Игровой спорт: как я в 23 года открываю киберклубы по всей стране
Привет! Меня зовут Кристина Винограденко. Один из моих бизнесов — сеть киберспортивных клубов CyberX. Сейчас расскажу, почему в 23 года у меня получилось начать свое дело в этой сфере. Спойлер — все было по фану и на адреналине.
Держать в бою связь через микрофон не так круто, как орать матом через всю комнату
Я была уверена, что компьютерные клубы умерли примерно тогда, когда интернет перестал пищать модемами, и в каждый город пришел нормальный оптоволоконный провайдер, раскидывающий витые пары по домам и квартирам.
Компьютеры — не роскошь. В Доту и CS теперь можно поиграть дома, даже если твоя команда на другом конце планеты. Казалось бы, кому нужны компьютерные клубы? Но когда заходишь в любой случайно уцелевший клуб — видишь, что он забит людьми. Реальная жизнь разрушает стереотипы.
Когда я пообщалась с ребятами из клубов, выяснилось, что причины две:
- Деньги. А вернее их отсутствие.
- Ностальгия.
Про деньги.
Раньше, когда у тебя был компьютер, это по умолчанию подразумевало, что на нем идут современные игры. Теперь новинки стали настолько требовательными, что для топовых нужно железо за 100 и больше тысяч рублей. Когда ты зарабатываешь 15–20 тысяч рублей (или не зарабатываешь ничего, потому что школьник), накопить на такой компьютер нереально.
Про ностальгию.
Еще дело в атмосфере. Держать во время боя связь через микрофон не так круто, как сидеть с товарищами плечом к плечу. У людей в возрасте за 30 к этому прибавляется ностальгия по славным годам, когда они прогуливали уроки в клубе на сэкономленные со школьных обедов деньги.
Когда я прошлась по двум десяткам клубов, стало понятно, что на самом деле это недооцененный рынок. И если повезет, на нем можно здорово развернуться.
С киберспортом дело одновременно и лучше, и хуже. С одной стороны там дикие перспективы, а с другой — это уже уходящий поезд, на который остается только запрыгнуть в последний момент.
Я решила совместить оба направления — чисто развлекательное с киберспортивным. Но начала с обычного маленького клуба на 10 мест.
Первый клуб: 1,7 миллиона на ремонт и железо
Первый клуб я решила открыть в родном городе в Краснодарском крае. В нем 50 000 жителей, а из развлечений только супермаркеты. До ближайшего кино 25 километров.
Деньги взяла из первого бизнеса — магазинов сладостей. Это была небольшая сумма, которой можно было рискнуть.
Никакой особой подготовки не было.
Когда знакомилась с клубами в разных городах, то усвоила, что типичный провинциальный геймерский клуб — это подвал на 40 метров, в котором орут матом и воняет носками.
Поэтому было очевидно, на чем сделать упор. Для начала — просто создать более цивилизованное место.
За 1,7 миллиона я арендовала помещение в центре города, сделала там ремонт и заказала очень хорошее «железо», которое без проблем тянет все новые игры на максимальных настройках. Клуб получился небольшим — 10 компьютеров и 2 приставки.
Плюс маленьких городов в маленькой конкуренции. Мой клуб по сравнению с остальными был как Феррари против «Калины». Ремонт, новые машины, кондиционер. Реклама — листовки и вывески. Потом пошла сарафанка, и клиентов стало совсем много.
Ядром аудитории ожидаемо стали подростки, но постепенно начали подтягиваться люди в возрасте 30+. Первые обычно приходят ради новых игр, в которые не могут поиграть дома. Для вторых клуб — то место, где можно отдохнуть от быта и сварливых жен.
Первый клуб появился в январе 2017, а полностью окупился в сентябре — за 8 месяцев. Сейчас он стабильно приносит от 200 000 рублей чистой прибыли.
Открыться в Москве в 10 раз дороже
Стало ясно, что идея выстрелила. Надо было расширяться. В августе 2018 я открыла второй клуб в регионе, а потом решила попробовать в Москве.
В Москве получилось интересно.
Я решила арендовать помещение в торговом центре «Avenue», чтобы обеспечить клуб трафиком без особых затрат. ТРЦ — место, куда люди приходят отдохнуть и развлечься. Чем разнообразнее развлечения, тем лучше. Тогда у меня появилась мысль: что если совместить игровую зону с фудкортом и зоной отдыха? Так и появилось место «CyberX Community».
Я договорилась с ТЦ, запустилась — и оказалось, что такой формат попал точно в рынок. Речь шла уже не просто о игровом клубе, а о заведении с целым комплексом развлечений по типу «все включено». Это было удачное сочетание нескольких разных направлений.
Клуб стал тем местом, где можно устроить свидание с девушкой, посмотреть с друзьями футбол или заказать кальян в перерывах между игрой в Fortnite. Теперь в CyberX приходили не только ради игр, и благодаря этому удалось расширить аудиторию и увеличить средний чек.
Конечно, такой клуб обошелся гораздо дороже — пришлось вложить чуть больше 15 млн рублей. Много денег потребовало оборудование, одна компьютерная станция в CyberX стоит около 100 000–130 000 рублей. Это важно, потому что самые ресурсоемкие игры на клубных ПК должны летать.
Я продолжаю масштабировать сеть в столице и регионах: новые клубы CyberX открываются в Иркутске, Новороссийске, Геленджике, Санкт-Петербурге и других городах. Но это классические заведения для геймеров, а формат «сборной солянки» пока работает только в Москве.
Франчайзинг помогает масштабироваться быстрее
Новые клубы CyberX в регионах открываю не только я, но франчайзи. У франчайзинга есть свои минусы.
Например, франчайзинговая сеть некапитализируема — по факту она тебе не принадлежит. Здесь вспоминается Coffee Like. Крупнейшая в Европе сеть кофе-баров оценена всего в 200 млн рублей — это смешная сумма.
Но есть плюс, который перекрыл для меня все недостатки: скорость масштабирования. В одиночку я смогла бы открывать не больше 5–7 клубов в год, а это ничтожно мало в масштабе рынка. Время в этой сфере — главный конкурентный фактор. Чтобы не остаться маленьким игроком на растущем рынке, нужно развивать компанию через партнерскую сеть. Это единственный рабочий вариант.
В моих планах — продюссировать киберспортивные команды
Один из крутых инструментов продвижения компьютерного клуба — турниры по разным играм. Турниры идеально подходят, чтобы поддерживать постоянный приток трафика. Игра сама по себе подразумевает соревнование, а победить всех и получить приз вроде PS4 хочет каждый.
Турниры регулярно проходят во всех клубах сети. Самая распространенная их модель — когда все участники делают небольшие взносы. По итогам состязания победитель либо получает ценный приз, либо делит весь банк напополам с клубом.
Но суть здесь не только в продвижении клубов. Во время турниров мы выявляем лучших игроков, чтобы создать из них собственные киберспортивные команды. В моих планах — продюссировать этих ребят и отправлять их на «взрослые» киберсостязания в Москве. Пока порог входа в профессиональный киберспорт не слишком высок, этой возможностью надо пользоваться.
«Девушка в киберспорте? Да за ней папики»
Такое я слышу постоянно. У людей пригорает: девушка-предприниматель (!) в сфере гейминга (!!) — двойной удар по всем традиционным представлениям. В социальных сетях люди в комментариях к моим постам и видео часто пытаются убедить всех, что я — актриса и подставное лицо, а за мной стоят большие дяди.
Уверена, что и здесь в комментариях поднимут эту тему. Без проблем — если людям кажется, что девушка должна обходить «мужской» бизнес стороной, это их проблемы. Но я знаю, что делаю.
Что дальше
- Сейчас работает 10 клубов CyberX, еще 10 готовятся к запуску. К концу 2019 года по плану откроется 50 клубов корнер формата.
- Из грандиозных планов — открытие полноценной киберарены. В отличие от клуба на 20-30 машин, это будет заведение примерно с сотней ПК для проведения масштабных чемпионатов.
- Ну и конечно — все больший упор на спортивную составляющую. Хочу свою киберспортивную команду — это одна из моих приоритетных целей.
Если вам интересно, как я развиваю кибер-клубы и к чему вся эта история приведет — следите за проектом на моем YouTube-канале или во Вконтакте:)
окупил 1 700 000 за 8 месяцев = давал минимум по 200 000 чистой прибыли с первого же месяца, на 10 компьютерах...например они каждый день все были по 10 часов заняты = 150 тысяч выручки, из которых надо платить за электричество, зп персоналу, налоги, аренду и так далее...дальше лень разбирать
Комментарий недоступен
1500₽ в день с одного компьютера, их 10, умножаем на 30 дней =450.000₽.
Это только компьютеры. Также продастся напитки, выпечка. Есть уже кальянная зона. - все расходы . Вот и подсчитайте
Сообщение удалено
+2 приставки. Если там тоже был бар, то в принципе может биться.
Как 150 получилось, не понял?! Каждое место занято по 10ч , значит 1000₽ одно место. 10 мест принесут 10к в сутки или 300к выручки в месяц...дальше тоже лень
Деньги взяла из первого бизнеса — магазинов сладостей.
Очень интересно почитать, как именно вы до 23 лет стартовали этот магазин в городе на 50 тыс, и как оттуда удалось безболезненно вынуть 1,5 млн для старта в другой сфере
Плюс обнаружилось прекрасное (14 дней назад) https://pikabu.ru/story/peterburgskie_biznesmenyi_6745286?cid=142415494: