Трибуна Павел Мельников
3 531

Как миллениалы строят офисы для миллениалов

Основатель компании «Делатели.Офисов» — о строительстве продуманных рабочих пространств для креативных сотрудников и разработчиков.

В закладки

Меня зовут Павел Мельников, я — основатель компании, которая создаёт необычные рабочие пространства для компаний, чьи сотрудники разрабатывают новые продукты, внедряют технологические новинки и генерируют тренды. Хочу рассказать о том, как увидел это бизнес-направление на стыке строительства, дизайна и HR, как искал единомышленников и почему этот бизнес оказался востребованным.

Как родилась идея строить необычные офисы

В 2012 году, работая арт-директором в рекламном агентстве, я получил задание сделать логотип для компании необычного на тот момент формата — антикафе. Это было самое первое в России антикафе «Бабочки», продвигавшее идею оплаты за время пребывания.

При разработке логотипа я погрузился в бизнес-модель, платформу бренда, а также планировку и обустройство самого помещения. Основатель компании Михаил Мулин заметил мою вовлечённость и предложил развивать проект на постоянной основе. Это был мой первый опыт работы с помещением, которое должно было стать «третьим местом», то есть не домом и не работой.

Антикафе «Бабочки», 2012 год

На моих глазах шла трансформация всех форматов общественных пространств. Оказалось, что многие люди не хотят сидеть в классических офисах, а предпочитают атмосферу свободных рабочих помещений. Там они не только трудятся, но и отдыхают. Правда, тогда клиентами таких мест чаще всего были фрилансеры или стартаперы, которым дорого снимать офис.

Затем я попал в команду, создававшую креативные кластеры: дизайн-завод Flacon, корабль «Брюсов», «Хлебозавод», комьюнити «Деревня». Работа над этими объектами позволила мне посмотреть на мир иными глазами — стало ясно, что многим людям некомфортно работать в устаревшей среде и офисах с потолками армстронг.

На «Флаконе» я сделал ремонт части нашего офиса в нетривиальном стиле, чтобы можно было с комфортом проводить много времени на работе: с большим общим столом посередине, высоким потолком c балками, использовал лофтовый кирпич и пробку. Не все сотрудники меня поняли, особенно бухгалтеры и юристы. Но были люди, которые с удовольствием приходили в отремонтированную зону и проводили там не только рабочее время.

Мой ремонт понравился приятелю, который в тот момент делал мебель для офиса компании Acer. Он выступил с инициативой сделать им ремонт, и они согласились. Так родилась компания «Делатели. Офисов».

К тому моменту в Силиконовой долине уже построили знаменитый офис Google с различными зонами, где была воплощена идея свободы. Там можно ездить на велосипеде и неограниченно пить газировку на кухне. Со временем этот тренд установился и в России.

Некоторые работодатели стали показывать на встречах офис Google как эталонный и искать креативные решения. Предприниматели готовы инвестировать в любые рабочие пространства, лишь бы удерживать у себя сильных сотрудников и привлекать новых.

Есть исследования, доказывающие, что для поколения миллениалов такая свободная обстановка — важный критерий выбора работы. А для поколения Z она и вовсе станет определяющей.

Наша команда

Стартап я создал сам, а позже присоединились ребята из классической строительной компании — Сергей Кузьмин, ставший финансовым директором, и Константин Федорцов, технический директор. Вместе мы отобрали строителей для постоянной бригады. Делали ставку на тех, кто понимает наши идеи с полуслова и умеет быстро соотносить их с техническими нормами. Увы, таких специалистов мало.

Сложности бизнеса

Пожалуй, самая главная сложность — поиск клиентов, которые знакомы с опытом Google и понимают, как офис влияет на вовлечённость и продуктивность сотрудников. Впрочем, их становится всё больше, особенно в ИТ-сфере.

Наша целевая аудитория — основатели и владельцы компаний, которые понимают, что мир изменился. Они или сами миллениалы, или уже так живут. Приходится быть активным, вращаться в кругах предпринимателей, налаживать сотрудничество. Важно всё время предлагать что-то новое и нужное для конкретных сфер бизнеса: каждое новшество в офисе должно реально помогать в работе, создавать для сотрудников максимально комфортные условия.

В своё время я придумал и произвёл модуль для сна в офисе «Дрёмная». Дневной сон должен был повысить эффективность сотрудников. Однако модуль оказался невостребованным. Владельцы офисов, которые, как мне казалось, могли его купить, не приняли идею, что сотрудник будет спать в рабочее время. «Сотрудник должен работать», — говорили они.

Модуль для сна в офисах «Дремная»

Время показало, что идея медитативных пространств и зон для отдыха не такая уж бесперспективная. Сейчас я с успехом внедряю её в офисных проектах, а коворкинги вообще строят капсульные отели на своих площадях.

