Трибуна Вадим Фогель
1 905

Как CustDev меняет продукт, целевую аудиторию и целевой рынок

Привет, друзья! Ранее мы писали о том, что хотим вывести на рынок новый трекер задач BrainOffice, но столкнулись с проблемой позиционирования и отстройки от конкурентов.

В закладки
Аудио

После первой публикации на vc.ru мы получили много отзывов от коллег и проделали большую работу.

История о том, как правильно заданные вопросы помогают снять розовые очки и начать делать продукт, нужный людям.

Хотим поделиться с вами находками, которые помогли нам найти свою ЦА, понять, каким должен быть продукт, чтобы его покупали, и лучше разглядеть рыночные перспективы. Мы изменили направление развития и готовы рассказать об этом увлекательном процессе.

Определиться с целевой аудиторией

Самые частые вопросы к нам:

  • Зачем делать еще один трекер?
  • Чем вы отличаетесь от всех остальных?

На старте проекта мы отвечали так: «Потому что идеального трекера нет и мы сделаем такой, который людям понравится». Теперь понимаем, насколько это наивно, ведь мы тоже не можем сделать идеальный трекер для всех.

Две недели назад мы не могли толком объяснить, почему нужно управлять проектами и бизнес-процессами в BrainOffice, а не в «Битрикс24» или Trello.

«Мы удобнее» не прокатывало, так как не было понятно, удобнее в чём и для кого.

Лучший совет, который нам дали коллеги:

Определитесь, для кого конкретно вы делаете продукт, тогда вам станет понятно, чего не хватает и как будете отстраиваться.

Пожалуй, с этого следовало начинать год назад, но и сейчас ещё не поздно. Мы вернулись к CustDev и провели опрос пользователей «Битрикс24», Trello, Wrike, Asana и нескольких других систем.

Общий вывод из CustDev

Стремясь сделать универсальное решение для всех, разработчики перегружают продукт функциями и настройками. Продукт становится сложным, громоздким, пользователей это напрягает. Либо, если универсальный продукт остаётся простым в использовании, он получается недостаточно функциональным для тех, кому нужно больше, чем условный Trello.

Мы поняли: если делать универсальную систему для всех сфер бизнеса, то мы становимся похожи на «Битрикс24» и множество остальных. Конкурировать на таком рынке было бы слишком сложно.

Поэтому мы решили выбрать узкую, но достаточно объёмную нишу и сделать продукт, решающий задачи одной конкретной сферы бизнеса.

Проверка гипотез и поиск своей ЦА

Описывая портреты клиентов, мы создали аватары менеджера мебельной фабрики, администратора event-агентства, руководителя строительной организации и ещё десяток других. Во время CustDev мы поняли, что на самом деле нам не очень близки и понятны их проблемы. Почему же мы упорно пытались делать продукт и для них тоже?

Мы всю жизнь занимаемся проектами по разработке ПО, хорошо понимаем проблемы и потребности этой аудитории, но почему-то раньше не рассматривали коллег как потенциальных клиентов.

Мы пошли на CustDev к разработчикам и поняли, что можем предложить этой аудитории решение многих «болей», связанных с управлением проектами по разработке ПО.

Поэтому мы решили сконцентрироваться на отрасли, в которой сами работаем, и ориентировать продукт на знакомую и понятную целевую аудиторию.

Как мы меняем продукт

CustDev показал: у многих команд разработчиков есть потребность в инструменте, который был бы проще, чем Jira, и к которому было бы легко подключить менеджеров и маркетологов. Jira и условные Wrike или Trello в этой среде часто используются параллельно, поскольку разработчикам нужен продукт для разработчиков, а менеджеров и маркетологов Jira изрядно напрягает.

Довольно большая часть разработчиков находятся в перманентном поиске решения, которое, с одной стороны, будет проще Jira и позволит легко ввести в работу людей с гуманитарным складом ума, а с другой — достаточно функциональным для нужд разработчиков.

Для разработчиков ПО на рынке остаётся выбор между Jira, YouTrack и ещё несколькими отраслевыми решениями. Для нас это означает конкуренцию не с сотнями решений, а с десятком. Отстроиться от конкурентов в этом случае и найти свою аудиторию становится намного проще.

Больше, чем Trello, и проще, чем Jira, — позиция BrainOffice на текущий момент. Теперь BrainOffice — это система управления и трекер задач для программистов.

В следующие пару месяцев мы сконцентрируемся на следующем: приведём продукт в соответствие с концепцией и сделаем так, чтобы им можно было пользоваться для реальной работы.

Создать продукт для разработчиков, который будет также удобен менеджерам, маркетологам, дизайнерам, участвующим в создании программных продуктов вместе с программистами и продактами, — вот наша задача, которую мы поставили себе после CustDev.

В ближайшее время мы планируем открыть предпродажи на сайте BrainOffice — это будет интересный эксперимент. И, кстати, у нас уже есть продажи пользователям, участвовавшим в CustDev.

