{"id":13839,"url":"\/distributions\/13839\/click?bit=1&hash=310caf1329692463026b8043ff9088d52dd6a03c2dd0a57cf9acc31d860b46e9","title":"\u041d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u043f\u043e\u0434\u043a\u0430\u0441\u0442 \u043f\u0440\u043e \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441-\u043f\u0440\u043e\u0442\u0438\u0432\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u043d\u0438\u044f \u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u044b\u0445 \u0431\u0440\u0435\u043d\u0434\u043e\u0432","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"b11f7ca0-f0f3-5198-bc97-7a4f1114f6f6","isPaidAndBannersEnabled":false}

Как миллениалы строят офисы для миллениалов

Основатель компании «Делатели.Офисов» — о строительстве продуманных рабочих пространств для креативных сотрудников и разработчиков.

Меня зовут Павел Мельников, я — основатель компании, которая создаёт необычные рабочие пространства для компаний, чьи сотрудники разрабатывают новые продукты, внедряют технологические новинки и генерируют тренды. Хочу рассказать о том, как увидел это бизнес-направление на стыке строительства, дизайна и HR, как искал единомышленников и почему этот бизнес оказался востребованным.

Как родилась идея строить необычные офисы

В 2012 году, работая арт-директором в рекламном агентстве, я получил задание сделать логотип для компании необычного на тот момент формата — антикафе. Это было самое первое в России антикафе «Бабочки», продвигавшее идею оплаты за время пребывания.

При разработке логотипа я погрузился в бизнес-модель, платформу бренда, а также планировку и обустройство самого помещения. Основатель компании Михаил Мулин заметил мою вовлечённость и предложил развивать проект на постоянной основе. Это был мой первый опыт работы с помещением, которое должно было стать «третьим местом», то есть не домом и не работой.

Антикафе «Бабочки», 2012 год

На моих глазах шла трансформация всех форматов общественных пространств. Оказалось, что многие люди не хотят сидеть в классических офисах, а предпочитают атмосферу свободных рабочих помещений. Там они не только трудятся, но и отдыхают. Правда, тогда клиентами таких мест чаще всего были фрилансеры или стартаперы, которым дорого снимать офис.

Затем я попал в команду, создававшую креативные кластеры: дизайн-завод Flacon, корабль «Брюсов», «Хлебозавод», комьюнити «Деревня». Работа над этими объектами позволила мне посмотреть на мир иными глазами — стало ясно, что многим людям некомфортно работать в устаревшей среде и офисах с потолками армстронг.

На «Флаконе» я сделал ремонт части нашего офиса в нетривиальном стиле, чтобы можно было с комфортом проводить много времени на работе: с большим общим столом посередине, высоким потолком c балками, использовал лофтовый кирпич и пробку. Не все сотрудники меня поняли, особенно бухгалтеры и юристы. Но были люди, которые с удовольствием приходили в отремонтированную зону и проводили там не только рабочее время.

Мой ремонт понравился приятелю, который в тот момент делал мебель для офиса компании Acer. Он выступил с инициативой сделать им ремонт, и они согласились. Так родилась компания «Делатели. Офисов».

К тому моменту в Силиконовой долине уже построили знаменитый офис Google с различными зонами, где была воплощена идея свободы. Там можно ездить на велосипеде и неограниченно пить газировку на кухне. Со временем этот тренд установился и в России.

Некоторые работодатели стали показывать на встречах офис Google как эталонный и искать креативные решения. Предприниматели готовы инвестировать в любые рабочие пространства, лишь бы удерживать у себя сильных сотрудников и привлекать новых.

Есть исследования, доказывающие, что для поколения миллениалов такая свободная обстановка — важный критерий выбора работы. А для поколения Z она и вовсе станет определяющей.

Наша команда

Стартап я создал сам, а позже присоединились ребята из классической строительной компании — Сергей Кузьмин, ставший финансовым директором, и Константин Федорцов, технический директор. Вместе мы отобрали строителей для постоянной бригады. Делали ставку на тех, кто понимает наши идеи с полуслова и умеет быстро соотносить их с техническими нормами. Увы, таких специалистов мало.

Сложности бизнеса

Пожалуй, самая главная сложность — поиск клиентов, которые знакомы с опытом Google и понимают, как офис влияет на вовлечённость и продуктивность сотрудников. Впрочем, их становится всё больше, особенно в ИТ-сфере.

Наша целевая аудитория — основатели и владельцы компаний, которые понимают, что мир изменился. Они или сами миллениалы, или уже так живут. Приходится быть активным, вращаться в кругах предпринимателей, налаживать сотрудничество. Важно всё время предлагать что-то новое и нужное для конкретных сфер бизнеса: каждое новшество в офисе должно реально помогать в работе, создавать для сотрудников максимально комфортные условия.

В своё время я придумал и произвёл модуль для сна в офисе «Дрёмная». Дневной сон должен был повысить эффективность сотрудников. Однако модуль оказался невостребованным. Владельцы офисов, которые, как мне казалось, могли его купить, не приняли идею, что сотрудник будет спать в рабочее время. «Сотрудник должен работать», — говорили они.

Модуль для сна в офисах «Дремная»

Время показало, что идея медитативных пространств и зон для отдыха не такая уж бесперспективная. Сейчас я с успехом внедряю её в офисных проектах, а коворкинги вообще строят капсульные отели на своих площадях.

Зона для релаксации в коворкинге Collider

Кто заказывает себе суперофисы

С первым большим клиентом — сооснователем «Рокетбанка» Алексеем Колесниковым — я встретился в креативном месте «Болотов.Дача». Рассказал о своём опыте, упомянул, что мы делали ремонт для Acer, и представил идеи по реконструкции офиса «Рокетбанка». Через три дня рабочие уже вышли на площадку.

Офис «Рокетбанка», отдел маркетинга
Офис «Рокетбанка», отдел разработки
Офис SkyEng

Потом мы взялись за офис для компании Skyeng и самый свежий проект на сегодня — коворкинг Collider в бизнес-парке «Фактория». Его мы построили в партнерстве с основателями «Рокетбанка». Сейчас места в нём арендуют ИТ-специалисты и продуктологи из разных компаний, например, «Точки» и «Кухни на районе».

Пространство спроектировано из расчёта 10 квадратных метра на человека (в обычном офисе — 4 метра, в классическом коворкинге — 6). Мы разделили коворкинг на зоны: обычные офисные, лаундж, переговорные, комнаты для разговоров по Skype, darkroom (комната с приглушенным светом и тихой музыкой), бар, залы для конференций. Сотрудники не привязаны к месту и могут работать в любой из этих зон.

Финансовая сторона бизнеса

Основные проблемы на рынке строительства:

  • Сложные логистика и система закупок.
  • Консервативные, негибкие строители.
  • Затягивание сроков строительства.
  • Раздутые бюджеты.

Большинство технологичных компаний выходят на рынок с предложениями создавать какие-то типовые решения. Мы же фокусируемся на создании креативных офисов. Вся связь с клиентом происходит в мессенджерах.

Мы берём 35–40 тысяч рублей за квадратный метр. В эту стоимость входит всё: дизайн-проект, рабочая документация, сам ремонт вместе с материалами, наполнение пространства мебелью, предметами интерьера. Такой подход интересен заказчикам и помогает отсечь клиентов, которые хотят строить по себестоимости. В результате за неполный прошлый год выручка компании составила почти 70 млн рублей.

Что планируем сделать?

Рынок коммерческой недвижимости кардинально меняется. Сейчас формируются два основных подхода к выбору офиса: снять что-то готовое, с качественным оформлением и обслуживанием, или построить своё. По первому подходу мы объединились с основателями «Рокетбанка» и построили многофункциональное пространство Collider. Подобные площадки будем создавать и дальше.

