{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Виртуальная фабрика: как мы придумали VR для промышленности

VR Concept — российское приложение виртуального прототипирования для коллективной работы с трехмерными моделями в виртуальной реальности. Позволяет значительно снизить количество и стоимость ошибок, сократить до 15-30% сроки разработки продукта и повышает эффективность обучения персонала работе на сложных производствах. Проект сделан полностью на собственном графическом движке.

Продукт

Работает это следующим образом: пользователь загружает 3D-модель создаваемого изделия, а приложение воссоздает его в реальном масштабе в виртуальной среде. В одной сессии могут участвовать порядка 10–20 людей одновременно, в том числе удаленно. При этом все участники видят друг друга, словно собрались в одной комнате, и могут рассматривать, взаимодействовать или разбирать виртуальный прототип создаваемого изделия прямо во время сессии. Приложение готово к применению сразу без необходимости в сложной интеграции, благодаря простому пользовательскому интерфейсу, и не требует навыков программирования.

Идея

До VR Concept мы работали в крупной компании, оказывающей услуги по интеграции решений виртуальной реальности в промышленности – VE Group. В своих проектах компания использовала зарубежное ПО, которое не полностью удовлетворяло потребности заказчиков.

И мы подумали – а почему бы не создать собственное программное обеспечение? Так родилась идея стартапа. При этом на старте мы сразу ориентировались не только на российский, но и мировой рынок. Мы уверены, что сможем составить конкуренцию западным аналогам, так как учли слабые стороны зарубежных коллег и в своем продукте постарались их избежать.

Команда

Над проектом VR Concept сейчас работают 16 специалистов. Бо́льшая часть – это разработчики: программисты, инженеры, тестировщики. Также в нашей команде есть несколько маркетологов. В основном все сотрудники – выпускники технических вузов. Мы познакомились 10 лет назад, и, хотя и работали в разных компаниях, у нас были совместные проекты, и мы так или иначе сотрудничали друг с другом. За это время мы успели хорошо узнать друг друга.

Рынок

VR Concept используют компании в сфере промышленности (машиностроение, строительство и др.) и технические образовательные учреждения: вузы, школы, кванториумы. Последние на базе VR Concept создают классы VR для подготовки будущих инженеров и конструкторов.

Компании используют наше приложение для ускорения разработки продукта, совещаний и обеспечения безопасности на производстве, так как в виртуальной среде можно совершать любые манипуляции без риска для жизни человека и материальных затрат на создание прототипа: моделировать различные ситуации, проводить эргономические тесты. Организации также обращаются к нам с целью апробировать технологию и наработать у себя соответствующую компетенцию.

Сейчас мы гораздо активнее стали взаимодействовать с образовательными организациями – это гибкая и открытая к новым технологиям сфера. Программа развития цифровой экономики, в рамках которой вузам нужно готовить «кадры будущего», способствует внедрению технологий виртуальной реальности в образовательный процесс.

Сложности, с которыми мы столкнулись

Несмотря на то, что рынок VR не новый – ему уже более 30 лет – общество и бизнес в целом еще не до готовы к активному внедрению технологии. И это, пожалуй, главный барьер. Как писал американский социолог Эверетт Роджерс, через путь «принятия» проходит любая технология: «сначала ее берут на вооружение первопроходцы, а уже потом осваивает большинство», – отмечал он. В нашем случае первопроходцы –представители бизнеса и образования.

Несмотря на то, что в СМИ часто пишут о построении в России так называемых «умных» фабрик и «индустрии 4.0», пока не многие компании используют технологии виртуальной реальности в своем бизнесе. Часто в коммуникациях с ними мы сталкиваемся с непониманием необходимости применения VR (virtual reality). А ведь эта технология может стать основой для промышленности будущего. В 2018 году мы приняли участие в акселераторе Российской венчурной компании – GenerationS, где познакомились с индустриальными игроками, которые были заинтересованы в использовании VR технологий в своем бизнесе, и приобрели в их лице новых партнеров.

Почему же VR-технологии используют не столь активно?