Про рынок

Было много комментариев по поводу целевого рынка от экспертов акселератора «А:Старт», в котором мы сейчас участвуем с этим проектом, и от коллег с vc.ru. Мы начали исследовать возможности продвижения за пределами России, в первую очередь в США, Западной Европе и Индии, и нам есть о чём рассказать. Но об этом в следующий раз, чтобы не превращать статью в Талмуд.

Спасибо, что дочитали до конца.
С уважением к вам, основатели BrainOffice Вадим Фогель и Алексей Кумец.
Продолжение следует!

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Вадим Фогель", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 23, "likes": 28, "favorites": 52, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tribuna", "id": 64783, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 17 Apr 2019 09:22:26 +0300" }
Акции банка «Тинькофф»
19,20$
0,04$
{ "id": 64783, "author_id": 95292, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/64783\/get","add":"\/comments\/64783\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/64783"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199116, "last_count_and_date": null }

23 комментария 23 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
5

Приятно видеть, как несформированные идеи проходят процесс верификации рынком и превращаются в осмысленное видение своего места на рынке) Примерно как наблюдать за работой скульптора, который сначала кладет на стол кусок, извините, глины, потом отрубает лишнее, уточняет форму, и получается голова человека. Буду следить за вашим проектом)

Ответить
0

Спасибо, Владимир!

Ответить
3

Поддерживаю, похоже теперь на коммерческий подход, а не на очередной запил продукта ради продукта.

Ответить
3

Практическая потребность - планирование ресурсов, роадмап, майлстоуны, диаграма ганта. Включите в список фич, пожалуйста.

Какие виды интеграций для айтишных задач планируются? Ну, вот к примеру сейчас - brainoffice как продукт уже как бы есть, и вы айтишники, поддерживаете этот продукт. Что вы сейчас делаете не в brainoffice, а сторонними продуктами и как это можно было бы соединить?

Ответить
0

Павел, плнирование, роадмап, майлстоуны, диаграмма ганта уже в списке фич к разработке, а так же и другие полезные инструменты, которых сейчас, возможно, не хватает. В ближайших планах у нас, например, выпуск интеграций с github и bitbucket. И да, мы будем анонсировать изменения)

Ответить
1

Не мне учить или советовать - может для расширения числа тестеров/пользователей системы сделать тариф до 3-х человек бесплатно? И прочие урезания, дать возможность зацепиться за сервис.
Хотя бы до уверенного релиза)

Ответить
4

Александр, благодарю Вас за комментарий. Тестеров сейчас хватает, а тариф до 3-х бесплатных - это так себе решение. Приходят три халявщика, которые платить, в общем-то, не собирались в принципе. Мнение таких пользователей не поможет решению нашей задачи - сделать удобный продукт для тех, кто хочет его получить и, при этом, готов платить.
Например, уже сейчас на пресейле нам несколько команд оплатили годовую подписку (со скидкой, конечно), под обещание, что через три месяца будет большое обновление. Это те, которым продукт реально нужен. Мнение заплативших пользователей мы будем учитывать в первую очередь и делать продукт, нужный тем, кто готов платить за решение их задач.
Получается, что на данном этапе бесплатный тариф будет скорее вреден, чем полезен. Как-то так :)

Ответить
1

логика ясна, в этом тоже есть своё зерно истины. просто мелкая ремарка, из-за чего было такое предложение - больше тестеров - больше возможностей возникновения неточностей (багов, ошибок), которые можно исправить. Удачного вам развития!

Ответить
2

Попал на статью по упоминаниям ПланФикса в комментариях, но с интересом прочитал саму заметку. Выскажу пару мыслей, исходя из нашего опыта. Прошу не воспринимать как критику, это попытка помочь избежать хотя бы какой-то части граблей и немного заглянуть в будущее:

1. Выбрана достаточно сложная аудитория. На 2 программиста 3 мнения о том, как должен работать тот или иной блок функционала. Ну и плох тот программист, который не мечтает написать свой собственный трекер - и никакой существующий продукт не сравнится с тем, что существует только в собственных мечтах. Так что набирайтесь терпения, будет несладко :)

2. (вытекает из первого) - вы обязательно столкнетесь с тем, что часть ваших клиентов будет ожидать одного поведения системы, а часть - другого. Обе (на самом деле, обычно
таких частей не 2, а ощутимо больше) будут подробно описывать реальные кейсы из собственной практики, доказывающие правильность именно их точки зрения. На начальном этапе, когда вы работаете с небольшим количеством пользователей, это может быть неочевидно, но вообще это ключевая проблема. Примите это как данность и придумайте, что будете делать в такой ситуации.

На мой взгляд, именно тут находится точка, которая определяет успешность либо провал проекта. В мире есть тысячи невзлетевших систем управления для разработчиков - они не смогли найти правильное решение этой проблемы. Взлетевшие решили ее либо в варианте Трелло (простое ядро + сторонние плагины, расширяющие возможности и реализующие разные варианты логики), либо в вариантах условной Джиры (много настроек, в которых непросто разобраться, но зато можно выстроить логику работы, максимально приближенную к ожиданиям конкретного клиента). Ни одно из этих решений не идеально. В том числе поэтому на рынке нет абсолютного лидера.