Зона для релаксации в коворкинге Collider

Кто заказывает себе суперофисы

С первым большим клиентом — сооснователем «Рокетбанка» Алексеем Колесниковым — я встретился в креативном месте «Болотов.Дача». Рассказал о своём опыте, упомянул, что мы делали ремонт для Acer, и представил идеи по реконструкции офиса «Рокетбанка». Через три дня рабочие уже вышли на площадку.

Офис «Рокетбанка», отдел маркетинга
Офис «Рокетбанка», отдел разработки
Офис SkyEng

Потом мы взялись за офис для компании Skyeng и самый свежий проект на сегодня — коворкинг Collider в бизнес-парке «Фактория». Его мы построили в партнерстве с основателями «Рокетбанка». Сейчас места в нём арендуют ИТ-специалисты и продуктологи из разных компаний, например, «Точки» и «Кухни на районе».

Пространство спроектировано из расчёта 10 квадратных метра на человека (в обычном офисе — 4 метра, в классическом коворкинге — 6). Мы разделили коворкинг на зоны: обычные офисные, лаундж, переговорные, комнаты для разговоров по Skype, darkroom (комната с приглушенным светом и тихой музыкой), бар, залы для конференций. Сотрудники не привязаны к месту и могут работать в любой из этих зон.

Финансовая сторона бизнеса

Основные проблемы на рынке строительства:

  • Сложные логистика и система закупок.
  • Консервативные, негибкие строители.
  • Затягивание сроков строительства.
  • Раздутые бюджеты.

Большинство технологичных компаний выходят на рынок с предложениями создавать какие-то типовые решения. Мы же фокусируемся на создании креативных офисов. Вся связь с клиентом происходит в мессенджерах.

Мы берём 35–40 тысяч рублей за квадратный метр. В эту стоимость входит всё: дизайн-проект, рабочая документация, сам ремонт вместе с материалами, наполнение пространства мебелью, предметами интерьера. Такой подход интересен заказчикам и помогает отсечь клиентов, которые хотят строить по себестоимости. В результате за неполный прошлый год выручка компании составила почти 70 млн рублей.

Что планируем сделать?

Рынок коммерческой недвижимости кардинально меняется. Сейчас формируются два основных подхода к выбору офиса: снять что-то готовое, с качественным оформлением и обслуживанием, или построить своё. По первому подходу мы объединились с основателями «Рокетбанка» и построили многофункциональное пространство Collider. Подобные площадки будем создавать и дальше.

А по второму направлению мы сформировали предложение по строительству культовых офисов. Будем расширяться в сторону полного обеспечения их всем необходимым после строительства. Планы на этот год — построить 10 суперофисов и выйти на выручку 500 млн рублей.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Павел Мельников", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 29, "likes": 28, "favorites": 42, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tribuna", "id": 65243, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 22 Apr 2019 12:55:54 +0300" }
{ "id": 65243, "author_id": 286915, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/65243\/get","add":"\/comments\/65243\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/65243"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199116, "last_count_and_date": null }

29 комментариев 29 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
18

И опять эти чертовы оупенспейсы, даже без перегородок. Да ну вас к черту, ребята.

Ответить
4

Разверну свою мысль:

За свою карьеру я успел поработать в разных условиях: от крошечного кабинета до гигантского зала с сотнями посадочных мест. Уверяю, что хуже большого оупенспейса нет ничего, и вот почему:
- Постоянный шум и гам, порою бывает сложно сконцентрироваться даже в хороших наушниках.
- Полное отсутствие личного пространства, неприятно думать что кто-то пялиться в твой экран.
- Система кондиционирования не справляется - одним слишком холодно, другим слишком жарко.
- Любые воздушно-капельные заболевания разносятся мгновенно.

На мой взгляд, лучший компромисс - отдельные помещения на пять-шесть человек для целевых команд. В таком случае удается соблюсти баланс личного пространства и эффективного использования пространства.

Ответить
0

Paul, спасибо за комент, разверну свой ответ:
- open space не является единственной зоной для работы в офисе, которые мы создаем . Мы за то, чтобы в офисах реализовать все возможности для разных способов работы. За общим столом, в отдельном мини офисе, за столом стоя, лежа. Сейчас тред такой, что офис должен давать все вышеперечисленное, а вот соотношение выбирает клиент исходя из специфики работы компании.
- система кондиционирования. Справляется / не справляется не основывается на том, что одним холодно, а другим жарко (это хороший инсайт, но здесь все решается только локальным зонированием и кондиционером). Справляется - это когда спроектирована правильно, тогда в офисе приточка и вытяжка работают таким образом, что не нужно выходить на улицу "подышать свежим воздухом". Это существенный кост в сметах, поэтому здесь клиенты хотят экономить, вопрос в том, насколько далеко они готов зайти.
- про болезни. Никакой не open space не спасет. Здесь нужен "оксолин"

Ответить
13

На самом деле то говно которое они делают давно не модно и не удобно, по большей части это просто стандарт. Но видимо другого они ничего не умеют, учиться не хотят, а в России и такое схавают, зачем стараться.

Ответить
1

А что сейчас модно?

