«Лонгрид — это текст с картинками? Спасибо, не интересно». Так много лет отвечали менеджеры по обучению в корпорациях и продолжали заказывать слайдовые курсы, видеолекции и страницы на Тильде. Рассказываем, откуда пошло это мнение и как всё устроено сейчас.Привет! Я Филипп Чурилов, руководитель разработки контента в Courseditor. Мы 15 лет создавали учебные материалы для корпоративного обучения, а потом разочаровались в существующих платформах и сделали гибкий конструктор лонгридов для методистов и разработчиков. В этой статье делюсь, как мы к этому пришли и чем это полезно для индустрии.Филипп ЧуриловАвтор и редактор в EdTech, Content Lead в CourseditorB2B- и B2C-обучение — это две большие разницыДля большинства людей «онлайн-обучение» — это продукты EdTech-компаний и онлайн-школ: лекции онлайн или в записи с конспектами и домашними заданиями в рассрочку на 3-6-12-24 месяца. Обычно в них минимум текста либо он вторичен: например, к видео есть расшифровки и чек-листы.В B2C-обучении текстовый формат используется сравнительно редко: разве что контент-агентства выбирают его для своих курсов по копирайтингу, на текстах построены продуктовые симуляторы и иногда большие эдтехи пишут себе текстовые лид-магниты.Корпоративное B2B-обучение устроено совершенно по-другому. Там рулит асинхронный формат: слайдовые курсы-презентации с интерактивными элементами, нелинейные диалоговые тренажёры, видеолекции с тестами, короткие анимированные ролики и так далее — всё то, что можно назначить сотруднику для самостоятельного просмотра в закрытой системе обучения и собрать результаты тестирования.Очное обучение проходят руководители и топ-менеджеры. А десятки тысяч сотрудников младших и средних должностей можно массово обучать только электронными курсами — с кураторами и домашними заданиями получится очень дорого и долго.Одно из главных отличий между двумя сегментами — это «что считать успехом проекта онлайн-обучения». В B2C-обучении успех — это когда много людей купили курс. Отсюда культ «запусков на 🍋🍋🍋», бесконечные прогревы, таймеры обратного отсчёта на сайтах и проверка гипотез через лендинг без продукта. Курс должен окупиться в момент запуска.В B2B-обучении успех — это когда сотрудники после обучения улучшили целевые метрики: увеличили объём продаж, снизили процент ошибок, сократили период адаптации и т. д. Курс должен измеримо влиять на бизнес-показатели в горизонте нескольких месяцев или даже лет.B2C-edtech рад, когда добровольное обучение покупают. А B2B-edtech — когда принудительное обучение работаетЭти два мира почти не пересекаются: провайдеры корпоративного обучения не умеют в прогревы и продажи, а эдтех и инфобиз ничего не знают про стандарты передачи данных в LMS.Корпоративный eLearning живёт в закрытых системахКорпоративные учебные материалы заказывают крупные компании для массового обязательного обучения своих сотрудников. Из этого следуют три вещи:Материал не может лежать «в облаке». Это должен быть автономный архив для размещения в Learning Management System (LMS) во внутренней сети заказчика.Материал должен передавать статистику. Асинхронный курс должен быть упакован так, чтобы LMS-система получала данные о прогрессе изучения, результатах тестирования, завершении обучения и т. д. Для этого существуют отраслевые стандарты передачи информации из курса в LMS — SCORM и xAPI.Материал должен вовлекать и не отталкивать. Обязательное обучение никому не нравится, поэтому в корпоративном обучении активно развивался сторителлинг, красивая графика, интерактивные элементы, игровые механики и другие методы вовлечения.Первые два пункта — технические. Они «отметают» облачные сервисы для обучения и онлайн-конструкторы без передачи статистики, потому что корпорация не будет передавать свои материалы и данные сотрудников на внешнюю платформу, а статистика нужна для внутренних процессов.