3. Вопрос "Чем вы лучше Х?" будет звучать постоянно. На него нужно все время отвечать - в первую очередь, самим себе. Это помогает держать правильный курс и придает смысл всей работе. И поддерживает, даже когда кажется что все плохо, ты все делаешь не так и никому не нужен.

Ответить
1

Дмитрий, благодарю Вас за столь подробный комментарий, это очень ценно!
Вы правы, мы это понимаем и, пожалуй, готовы к таким ситуациям - уже имеем опыт разработки и вывода на рынок SaaS-решения, но для другой аудитории. Те клиенты также рассказывают кейсы и также невозможно сделать, чтобы все были довольны. Это и плохо и хорошо одновременно, так как даёт нам шанс предложить свое решение тем, кто недоволен другими продуктами. Вот на рынке скрепок, наверное, сложно было бы сделать уникальный продукт, а в нашей отрасли вполне :)

Ответить
0

А что скажете по поводу Planfix. В чем ваше преимущество?

Ответить
0

Planfix это как раз то, от чего мы хотим уйти - от универсальной платформы для всех, т.к. универсальное решение не решает специфических задач конкретной аудитории, в нашем случае это задачи разработчиков ПО. Мы разрабатываем систему с учетом именно этой ЦА и под задачи, с которыми работают программисты. У нас отраслевое решение, соответственно в нем будут инструменты и интеграции с продуктами и инструментами, нужными разработчикам. Мы постараемся по-максимуму удовлетворить нужды программистов и это та причина, по которой команда разработчиков выберет нас, а не Planfix.

Ответить
0

Вадим, вы не ответили на вопрос )

Ответить
0

Уточните, пожалуйста, преимущество для кого? Для конкретной какой-то аудитории или преимущество вообще? Если вы разработчик ПО, то для вас должно быть очевидно, что отраслевое решение будет закрывать больше ваших потребностей: это и интеграция GIT, типизация задач, багрепортинг, контроль версий и т.д. Все это просто не нужно в универсальных системах.
Если же вы из другой отрасли, то для вас Planfix, возможно, будет лучшим решением.

Ответить
0

Для разработчика.

Ответить
0

Ну тогда ответ такой, что в BrainOffice постепенно будет покрывать все больше потребностей разработчика, а Planfix, оставаясь платформой "для всех" этого делать не будет, а кастомизация для нужд разработчиков будет дорогой/трудной/сложной... примерно как это происходит в Битрикс24. У нас же, все что нужно разработчикам "из коробки". Полагаю, в этом и есть наше преимущество.

Ответить
0

Вадим, какие преимущества на текущий момент у вас перед Planfix или их нет? Вопрос без троллинга, правда интересно.

"Ну тогда ответ такой, что в BrainOffice постепенно будет покрывать все больше потребностей разработчика, а Planfix, оставаясь платформой "для всех" этого делать не будет, а кастомизация для нужд разработчиков будет дорогой/трудной/сложной"
Простите, но это не преимущество, а фантазия.

Ответить
0

Павел, на текущий момент продукт в разработке и говорить о полноценном использовании преждевременно. Мы публикуем статьи о проекте в развитии. Через несколько месяцев, пожалуй, можно будет говорить по факту о наличии функций, являющихся преимуществом.

Ответить
0

Классная статья, было интересно прочитать вашу историю.
Без какого либо хейта хочу спросить, что в результате с продуктом?
Предположил что я как раз ЦА, потому что я iOS разработчик, которому жира кажется сложной а трелло недостаточно функциональным. Попробовал воспользоваться, для своего соло проекта – не увидел для себя преимуществ.
Выглядит с первого взгляда так же непонятно, как и жира, но когда вглядываешься, понимаешь, что функций меньше.
Для команды какого размера этот инструмент наиболее актуален?

Ответить
0

Артемий, продукт еще в разработке. Нам видится, что продукт будет реально полезным через 2-3 месяца, хотя и сейчас уже можно пользоваться. Например, тайм-трекер у нас замечательный (по отзывам первых пользователей), его только нужно оформить и заверстать красиво. Вы можете сейчас зарегистрироваться и через пару месяцев посмотреть обновления.
По команде: мы полагаем, что такие инструменты будут максимально полезны командам от 5 человек и более. Но это не точно :)

Ответить
0

Jira понятная, многофункциональная, настраиваемая, расширяемая, но неповоротливая, особенно облачная. Trello убог, но быстр.

brainoffice тоже обрастёт функциями и хочется чтобы он не стал тормозным продуктом.

Ответить
0

Про редмайн забыли упомянуть! Его часто разрабы используют

Ответить
0

А как бы вы оценили Редмайн? Некоторые говорят, что он почти мёртв...

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }