Хотели помочь клиентам интегрировать СБП. А получили контракт с «Росатомом» и запускаем международный платежный сервис
Привет, я ― Денис Дмитриев, серийный предприниматель и руководитель Торгового дома «Сделано в Удмуртии». Мы помогаем бизнесам расти и выходить на новые рынки. У наших клиентов из разных отраслей общая проблема: принимать платежи дорого и сложно. Высокие комиссии за эквайринг, расходы на онлайн-кассы и платежные терминалы, для подключения СБП и сервисов автоматизации нужно платить программистам…
Мы собрали команду и в сотрудничестве с Центробанком РФ стали разрабатывать собственное решение для интеграции Системы быстрых платежей. Так появился udmpay ― инновационный платежный сервис. Он позволяет принимать платежи по QR-кодам и NFC, экономить на комиссии от 3-16%, а также легко адаптируется под особенности разных отраслей.
Компаниям не нужно оплачивать программирование, внедрять сложные технические решения на своей стороне или менять банк. Достаточно подключиться к сервису, и мы создаем для них индивидуальную платежную страницу.
Расскажу, как мы создавали и развиваем udmpay. И как локальное FinTech-решение выросло до международного сервиса, который можно интегрировать с любыми национальными платежными системами.
Идея: освободить бизнес от хлопот и расходов
Я 8 лет развиваю собственную сеть франшиз «OKFIL Оконные Фильтры» в 22 странах. Более 3 лет руковожу Торговым домом «Сделано в Удмуртии» ― это подведомственная организация Правительства Удмуртской Республики, в которой 25% уставного капитала принадлежит государственной управляющей компании.
До UDMPAY мы запустили проект UDM.MARKET ― маркетплейс для экспортеров и импортеров. В том числе помогали продвигать продукцию местных производителей на внешние рынки. Увидели, что предприниматели сталкиваются с одними и теми же проблемами:
Высокие комиссии за эквайринг ― от 1,5 до 10-12% из-за ограничений банков и платежных систем.
- Внедрение более выгодных способов приема платежей и сервисов автоматизации ― это большие расходы. Например, через СБП комиссия значительно ниже. Но если вы не программист, то подключить систему самостоятельно не сможете: придется вложиться в IT-разработку, а если до этого стояла самописная программа, возможно, и в смену ПО.
Банки зарабатывают на предпринимателях. Иногда имеет смысл перейти в другой банк, где лучше условия для приема платежей. Однако слишком низкая комиссия невыгодна финансовым учреждениям, поэтому они выдвигают дополнительные условия: например, заплатить за подключение онлайн-эквайринга. Внедрение новой системы может просто не окупиться.
- Малый и микробизнес до 50% своего времени тратит не на профильную деятельность, а на обслуживание технических процессов. Чтобы принимать платежи, надо купить онлайн-кассу, платежные терминалы, настроить интеграцию с сайтом и банком. Затем каждый день следить за работой кассы, открывать и закрывать смены.
Возникла идея придумать такой инструмент, с помощью которого любой предприниматель может внедрить у себя платежную систему буквально в 2-3 клика. Без знания программирования, разработчиков в штате, покупки оборудования.
Решили реализовать. Весной 2021 года заручились поддержкой Банка России, привлекли на проект программистов. В течение года тестировали разные варианты интеграции Системы быстрых платежей и собирали обратную связь от первых клиентов. Создали MVP сервиса ― минимально жизнеспособный продукт, который может обрабатывать платежи за ЖКХ, образование и торговлю в три клика.
Как работает UDMPAY
В основе технологии ― наш модуль для бесконтактной оплаты, в котором умещается функционал целого платежного терминала.
Для компании мы создаем готовую облачную онлайн-страницу. Покупатели товаров или услуг могут оплачивать смартфоном по QR-коду или NFC.
Оплата происходит в три клика. Например, в торговле или общепите это выглядит так:
А в ЖКХ и образовании, где используются квитанции с большим числом полей, процесс такой:
С помощью бесконтактного модуля можно принимать платежи в офисе, магазине и даже на улице без терминала. Платежный модуль UDMPAY работает без интернета, что не требует покупки сим-карт и проводного интернета, а это значительно экономит средства.
Для покупателей тоже все максимально просто: не нужно устанавливать приложение, регистрироваться и вводить данные ― достаточно приложить смартфон и нажать пару кнопок. Технология работает и на Android, и на iPhone.
С помощью сервиса можно проводить платежи в любые российские банки через СБП, а также скоро станут доступны платежи из Китая с помощью WeChat Pay и Ali Pay, из Индии с помощью RuPay и UPI, из Африки с помощью RPP Africa, а также из стран Юго-Восточной Азии и Южной-Америки.
Особое внимание уделяется безопасности. Все передаваемые данные надёжно шифруются по протоколу TLS. Безопасность платежных форм подтверждена международным сертификатом PCI DSS. В России информация хранится на отечественных серверах с соблюдением всех правил и требований законодательства.
На чем мы тогда зарабатываем?
На дополнительной комиссии с платежей. Она добавляется к комиссии СБП при переводе, а конечный процент остается значительно ниже, чем у банков.
С 1 миллиона выгода до 100 тысяч.
Например, клиент платил за эквайринг 5% комиссии.
После подключения к UDMPAY:
0,7% ― комиссия СБП;
0,95% ― комиссия UDMPAY;
1,65% платит клиент (экономия в 3 раза).
Размер комиссии зависит от вида деятельности компании и от выбора опций по приему платежей.
Кроме того, наше программное обеспечение позволяет законно (ст. ст. 1, 16, 16.1, 37 ФЗ N 2300-1 «О защите прав потребителей»):
- Сократить издержки на прием платежей без внешней комиссии.
