(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93790508, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93790508, 'hit', window.location.href);

Как мы сдали в аренду более 1 900 выделенных серверов в рамках аукциона

Сергей Ковалев
категорийный менеджер Selectel

Полгода назад в Selectel мы запустили интересный механизм продвижения серверов по скидке, которая растет на глазах потенциального покупателя, и назвали его аукционом. В тексте расскажем, как нам удалось повысить утилизацию комплектующих прошлогодней генерации на 20% и сдать в аренду более 1 900 серверов.

Используйте навигацию, если не хотите читать текст целиком:

Что за аукцион?

Аукцион выделенных серверов — сервис, с помощью которого можно в несколько кликов арендовать нужную конфигурацию с выгодной скидкой. Это пример стратегии win-win: активность полезна и клиентам (они получают сервер с отличной скидкой), и нам как провайдеру инфраструктуры.

Сама идея аукциона серверов не уникальна: например, такую механику давно использует Hetzner. Несколько лет назад в Selectel мы уже пытались реализовать подобную акцию — тогда механика аукциона немного отличалась. Но случились пандемия и кризис чипов — от продолжения акции решили отказаться.

Спустя несколько лет решили вернуться к идее только в обновленном виде. С точки зрения механики выбрали самый прозрачный и понятный для клиента вид аукциона — голландский.

Голландский аукцион на снижение (Dutch auction) — это тип аукциона, где аукционер начинает с высокой цены и постепенно снижает ее, пока не найдется покупатель, готовый купить товар по указанной цене.

Для пользователей аукцион выглядит так.

На странице мы видим постоянно снижающуюся цену на ряд серверов и время до окончания аукциона. После нажатия на кнопку «Заказать сейчас» клиент сразу же получает сервер со скидкой. При этом цена на него фиксируется, а итоговая скидка не ограничена по сроку — клиент будет платить сниженную цену за сервер столько времени, сколько этот сервер будет ему нужен.

Какие цели мы хотели достичь?

Перечислю несколько причин, по которым придумали аукцион.

Хотели более гибко управлять сдачей в аренду определенных конфигураций

У Selectel более 20 000 клиентов — больших и маленьких. Одни могут за один раз арендовать более 100 серверов, а через несколько месяцев, по окончании проекта, сдать их. Другие заказывают серверы под задачи с учетом сезонности, появления нового железа, изменения потребностей и рынка.

Иногда случается дисбаланс, и остатки по конфигурациям становятся неоптимальными для нас. Мы хотим не допускать таких перекосов, быстро управлять нашим предложением и утилизацией оборудования, в том числе с помощью скидок.

Искали возможности для снижения цен на сервисы

При этом просто дать постоянную общую скидку на все серверы мы не могли — могли навредить экономике бизнеса. Нужен был менее ригидный механизм. В этом плане то, что мы назвали аукционом, казалось подходящим форматом. Клиенты получали справедливую на данный момент цену на сервер и позитивные эмоции от совершения удачной, выгодной покупки. Кто-то, возможно, даже испытывает небольшой азарт, охотясь за самыми низкими ценами.

Нужно было подогревать интерес к конфигурациям с более старым «железом»

В Selectel много моделей выделенных серверов — сейчас можно выбирать из более 100 готовых конфигураций. Это и доступные серверы на десктопных CPU, и серверы для баз данных с высокочастотными процессорами, и многоядерные процессоры для виртуализации. Даже серверы с ARM-чипами и 128 ядрами.

Когда на рынке появляется новое поколение процессоров, мы стараемся сделать все, чтобы оно как можно быстрее появилось в наших дата-центрах. С появлением новых CPU пополняется список готовых конфигов. Так, после выхода следующего поколения процессоров Intel® Xeon® E обновили предложение, попутно добавив в сервер быстрые NVMe-диски.

В общем, наше новое «железо» стало конкурировать со старым. Нужно было поддерживать интерес к классным конфигурациям с менее современными комплектующими: например, с процессором предыдущей генерации.

Особенности аукциона, которые помогают повысить число конверсий

Гибкое управление лотами

Каждый день анализируем статистику продаж и нам известны конфигурации выделенных серверов, которые мы бы хотели задействовать в аукционе. Из списка таких конфигов создаются лоты. На данный момент все лоты добавляются вручную в нашу корпоративную панель администрирования серверами, которую мы называем Seido.

Основная часть «расписания» аукционов формируется на несколько дней вперед, однако есть и «горячие замены» — в таком случае лот добавляется внепланово. Когда они случаются? Например, появилось большое число доступных серверов или, наоборот, клиенты заказали все доступные лоты на аукционе. Это делается для того, чтобы предложение всегда было сформировано для пользователей, а также учитывало наши интересы.

Так выглядит сводная таблица лотов.
А так — окно добавления лота.

В нем указываются параметры, необходимые для старта аукциона. Дата его окончания рассчитывается автоматически, в зависимости от стартовой и максимальной скидок, шага и периодичности их применения. Все лоты на аукционах запускаются с ненулевой стартовой скидкой.

Кстати, лоты, которые доживают последние часы на сайты, подсвечиваются:

Вывод данных об аукционе в Telegram-канале

Канал ведется автоматически с помощью бота, который взаимодействует с API административной панели.

После появления лота на аукционе приходит уведомление в Telegram:

Также в канале уведомляем пользователей о лотах, которые скоро будут сняты с аукциона:

Возможность рекомендовать собственные конфигурации серверов

Помимо того, что данные выводятся из внутренней системы на лендинг, существует и обратная взаимосвязь. Любой посетитель может предложить свой вариант конфигурации на аукцион в форме обратной связи.

Заполненная карта-предложение появляется в панели администрирования Seido. Далее мы рассматриваем возможность добавления на аукцион предложенного сервера и, если она есть, добавляем его в течение ближайших дней.

Аукцион в цифрах

С момента запуска аукциона достигли следующих результатов:

— Клиенты арендовали более 1900 выделенных серверов.

— Продажи «железа» предыдущей генерации увеличились на 20%.

— Количество приобретенных лотов выросло на 10-20% за последние месяцы.

Кроме того, мы сделали некиестатистически подтвержденные выводы о взаимодействии пользователей с аукционом:

Планы по развитию продукта

Сейчас добавляем около 20-25 лотов в день, и это занимает время. В планах автоматизация, в рамках которой мы будем только указывать признак конфигураций, по которому отфильтруем возможность их участия в аукционе, и максимальную скидку. Далее алгоритм и великий рандом сами будут формировать расписание аукциона и добавлять лоты.

При этом останется возможность ручного управления — например, для оперативного пополнения конфигураций из заявок клиентов.

В остальном стараемся делать аукцион все более понятным и простым для использования. Поэтому большинство фич направлено именно на это. Например, сейчас думаем о том, как сделать уведомление подписчиков о новых лотах более гибким.

Если у вас есть идеи, как сделать аукцион полезнее и проще для взаимодействия, делитесь в комментариях. И подпишитесь на блог Selectel, чтобы не пропустить обзоры, новости, кейсы и полезные гайды из мира IT.

Читайте также:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда