Как мы сделали курсы по копирайтингу и редактуре, у которых 100% положительных отзывов

Я работаю в редакции «Рыба», отвечаю за обучающие курсы. За 3 года их прошло около 400+ человек, и я не знаю ни одного, кто сказал бы, что мы сделали фигню.

Мы проводим три основных курса: Учебку для начинающих копирайтеров, Стажировку для опытных и Качалку для редакторов. Еще 3 года назад мы поняли, что искать авторов и редакторов через вакансии долго и гораздо проще учить их под себя. Расскажу, почему ребята идут к нам на обучение и что они сами думают о нем.

Как мы сделали курсы по копирайтингу и редактуре, у которых 100% положительных отзывов

Дали практику на реальных проектах

Мы собирались готовить людей к реальной работе в редакции — нужно было, чтобы они умели пилить кейсы для Авито, делать нативки в Яндекс (тогда еще Дзен, сейчас ПромоСтраницы), писать рассылки и так далее. Научить такому одной лишь теорией невозможно, поэтому мы выбрали единственный нормальный способ: стали давать задачи, которые сами уже выполнили для клиентов. То есть мы написали статью, например Ситилинку, а потом ТЗ на нее же давали в работу стажеру.

Как мы сделали курсы по копирайтингу и редактуре, у которых 100% положительных отзывов

Практика стала фишкой курса, она круто приводит к нам людей. После первого же потока ребята стали говорить нам, что учиться на практике — это офигенчик и давайте такого побольше. Ну и в откликах на курсы почти в каждом есть что-то вроде «Иду к вам, потому что у вас много практики».

Как мы сделали курсы по копирайтингу и редактуре, у которых 100% положительных отзывов
Алена

Я начинала обучение копирайтингу на других курсах — там было много теории и мало практики, а хотелось наоборот. Домашки оценивали так: ставили всем высокие оценки и не просили отработать правки, не было обратной связи от кураторов. Я пыталась анализировать свои работы сама, чтобы получить максимальную пользу, но получалось не очень.

От курса Рыбы ожидала, наконец, нормальной практики. И получила: был такой уровень задач, с каким могла бы столкнуться только на работе в штате. Я нырнула в Стажировку как в полноценную работу: переживала и отрабатывала все правки, боялась не успеть к дедлайну, погружалась в разные темы и два месяца трудилась без перерывов на отдых.

Задания обновляем почти каждый поток. Поначалу я думал, что частая замена домашних заданий — пустая трата времени. Да, они периодически могут «утекать»: стажеры публикуют свои работы в портфолио, недолгими поисками можно отыскать их выполненные задания. Некоторых учеников такая возможность провоцирует списывать. Зато, если задачи постоянно одни и те же, наставникам удобнее работать: пару раз набил руку, и потом уходит меньше времени при проверке. У меня был такой конфликт: либо делать лучше для наставников, либо для учеников.

Вообще, со списыванием проблемы у нас бывали довольно часто. Обычно никто не сознается, но отличить списанную работу несложно, когда стажер повторяет все приемчики наставника, который эту статью сам и писал =)

На самом деле странно, что списывания вообще возникают. Камон, ты платишь десятки тысяч за то, чтобы учиться, но списыванием ты не научишься, и в чем тогда смысл? Вижу только одну причину: получить сертификат об окончании. Но, по-моему, это максимально глупая идея — менять знания на PNG.

С другой стороны, ради такой красоты, может, и есть смысл списывать, хе-хе ↓

Как мы сделали курсы по копирайтингу и редактуре, у которых 100% положительных отзывов

Муки выбора продлились недолго, и задания решили всё же периодически обновлять. Наставники сами стали просить менять их, потому что пилить одно и то же быстро надоедает, начинается формальный подход к задачам и теряется интерес.

В этом есть логика: проверять в десятый раз одну и ту же статью и находить почти одни и те же ошибки — так и с ума сойти можно.

Договорились с клиентами, чтобы стажеры могли забирать работы в портфолио

Первые два потока ученики не получали никакого портфолио. Мы просто подписывали с ними NDA, чтобы давать доступ к задачам клиентов, а вот выкладывать итоговые работы они не могли. Глобальной проблемы тут не было, потому что в большинстве вакансий просят выполнить тестовое и берут на работу по его результатам. Но всё же хотелось, чтобы ребята могли показать работы по проектам Яндекса, Авито и другим. Работы для крупных брендов, пусть и учебные, как минимум повышают шансы быть замеченным на фоне других откликов.

Со временем уже до конца утрясли все вопросы с клиентами. Теперь 100% работ можно выкладывать к себе на сайт и показывать работодателям. С небольшим примечанием, что работа сделана в рамках обучения в Рыбе.

Таня Маслюкова

В Рыбе я научилась тому, как работать с правками, какие вопросы стоит задать на начальном этапе. Больше всего оценила быструю обратную связь от редакторов и реальные задачи. Ребята готовят к нормальной редакторской работе без приколов. Бонусом получила годные работы в портфолио.

Сделали наставниками крутых боевых редакторов и главредов

Наши редакторы лучше, чем кто-либо, разбираются в наших же проектах, поэтому было логично, что обучать должны они сами. С учениками они общаются так же, как с авторами на реальных задачах: дают подробную обратную связь и помогают допилить работу до хорошего результата. Так мы разобрались с одной из частых болей ребят с других курсов, когда кураторы пишут односложное «Ты такой/такая молодец!» или «Неплохо, но можно было и лучше».

Такой подход сработал: ребята стали рассказывать, что не замечали своих ошибок до тех пор, пока к ним не пришли и не показали, куда конкретно смотреть и как это исправить.

Обратная связь на курсах выглядит плюс-минус вот так:

Как мы сделали курсы по копирайтингу и редактуре, у которых 100% положительных отзывов
Наталия Алянская

Я слышала хорошие отзывы о Стажировке, но не хотела на нее идти: авторский опыт у меня уже был, хотелось получить больше редакторского. Когда узнала, что запускается Качалка для редакторов, решила, что время пришло.

Меня подкупил формат курса, наличие индивидуального наставника и небольшие группы. Не хотелось вариться в котле из 100+ человек и сдавать тесты — я искала конкретную проработку навыков с обратной связью.

На Качалке мы редачили все возможные форматы — от постов в соцсети и рассылок до статей на «Виси» и в корпоративные блоги. Наставник как котенка тыкал тебя в косяки: наконец-то стало понятно, что и где я недотягиваю. Общие ошибки разбирали на вебинарах, так что если ты не заметил какую-то проблему у автора, это заметил кто-то другой.

Получилась кайфовая учеба с командным духом и полезным фидбэком. Хоть Качалка обошлась мне дороже всех остальных курсов, она оказалась самой полезной и применимой в жизни. Коллеги отметили, что я сильно выросла как специалист. Чуть позже меня вообще забрали редактором в Рыбу.

Работая наставниками, наши редакторы смогли выцеплять талантливых ребят и сразу уносить к себе на проекты, а не искать их по биржам и разгребать отклики с вакансиями. Это только кажется, что крутых копирайтеров миллион, а как начинаешь искать, получаешь в лучшем случае гору откликов с нерелевантным опытом, а в худшем — вагон стихов от «контент-джиннов». Не шучу =)

Ставь лайк этой статье, если тоже заряжен, как на Пасху!
Ставь лайк этой статье, если тоже заряжен, как на Пасху!

Придумали, как помочь выпускникам с трудоустройством

Одна из плюшек, за которыми идут к нам, — трудоустройство. Самых крутых и способных мы стараемся забирать к себе. Но у нас небольшая редакция, и взять всех мы не можем — поэтому мы решили дать дополнительные возможности для карьерного роста.

Договорились об интеграции с Яндексом. Мы помогали Яндексу писать статьи в ПромоСтраницы, у нас получился классный коннект с редакцией, поэтому мы пригласили их участвовать в Стажировке. Получилось круто для всех: наши стажеры получали сертификат Яндекса и навыки работы с рекламной площадкой, а Яндекс — авторов, которых можно привлекать на работу с рекламодателями.

У нашей редакции достаточно опыта работы с ПромоСтраницами, чтобы готовить ребят без контроля со стороны Яндекса. Для наших стажеров это плюс, потому что им не надо сдавать финальный тест и пребывать в состоянии «господибоже, я что, опять в школе сдаю ЕГЭ? оО». Решение о выдаче принимает наша редакция и по итогу согласовывает с Яндексом. Проще говоря, сертификат получают те, кто нормально выполнял задачи, не забивал на них и работал над собой.

Мария Мягкова

В Рыбе мы учились писать статьи для ПромоСтраниц, участвовали в вебинаре с руководителями и редакторами Яндекса. Я узнала, где получить проверенную информацию о работе площадки, как искать лучшие публикации и для каких рекламных кампаний лучше всего подходят ПромоСтраницы.

Мы первыми узнавали об изменениях — тогда только начинали тестировать короткие заголовки, и мы сразу тренировались писать статьи именно так. Редакторы показывали, что лучше работает, как использовать сценарии и показать читателю продукт так, чтобы у него сложилась в голове картинка и он дочитывал статью.

Один из редакторов Стажировки предложил мне писать статьи для ПромоСтраниц еще во время обучения. Сейчас я пишу тексты только под эту площадку, другие виды текстов не беру.

Сделали лендинг с выпускниками. Бывает, нам не удается договориться с потенциальными клиентами по цене. Тогда мы отправляем их на лендинг с выпускниками курсов: ребята перенимают наш опыт и подход к работе, но запрашивают меньше денег, чем целая редакция. Оттуда чуваков забирал тот же Яндекс и другие компании. Не потому, что авторы типа прошли наш курс и он ценится среди работодателей, хотя и это тоже, наверное. Просто ребята получают портфолио и навыки, а таким чувакам несложно конкурировать с большинством других копирайтеров.

Как мы сделали курсы по копирайтингу и редактуре, у которых 100% положительных отзывов

Создали крутое комьюнити

С наших курсов выходит много ребят, которые между собой на одной волне, с разным бэкграундом и желанием обмениваться опытом. Важность нетворкинга никто не отменял, поэтому мы стали собирать выпускников в чате в Телеграме. По-моему, это была классная идея: я часто вижу посты копирайтеров а-ля «как мне найти друга/подругу, если целыми днями сижу в мониторе». Не знаю, правда, пробовали ли у нас в чате искать именно друзей, но кажется, что найти единомышленника среди 500 близких тебе по духу людей несложно.

Как мы сделали курсы по копирайтингу и редактуре, у которых 100% положительных отзывов

Дальше будем допиливать острые углы, которые еще остались

В этом году начали менять позиционирование курсов. На старте мы сделали такую концепцию: даем столько практики, что ты ее всю не унесешь, а если рискнешь прийти — пеняй на себя. Поначалу это работало, звучало как вызов, мол, ну я-то вывезу, попробуйте меня сломать. Но, кажется, в последнее время для людей многовато вызовов стало.

От этой концепции начали отходить в сторону заботы. Будем позиционировать так: курсы, на которых тебя научат писать и редачить для крупных брендов, спокойно ответят на миллион твоих вопросов, дадут нормальную обратную связь и помогут допилить задание, пока у тебя не получится. Это всё уже давно есть, просто позиционировалось немного в другом ключе.

Что в итоге. Сейчас, как и на старте, над курсом работают редакторы с опытом и учат стажеров на клиентских проектах, то есть обучение максимально приближено к тому, с чем авторы и редакторы сталкиваются в профессии. Мы не планируем превращать курсы в потоковую теорию, где твой скил проверяется тестами с автоматическими ответами, а обратная связь состоит только из «вау, ты большой молодец!».

С задачей готовить для нас опытных спецов курсы неплохо справляются: почти полностью закрываем потребность в кадрах, так как нет-нет да и найдется среди выпускников спец под какую-либо задачу.

Чуваки растут в профессии буквально за два месяца. Подробнее про успехи стажеров расскажу уже в другой раз, может, даже сделаю подборку результатов их статей до/после. Ну и расскажу, сколько на этом всем зарабатывает сама редакция.

А пока хочу предложить такую вещь: если у вас норм компания и вам нужны крутые авторы и редакторы, мы можем рекомендовать вам наших выпускников, а выпускникам — вас. Всё по взаимному согласию: если у вас будет мэтч с ребятами — забираете их на работу, если не будет — не забираете. Напишите мне в личные сообщения в Телеграме, обсудим.

Как мы сделали курсы по копирайтингу и редактуре, у которых 100% положительных отзывов

Если вы автор или редактор и хотите пройти обучение — подписывайтесь на канал Рыбы в Телеграме. Пока что набор на курсы закрыт, обучаем набранные команды. Скоро откроется, об этом будет объявление в канале.

8787
275 комментариев
500 ₽

А еще у нашего обучения есть отдельный лендос. Там мы не зовем никого учиться, просто показываем кое какие результаты, наш подход и кайфовый дизайн → https://ryba.team/story-stazhirovka

Автор, вот тебе две шавухи →

2
Ответить

100 % положительных отзывов - ну- ну, верим )))

11
Ответить

Ну, посмотрите у данной статьи ни одного вменяемого коммента, а сколько лайков! Всё возможно при желании )

5
Ответить

ну я реально не знаю никого, кто бы прошел курс, а потом такой: блин, я вот заплатил деньги, а получил хрень

4
Ответить

Как у продавцов парашютов)))

1
Ответить

Мда, набежало-то сколько "счастливых копирайтеров", которые отбили "Стажировку" (именно с заглавной буквы) с первого же заказа. Вы бы их хотя бы в один комментарий всех просили писать - читать же невозможно, одни сопли радости.

7
Ответить