- Возложить комиссию на плательщика при оплате по СБП, соблюдая предписания ЦБ РФ.
Поэтому мы заинтересованы в подключении к сервису максимального числа организаций. Чем больший объем платежей совершается через UDMPAY, тем больше мы зарабатываем.
Как мы разработали отраслевые решения и сотрудничали с «Росатомом»
Сервисом могут пользоваться любые организации, которые принимают платежи от населения. На старте мы создали минимальные программные продукты для нескольких отраслей. Однако мы готовы адаптировать решение под любую отрасль в минимальные сроки.
ЖКХ и образование
Первую версию MVP запустили для предприятий ЖКХ в мае 2021 года. В этой сфере циркулирует большой объем денежной массы, каждый месяц перечисляют обязательные платежи.
Самым нашим крупным клиентом стал «Росатом», с которым мы подписали договор на внедрение сервиса в двух городах. Тестовый период прошел успешно, и через 10 месяцев UDMPAY использовали уже в 5 городах присутствия госкорпорации.
Текущий функционал MVP для реестровых платежей заточен под клиентов в ЖКХ и образовании. Мы предлагаем:
- Упростить процесс оплаты (не нужно авторизовываться в личном кабинете, вручную заполнять поля).
- Ежедневно получать реестры платежей в удобном формате.
Собирать и выводить в квитанции любые данные: показания приборов учета, адрес электронной почты, номер лицевого счета, сумму и период задолженности.
- Принимать платежи в полевых условиях без кассового узла.
Система опознает каждый платеж, то есть неопознанных не будет.
По нашим подсчетам, это решение позволяет снизить объемы задолженности за услуги ЖКХ на 30%.
Торговля и общепит
В 2022 году мы доработали и запустили в тестовую эксплуатацию бесконтактные платежи для Android и iPhone. Такая функция важна для торговли и общепита, где высоки расходы на технику и эквайринг.
С UDMPAY можно:
- Принимать платежи по QR-кодам, NFC, ссылкам для мессенджеров, sms и e-mail.
- Вести выездную торговлю и курьерскую доставку без терминала.
- Отбивать чеки без кассы, отправлять их в налоговую инспекцию и покупателю.
- Отправлять выручку в любой банк без открытия дополнительных счетов.
Внедрение решения способно увеличить прибыль торговой точки на 25%.
Первые результаты
26 млн руб. ― объем платежей с использованием UDMPAY за полгода тестирования сервиса в сфере ЖКХ;
300 млн руб. ― объем платежей в 2022 году;
Более 200 клиентов в 12 регионах России подключились к сервису.
Мы поняли: бизнес-модель рабочая, а решение востребовано на рынке.
UDMPAY оказался интересен инвесторам. За 2021-2022 годы мы привлекли 46 млн руб. на тестирование гипотез и разработку коммерческого MVP с помощью краудинвестинга. Проект вошел в топ-50 проектов Российского венчурного форума, прошел экспертизу YellowRockets, стал участником Московского инновационного кластера.
Как события 2022 года подтолкнули нас к масштабированию
В 2022 году Visa и Mastercard перестали работать в России. Возникли проблемы с платежами и у импортеров, и у экспортеров, особенно в рознице: ни российский турист не может расплатиться картой за границей, ни иностранец в нашей стране.
Бизнес стал искать другие способы перевода денег. Но они либо связаны с серыми схемами и грозят блокировкой счета, либо ведут к дополнительным расходам.
Мы к тому моменту уже получили опыт интеграции российской платежной системы. Подумали: а ведь наше FinTech-решение можно масштабировать для национальных платежных систем любых стран: Китая, Индии, Африки, Южной Америки, Юго-Восточной Азии, Персидского залива.
С помощью такого сервиса люди могут свободно платить за границей. Не зависеть от Visa, Mastercard, SWIFT и их аналогов, а использовать свои национальные платёжные системы. Например, если китаец хочет что-то купить в России, ему не нужно заводить карту «МИР», а можно заплатить через свое приложение WeСhat Pay.
Это даст определенную независимость международной торговле, способствует развитию экспорта, импорта и туризма. Более того: любой регион или государство может запустить на базе запатентованного ПО собственные платежные сервисы для интеграции по системе White Label под собственным брендом, например, BelPay, UzPay.
Над чем работаем сейчас
В России:
- Разрабатываем отраслевые решения для паркингов и медицинских клиник.
Создаем на базе MVP сервис для малого бизнеса, который позволяет интегрировать всю IT-инфраструктуру ― учетную систему, CRM, чат-боты, онлайн-кассы ― и управлять продажами в несколько кликов и без дополнительных знаний.
В 2024 году планируем вывести на рынок международный платежный сервис. Работаем по модели венчурного инвестирования и предлагаем вложиться в перспективный стартап. Сейчас идет третий раунд инвестиций. После запуска рекламной кампании только за 4 дня мы получили запросов на 17,5 млн рублей.
2,6%, или 53,8 млрд руб. в месяц ― плановая доля рынка UDMPAY в России;
81,4 млн руб. ― текущая независимая оценка сервиса;
1,6 млрд руб. ― прогнозная оценка сервиса к 2027 году.
Я считаю, что места на рынке хватит всем. До сих пор часть платежей вносится наличными только потому, что платить онлайн неудобно. Если предложить простой сервис, которым удобно пользоваться, можно занять долю и в этом сегменте.
Я рассказал только о некоторых этапах нашего пути и особенностях продукта. Если у вас есть вопросы, задавайте в комментариях или заходите в чат-бот, чтобы получить подробную презентацию и калькулятор доходности инвестиций.