Ответить
10

Мне больше нравились те времена, когда организаторы ИТ офисов ценили в привлекали разработчиков:
- комфортными креслами Aeron Miller (вместо убогих до середине спины);
- широкими просторными столами для работы
- тихими помещениями с шумопоглощением

А не убогими партами в openspace без перегородок, простенькими креслами в темных помещениями, где в зимнее время будут все болеть и депрессовать от темноты, дождя с мокрым снегом за окном и отсутствием света.

Даже личные вещи / канцелярию некуда положить, все будет свалена на столешницу. Ненавижу такой вариант. Мой выбор - широкий пустой стол (монитор, клавиатура, мышь и бумаги А3 с ручкой, цветок :) ), остальное - в ящике стола.

Ответить
7

смотрю на эти фотографии и плачу, насколько же не эргономичное говно на фотоках, взять теже столы. КАК? КАК ЗА НИМИ ВОЗМОЖНО НОРМАЛЬНО РАБОТАТЬ ДВУМ-ТРЕМ СОТРУДНИКОМ? :) Допустим в команде или отделе миниатюрная девушка весом 45 кг, амбал ростом 190 и аморфный жиртрес с весом за 120+ ) бедные работники, мне их жалко )

Ответить
6

У меня вопрос к разрабам из Рокетбанка. Они извращенцы или это сейчас норм?

Ответить
1

Норм офис, ябзашёл

Ответить
5

А "Вейперная" в офисе есть?

Ответить
3

Пожалуй нагло украду идею.
Давно хочу для слесарей место для послеобеденного сна оборудовать. А то вечно завалятся в неожиданных местах )))

Ответить
0

мой сисадмин там жить наверно будет )

Ответить
1

Я и не думал, что "дизайн" в гараже моего деда, с бетонными стенами в лак (которые он покрасил ради угара) и незакрытыми вентиляционными гофрами - будет с читаться последним писком моды и пространством для миллениалов :)
Наверное все хипстеры в душе скучают по заводу, поэтому и нравится такой дизайн :)

Ответить
2

ты вышел из 5-летней комы? или десяти...

Ответить
0

Не совсем понял вопрос.

Ответить
0

:) дизайны "под гараж" были на пике лет 5 и больше назад. половина кафешек сейчас таких. я думал уже все к этому привыкли.

кстати вот хз какой нынче модный тренд. читал про план нового "зеленого" кампуса фейсбука, с вертикальными садами и пр. хз насколько это актуально

Ответить
1

Просто всё циклично. Раньше стены из красного кирпича штукатурили, теперь штукатурку сдирают :) Скоро скажут, что лофт - это такой 2019 год и не модно, все опять начнут замазывать стены.
Недавно был в ресторане, где крышки столов были сделаны из европаллетов. Даже и не знаю, наверное это креативно :)

Ответить
0

так уже :) я вот щас делаю новый ремонт и думал одну стену в кирпиче оставить.
потом нет.
решил заштукатурить и сразу покрасить ) штукатуреный лофт.
одно радует что строителям меньше платить за стопиццот слоев.

Ответить
0

Можно найти какую-нибудь подборку в сети типа "тренды в строительстве офисов 2019" или прочую хрень. Тренд по финишной отделке (это то, о что ваш дед сделал у себя в гараже) один - "делай как нравится".
Глобальные же тренды в рабочих пространствах такие:
- увеличенение площади рабочего места;
- больше зон для отдыха и неформального общения;
- всякие эко штуки типа: зеленая стена, потолочное озеленение (продолжают быть в тренде);
- смещение ощущения пространства, как "офиса" к "защищенной среде", где можно и работать, отдыхать и кататься на лонг борде

Ответить
0

Всё правильно, только на фотках выше увеличение пространства используют для огромных общих столов, которое это пространство невелирует. А бетонные серые стрены и вентшахты только обостряют депрессию.
Лонг борды. Ну если Ваша работа расчитана на молодых сотрудников, которые не боятся разбить лоб об угол стола, то да. Для всего остального есть спортивные секции и залы.
Ну и Ваше описание больше похоже на то, как обустроить детский сад, где дети будут чувствовать себя защищенными :)

Ответить
2

людям некомфортно работать в устаревшей среде и офисах с потолками армстронг.

Ответить
1

Как раз потолки на фотографиях - то немногое, что не вызывает отторжения

Ответить
2

Интересно, как псто вышел на главную спустя ровно неделю?

Ответить
–2

Очень свежо и креативно. Я так думаю

Ответить
1

Коллайдер очень крутое место

Ответить
1

Как проектировщик, оцениваю положительно креатив. Как профессиональный эргономист, ставлю диз.

Ответить
0

Интересно, когда люди уже заработают себе на клавиатуру с пробелом и не будут использовать точки для их замены 🤔

Ответить
0

не ну тогда в кавычках надо ескейпить.

Ответить
0

Openspace - зло. Только крепостнические дауны могут работать в таких условиях

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }