есть ли такие места?

Ответить

Николай, конечно такие места есть - и в Москве, и в других городах. Есть Технопарки, в которых объяснят что и как надо сделать, есть КМБ (в данном случае - курс молодого бизнесмена), есть так называемые акселераторы.
Да в одной Москве реализуется куча программ поддержки молодых бизнесменов (молодых = неопытных). Чтобы ничего не рекламировать тут, я не буду их упоминать, но вы сами можете найти. А что касается инновационного кластера Москвы - ну так это еще один инструмент поддержки. Вопрос в том, чтобы научиться им пользоваться правильно.

2
Ответить