А по второму направлению мы сформировали предложение по строительству культовых офисов. Будем расширяться в сторону полного обеспечения их всем необходимым после строительства. Планы на этот год — построить 10 суперофисов и выйти на выручку 500 млн рублей.

0
32 комментария
Написать комментарий...
Paul Marlow

И опять эти чертовы оупенспейсы, даже без перегородок. Да ну вас к черту, ребята.

Ответить
Развернуть ветку
Paul Marlow

Разверну свою мысль:

За свою карьеру я успел поработать в разных условиях: от крошечного кабинета до гигантского зала с сотнями посадочных мест. Уверяю, что хуже большого оупенспейса нет ничего, и вот почему:
- Постоянный шум и гам, порою бывает сложно сконцентрироваться даже в хороших наушниках.
- Полное отсутствие личного пространства, неприятно думать что кто-то пялиться в твой экран.
- Система кондиционирования не справляется - одним слишком холодно, другим слишком жарко.
- Любые воздушно-капельные заболевания разносятся мгновенно.

На мой взгляд, лучший компромисс - отдельные помещения на пять-шесть человек для целевых команд. В таком случае удается соблюсти баланс личного пространства и эффективного использования пространства.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Melnikov

Paul, спасибо за комент, разверну свой ответ:
- open space не является единственной зоной для работы в офисе, которые мы создаем . Мы за то, чтобы в офисах реализовать все возможности для разных способов работы. За общим столом, в отдельном мини офисе, за столом стоя, лежа. Сейчас тред такой, что офис должен давать все вышеперечисленное, а вот соотношение выбирает клиент исходя из специфики работы компании.
- система кондиционирования. Справляется / не справляется не основывается на том, что одним холодно, а другим жарко (это хороший инсайт, но здесь все решается только локальным зонированием и кондиционером). Справляется - это когда спроектирована правильно, тогда в офисе приточка и вытяжка работают таким образом, что не нужно выходить на улицу "подышать свежим воздухом". Это существенный кост в сметах, поэтому здесь клиенты хотят экономить, вопрос в том, насколько далеко они готов зайти.
- про болезни. Никакой не open space не спасет. Здесь нужен "оксолин"

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Henta

На самом деле то говно которое они делают давно не модно и не удобно, по большей части это просто стандарт. Но видимо другого они ничего не умеют, учиться не хотят, а в России и такое схавают, зачем стараться.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Fedorenko

А что сейчас модно?

Ответить
Развернуть ветку
Олег Волков

Мне больше нравились те времена, когда организаторы ИТ офисов ценили в привлекали разработчиков:
- комфортными креслами Aeron Miller (вместо убогих до середине спины);
- широкими просторными столами для работы
- тихими помещениями с шумопоглощением

А не убогими партами в openspace без перегородок, простенькими креслами в темных помещениями, где в зимнее время будут все болеть и депрессовать от темноты, дождя с мокрым снегом за окном и отсутствием света.

Даже личные вещи / канцелярию некуда положить, все будет свалена на столешницу. Ненавижу такой вариант. Мой выбор - широкий пустой стол (монитор, клавиатура, мышь и бумаги А3 с ручкой, цветок :) ), остальное - в ящике стола.

Ответить
Развернуть ветку
Greg Khmelnitskiy

Видимо потому что вы не миллинеал:)

Ответить
Развернуть ветку
Εгор Κонстантинов

У меня вопрос к разрабам из Рокетбанка. Они извращенцы или это сейчас норм?

Ответить
Развернуть ветку
Камаз Узбеков

Норм офис, ябзашёл

Ответить
Развернуть ветку
Марк Аркадьев

смотрю на эти фотографии и плачу, насколько же не эргономичное говно на фотоках, взять теже столы. КАК? КАК ЗА НИМИ ВОЗМОЖНО НОРМАЛЬНО РАБОТАТЬ ДВУМ-ТРЕМ СОТРУДНИКОМ? :) Допустим в команде или отделе миниатюрная девушка весом 45 кг, амбал ростом 190 и аморфный жиртрес с весом за 120+ ) бедные работники, мне их жалко )

Ответить
Развернуть ветку
Mensfiction

А "Вейперная" в офисе есть?