Во-первых, виртуальная реальность вносит человека в непривычную ситуацию и влияет на вестибулярный аппарат. Человек при первом погружении может почувствовать дискомфорт. Но если он воспользуется качественным программным обеспечением и будет регулярно тестировать VR, то неприятные ощущения достаточно быстро уходят. Это такая же тренировка, как ходьба на лыжах.

Во-вторых, учеными не до конца изучено, насколько виртуальные технологии безопасны для здоровья человека. Например, детям до 14 лет на данный момент запрещается ее применять. В этом возрасте идет формирование нейронных связей головного мозга, и есть мнение, что виртуальная реальность может отрицательно повлиять на развитие когнитивных функций.

В-третьих, дефицит финансирования отрасли VR. Требуются инвестиции для масштабирования и выхода на новые рынки. Не так много людей готовы вкладываться в стартапы, работающие на слабо прогнозируемом рынке. Даже несмотря на то что компания приносит прибыль.

И все же мы надеемся, что в ближайшие пять лет отношение общества и бизнеса к VR изменится. Некачественные продукты будут вытеснены, люди привыкнут к технологии, и рынок станет массовым. Уже в прошлом году международная исследовательская компания Gartner признала VR «зрелой» технологией. И это важный этап.

Еще 5-7 лет назад программное обеспечение и VR-устройства были не совершенно и очень редко обновлялись. Сейчас ситуация другая. Такие гиганты как HTC, Oculus VR, Samsung, Sony чуть ли не каждый месяц анонсируют новые VR-шлемы. С каждым релизом повышается качество и удобство использования продуктов, а цена снижается.

Монетизация

Наша бизнес-модель построена по подписке на использование VR Concept на год, месяц или другой срок. Основные продажи реализуются через партнеров – интеграторов, реселлеров, дистрибьюторов, которые продают и устанавливают VR-оборудование, консультируют и обучают клиентов.

Мы работаем как с крупными промышленными компаниями и государственными заказчиками, так и с университетами, детскими технопарками, инжиниринговыми организациями и др.

Продвижение

Основные методы продвижения нашего продукта: отраслевые конференции, выставки, семинары, питч-сессии, акселераторы.

Например, в прошлом году мы участвовали в GenerationS, где познакомились с представителями Объединенной авиастроительной корпорации, ОДК «Сатурн», Ростеха, Объединенной судостроительной корпорации, а также стартапами смежной тематики и экспертами. Мы активно сотрудничаем с ними и в настоящее время.

Также в рамках акселерационной программы GenerationS мы изучали вопросы построение бизнес-модели, обучались навыкам публичных выступлений перед инвесторами. В результате мы вошли в финал акселератора, заняли третье место и получили 3 млн рублей. На тот момент эта сумма была для нас существенной, и мы полностью вложили её в дальнейшее продвижение проекта.

Также используем инструменты контент-маркетинга – пишем колонки, пресс-релизы, участвуем в интервью, готовим экспертные комментарии для СМИ. В последнее время все активнее работаем с социальными сетями: ведем Facebook, YouTube-канал и др.

Но самый эффективный канал для продвижения нашего бизнеса – это личные встречи. Безусловно, интернет позволяет продвигать бренд и привлекать к себе внимание. Но без личных встреч практически невозможно продавать сложные технологические продукты. Потому что очень важно демонстировать наше решение в реальной жизни и объяснять, как оно работает.

Планы

Выход на европейский рынок. Есть первые продажи в промышленности Европы. Далее наша команда планирует развивать продажи в США и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

Что касается работы над продуктом, то мы планируем выходить на рынок мобильных устройств виртуальной и дополненной реальности и выпустить облачное SaaS решение, чтобы сделать VR Concept более доступным для широкой аудитории.

0
4 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Kovalchuk

люто плюсую!

Ответить
Развернуть ветку
kd3d 3D Modeling Studio

Что сказать,молодцы!!!Очень интересная тема!Лайкую!

Ответить
Развернуть ветку
nikolaj

интересный стартап,удачи вам ребята :)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда