«Хьюманчек» — сервис подбора персонализированных медицинских чек-апов

Мы обследовали уже 1200 пациентов. Конверсия по выявляемости тяжелых заболеваний составила около 12%. Рассказываем, как решаем проблему выявления серьёзных заболеваний на ранних стадиях и избавляем пациентов от накручивания среднего чека в частных клиниках.

Всем привет. Меня зовут Евгений Борисенко. Вместе с партнёром Русланом Абсалямовым мы основали сервис подбора чек-апов «Хьюманчек».

Чек-ап — это прогрессивный формат ранней диагностики заболеваний. Он похож на привычную для россиян диспансеризацию, но основывается на принципах доказательной медицины и персонализации в зависимости от предрасположенности и жалоб пациента.

Мы используем опыт ведущих мировых медицинских практик и помогаем выявлять серьёзные заболевания на ранних стадиях (в первую очередь сердечно-сосудистые и онкологию).

«Хьюманчек»
«Хьюманчек»

Мы нашли слабое место рынка: у медучреждений есть ресурсы для проведения качественных обследований, но у пациента нет доверия к тому, как и с какими целями они были назначены.

Наш проект решает эту проблему и избавляет пациента от непрозрачной системы проведения диагностики клиниками — от накручивания лишних исследований и необоснованного увеличения чека.

Про нас: кто мы и какие у нас компетенции

Я практикующий врач-уролог, кандидат медицинских наук, член Российского общества онкоурологов (РООУ), Европейского общества урологов (EAU).

Руслан — практикующий врач-онколог в одной из московских частных клиник, является членом Европейской ассоциации клинических онкологов (ESMO), российского общества клинической онкологии (RUSSCO), популяризатор доказательной медицины.

Слева — я, справа — Руслан
Слева — я, справа — Руслан

В 2017 году мы запустили платформу «ТилНет», которая соединяла пользователя с нужным врачом или клиникой. Суть проекта: к нам обращался человек с проблемой, оставлял свою медицинскую документацию или составлял анкету, мы выявляли проблему с участием второго мнения (стороннего врача) для постановки диагноза и направляли на лечение в удобную для него клинику.

Со временем мы поняли, что потребитель пока не готов к медицинскому маркетплейсу широкого профиля. Наш бизнес совершил спин-офф: мы выделили основное направление нашей работы — выявление серьёзных заболеваний на ранней стадии за счёт своевременного скрининга здоровья.

Летом 2018 года родился проект «Хьюманчек». На протяжении трёх месяцев мы разрабатывали MVP, занимались поиском клиник-партнёров. За время существования проекта мы успели привлечь инвестиции, а нашими клиентами стали более 1200 человек.

Проблемы рынка

В России существует несколько серьезных проблем в области диагностики заболеваний.

Несвоевременная, поздняя диагностика

Многие тяжелые болезни развиваются незаметно для пациента. Они диагностируются уже на серьёзной стадии развития, когда нужно сложное, дорогостоящее и в конечном счёте малоэффективное лечение.

Сердечно-сосудистые заболевания — первая по статистике причина смертности в России. В 2017 году от болезней системы кровообращения умерли 863 тысячи человек (причина 46% всех смертей в стране). В целом ситуация улучшается: в 2000 году по этой причине в России погибло 1,2 млн человек.

Также в России остро стоит проблема борьбы с онкологическими заболеваниями. По официальным данным, в России в 2017 году было выявлено 617 тысяч онкологических заболеваний, примерно 40% из них на третьей и четвёртой стадиях. Несмотря на федеральные меры по строительству онкодиспансеров, за 2017 год смертность от рака выросла в 30 из 85 регионов России.

Как можно решить проблему

По оценке ВОЗ, до 80% инфарктов и инсультов может быть предотвращено. Решением становится ранняя диагностика, она позволяет снизить смертность.

Чек-ап позволяет исключить ряд болезней и диагностировать остальные на стадии, когда большинство из них можно вылечить относительно легко, быстро и недорого.

В мире есть чёткое понимание таких понятий, как скрининг, ранняя диагностика, когда это уместно, а когда нет. У каждого исследования есть баланс пользы и вреда, а также условия при которых эти исследования применимы. Эти знания — плод работы множества специалистов, которые доказали эффективность того или иного назначения. Используя лучшие мировые практики, мы и создаём наш продукт.

Например, назначение анализа на ВПЧ у женщин старше 30 лет позволяет снижать смертность от рака шейки матки, а ранее 30 лет — это просто необоснованная манипуляция. Или диагностика колоректального рака: после 50 лет колоноскопия может выполняться раз в 10 лет, и это позволяет снизить риск появления и развития рака толстой кишки.

Однако у молодых людей без имеющихся жалоб это исследование приведёт только к неудобствам и ненужным манипуляциям и осложнениям.

В России пока эти знания не введены в широкую практику, а формирование чек-апа многими клиниками зачастую определяется финансовой целесообразностью.

Непрозрачная система проведения диагностики со стороны клиники

Медицинский рынок России довольно консервативный. Исторически так сложилось, что у нас нет культуры медицинского сопровождения. Пациент находит врача либо самостоятельно по контактам в записной книжке, либо по рекомендациям близких (и не очень) людей.

Мы знаем об этом не понаслышке: к нам регулярно обращаются знакомые, знакомые знакомых и даже посторонние люди с просьбой помочь им с той или иной клинической ситуацией.

Пациент чаще всего не компетентен в медицинских вопросах. Ему никто не объясняет цель того или иного анализа и обследования — врач сказал надо, значит надо.

Это позволяет медучреждениям раздувать чек и накручивать лишние исследования. Сама клиника не предоставляет пациенту «второго мнения», он получает субъективную обратную связь и назначение от врача, зарплата которого зачастую зависит от суммы назначаемых обследований. Единственным регулятором становится собственная репутация и порядочность врачей и клиники.

Как можно решить проблему

На российском рынке нет актуального решения. Поэтому мы поставили перед собой цель его создать.

Нашей первостепенной задачей было сделать аудит клиник, которые помогут как в диагностике, так и в лечении пациентов. Нам было важно понять компетенции и возможности каждой из клиник.

Мы знакомимся с руководством клиники — главным врачом, ведущими специалистами и учредителями, чтобы понять, в каком направлении движется их бизнес, как в клинике относятся к пациентам, насколько это все соответствует нашей эволюционной цели.

Узнаем о функциональности и мощностях, основных профилях услуг, с какими лабораториями работает клиника. Нас также интересует наличие медицинской информационной системы, возможности интеграции с ней и прочие технические моменты. В обязательном порядке договариваемся о взаимодействии с персональным менеджером для оперативной коммуникации с клиентом.

После этого договариваемся о том, что клиники начинают использовать наши программы, обоснованность каждого назначения в которых довольно очевидна. Таким образом мы хотим гармонизировать рынок чек-апов в частных клиниках

В поиске клиник-партнёров мы использовали самые разные инструменты: поднимали старые визитницы, коллег, самостоятельно связывались с ЛПР, проводили переговоры, начинали работать на взаимном доверии. Со временем поиск стал проще — зачастую клиники сами выходят на нас.

На сегодняшний день у нас реализована система заявок на подключение клиник непосредственно на сайте. Клиника указывает минимальные данные о себе, после чего мы связываемся с контактным лицом и назначаем дату очной встречи.

Что такое «Хьюманчек»

Это платформа, которая соединяет организатора чек-апа (то есть нас) и поставщика чек-апа (клинику) с конечным потребителем (пациентом).

На сегодняшний день работа нашего сервиса ориентирована на выявление социально-значимых заболеваний: сердечно-сосудистых и онкологических. Но уже сейчас мы активно ведём работу по расширению спектра востребованных сервисов: это наследственные заболевания, эндокринные нарушения, болезни ЖКТ и прочие.

В идеале наш проект должен стать симптом-чекером, с помощью которого любой пользователь сможет проверить своё здоровье. В случае выявления заболевания — попасть к профильному специалисту в удобное для него время недалеко от дома, получить квалифицированную помощь.

У нашего проекта есть эволюционная цель — чтобы все социально-значимые заболевания (там, где это возможно) всех пользователей нашей платформы либо выявлялись на ранней стадии, либо не выявлялись вовсе, то есть не развивались.

Как это работает

«Хьюманчек» выступает «организатором» чек-апа — мы формируем структуру обследований и анализов в зависимости от данных пациента, которые он оставил в анкете. Все наши рекомендации основаны на гайдлайнах ведущих мировых медицинских ассоциаций.

То есть от нас потребитель получает то самое «второе мнение» и прозрачную экспертизу, которой ему не хватает при прохождении обычной диагностики.

Клиника выступает «исполнителем» чек-апа — реализует диагностические программы строго в соответствии с рекомендациями. В случае неоднократного агрессивного «навязывания» администраторами клиники клиенту собственных программ — клиника отключается от платформы. Сейчас мы работаем с рядом ведущих московских клиник, в числе которых «Медскан», «Рэмси диагностика», «Медси», Клинический госпиталь на Яузе, К+31, GMS и другие.

Для пользователя путь от заявки до результатов чек-апа выглядит так: пациент заполняет анкету на нашем сайте, выбирает клинику, которая удобна ему по геолокации, там же получает индивидуальную программу обследования с фиксированной ценой — она дублируется ему на почту.

Менеджер выбранной клиники связывается с ним по телефону и записывает на удобное время. Пациент приезжает в клинику, сдает анализы и проходит обследования. Весь процесс занимает два–три часа. На другой день происходит итоговая консультация у врача.

Что лежит в основе составления чек-апа

Программы диагностики составляются с учётом особенностей каждого пациента. Чек-апы формируются в соответствии с рекомендациями ведущих ассоциаций здравоохранения Европы и США. В основе лежат принципы так называемой 4П-медицины: прогнозируемость, превентивность, персонализированность и партисипативность, то есть вовлечённость пациента в профилактику и лечение.

Мы следуем ведущим европейским и американским медицинским гайдлайнам, переводим их с английского на русский, составляем алгоритмы маршрутизации пациента в зависимости от его данных (пол, возраст, вес), образа жизни (вредные привычки) и так далее

Как мы зарабатываем

Мы используем несколько инструментов монетизации. Мы берём процент с клиники за каждого приведённого пациента. При этом мы заранее фиксируем стоимость исследований, и клиника не имеет права их менять.

Сейчас комиссия составляет от 10 до 35% в зависимости от договоренности. В дальнейшем мы берём комиссию с клиники за все дополнительные услуги, которые наш пациент покупает у нее в течение четырёх–шести месяцев (LTV).

Первые итоги нашей работы и дальнейшие планы

Сейчас мы формируем чек-ап и находим надежного исполнителя. В дальнейшем мы планируем запускать сервис сопровождения пациента после прохождения чек-апа — это будет медицинский консьерж с маршрутизацией пациентов по результатам их обследования.

За время работы мы обследовали уже более 1200 пациентов. Конверсия по выявляемости тяжелых заболеваний составила около 12%. Это достаточно большая цифра для того, чтобы продолжать развивать проект.

Ранее мы привлекли инвестиции. Они позволили нам полноценно запуститься в Москве и подготовиться к выходу в регионы. На сегодняшний день уже завершены переговоры с тремя ведущими клиниками Санкт-Петербурга, мы подписали все необходимые документы, и первые пользователи уже успели воспользоваться там нашим сервисом. В дальнейшем мы планируем выходить в Казань, Екатеринбург и Поволжье.

2121
18 комментариев

Коллеги, идея классная - мне, например, нужен подобный сервис.
Текущая реализация плохая - просто лидособиралка.

Где список назначенных обследований? Уровни доказательности их пользы для выбранного пациентского профиля?
Ссылки на публикации?

Своей вовлеченности (4P) я не почувствовал.

6
Ответить

+1. В обмен на анкету я получаю только цифру - стоимость анализов. Ни состава анализов, ни причин почему нужны именно они.

1
Ответить

Почему люди должны доверять вам больше, чем клинике в плане впаривания ненужных услуг?

3
Ответить

чек, чек, чек ап э мэлоди

2
Ответить

Несмотря на скепсис в комментариях идея агрегатора и гида по чекапам интересная.. есть ли какие-то аналоги на рынке Европы или США?

2
Ответить

Ага только туда должны 100% доказанные маркеры входить. И они должны нести финансовую ответсвеность за лажу в диагнозах.

Ответить

лажа полная, финансовый баланс между пациентом и тем кто его лечит может соблюдать только страховая, которая будет будет финансово заинтересована не переплачивать за оказываемые услуги.

2
Ответить