Ответить
Развернуть ветку
Ценный лолипоп

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ilabanau

ты вышел из 5-летней комы? или десяти...

Ответить
Развернуть ветку
Ценный лолипоп

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ilabanau

:) дизайны "под гараж" были на пике лет 5 и больше назад. половина кафешек сейчас таких. я думал уже все к этому привыкли.

кстати вот хз какой нынче модный тренд. читал про план нового "зеленого" кампуса фейсбука, с вертикальными садами и пр. хз насколько это актуально

Ответить
Развернуть ветку
Ценный лолипоп

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ilabanau

так уже :) я вот щас делаю новый ремонт и думал одну стену в кирпиче оставить.
потом нет.
решил заштукатурить и сразу покрасить ) штукатуреный лофт.
одно радует что строителям меньше платить за стопиццот слоев.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Melnikov

Можно найти какую-нибудь подборку в сети типа "тренды в строительстве офисов 2019" или прочую хрень. Тренд по финишной отделке (это то, о что ваш дед сделал у себя в гараже) один - "делай как нравится".
Глобальные же тренды в рабочих пространствах такие:
- увеличенение площади рабочего места;
- больше зон для отдыха и неформального общения;
- всякие эко штуки типа: зеленая стена, потолочное озеленение (продолжают быть в тренде);
- смещение ощущения пространства, как "офиса" к "защищенной среде", где можно и работать, отдыхать и кататься на лонг борде

Ответить
Развернуть ветку
Ценный лолипоп

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

Пожалуй нагло украду идею.
Давно хочу для слесарей место для послеобеденного сна оборудовать. А то вечно завалятся в неожиданных местах )))

Ответить
Развернуть ветку
Sergey

мой сисадмин там жить наверно будет )

Ответить
Развернуть ветку
Alex Chalov

Можно не стесняться, эта идея ещё времён Петра, называется голландским шкафом. В них спала вся просвещённая Европа.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов
людям некомфортно работать в устаревшей среде и офисах с потолками армстронг.
Ответить
Развернуть ветку
Ilya P

Как раз потолки на фотографиях - то немногое, что не вызывает отторжения

Ответить
Развернуть ветку
Организованный украинец

Интересно, как псто вышел на главную спустя ровно неделю?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Юров

Очень свежо и креативно. Я так думаю

Ответить
Развернуть ветку
Митя Колянский

Коллайдер очень крутое место

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Как проектировщик, оцениваю положительно креатив. Как профессиональный эргономист, ставлю диз.

Ответить
Развернуть ветку
Reed Pixel

Интересно, когда люди уже заработают себе на клавиатуру с пробелом и не будут использовать точки для их замены 🤔

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ilabanau

не ну тогда в кавычках надо ескейпить.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Andreev

Openspace - зло. Только крепостнические дауны могут работать в таких условиях

Ответить
Развернуть ветку
Роман Лукашёв

Мыслят ребята в правильном направлении, но как всегда и во многом присутствует человеческий фактор, здесь он проявляется в виде концептолога или дизайнера интерьера. Пытался найти что-то интересное, что зацепит и понял что ничего нет...серые дипресивные тона, и какой то хаос. Возможно надо найти просто других исполнителей. К содержимому вопросов нет не разбираюсь, но свет должен быть другим. Раз вы следуете тенденциям, то уже третий год идёт тенденция свет без света, когда в идеале мы видим освещаемую поверхность но не сразу определяем откуда идёт свет. Для этого выбираются светильники в которых источник света посажён глубоко. А у вас трековые светильники с попсовой оптикой, да яркие и дешёвые, но на этом их плюсы заканчиваются. Успехов.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 32 комментария
null