Третий пункт — содержательный. «Простые» конструкторы не позволяют создавать визуально разнообразные и технически сложные материалы, необходимые для успеха принудительного обучения, поэтому разработчики корпоративного обучения предпочитают продвинутые платформы, которые позволяют создавать графически насыщенный интерактивный контент.В эпоху расцвета электронных курсов на Flash было две крайности: рисованные курсы с персонажами и сложные интерактивные симуляторыИдеальное ПО для создания асинхронных курсов должно иметь гибкие настройки графики и интерактивностей и корректно экспортировать разработанные материалы согласно отраслевым стандартам.Конструкторы слайдовых курсов умеют это десятилетиями. А вот конструкторы лонгридов всегда оставались на обочине этого процесса — именно это мы хотим исправить с помощью Courseditor.Почему слайды рулят, а лонгриды вторичныПервыми асинхронными курсами были разрозненные наборы презентаций, текстовых документов, PDF, видеороликов и HTML-страниц, упакованные в единый ZIP-архив по стандарту SCORM. Со временем в презентациях стало возможно вставлять видео, настраивать анимацию по триггерам и воспроизводить HTML-код — из этого уже можно было делать интерактивные учебные материалы внутри одного файла.В начале 2000-х появились конвертеры «из PowerPoint во Flash» — из любой презентации можно было получить универсальный SCORM-архив для размещения в LMS и просмотра в любом браузере.После заката Flash конвертеры быстро переобулись на «из PowerPoint в HTML» и тем самым сохранили для индустрии возможность создавать онлайн-курсы из презентаций. К этому моменту их умели делать практически все методисты и менеджеры по обучению.С закатом Flash слайдовый формат не умер: у таких курсов остались накопленный опыт, разработчики и потребители. Лонгриды только начали развиватьсяИнерция системы, накопленная десятилетиями развития слайдовых курсов, начала меняться сравнительно недавно, когда лонгриды, микрокурсы, чат-боты, интерактивное видео и другие форматы наконец-то стали занимать своё место в корпоративном обучении.Разработчики слайдовых конструкторов (Articulate, iSpring) вывели на рынок сервисы для создания лонгридов, но они вторичны по отношению к основному продукту: в них меньше функций, они реже обновляются и имеют меньше возможностей кастомизации. Другие продукты для eLearning добавили к своим слайдам адаптивную вёрстку (Elucidat) и опцию «сплошного» листания (Adobe Captivate), став лонгридами лишь формально.По сути, в индустрии не было «профессионального» конструктора лонгридов, который бы не вырос из слайдового продукта и который бы не ограничивал опытных авторов жёсткими шаблонами.А потом мы создали Courseditor.Конструктор для всех, и никто не уйдёт обиженнымДля создания асинхронных учебных материалов нужно закрыть три фронта работ:Сценарий: сам контент и весь технический «обвес» к нему: описания картинок, текст диктора, тестовые вопросы с вариантами ответа, ТЗ на интерактивные вставки и т. д.;Дизайн: цветовое решение, шрифты, образы персонажей, иллюстрации, схемы, графика для интерактивных вставок и т. д.;Вёрстка: итоговая сборка курса по сценарию с учётом дизайна, расстановка контента и графики в нужном порядке, программирование интерактивных элементов и т. д.Minimal Capable Team для такой работы были трое: автор, художник и сборщик. Двое, если один из них совмещает. Универсальные разработчики 3-в-1 тоже возможны, и даже сегодня их немало, но чаще всего такие уникумы работают в отделах обучения и экономят зарплатный фонд своих работодателей: в заказной разработке курсов лучше и надёжнее работает разделение труда.В идеальном мире больших бюджетов и долгих сроков асинхронные курсы можно собирать большими командами: писать сценарий могут эксперт, методист и редактор; рисовать графику — UX/UI дизайнер и художник-иллюстратор; собирать вёрстку — специалист по конструктору и frontend-разработчики интерактивных элементов. Ещё и съёмки видео с монтажом можно где-то рядом уместить.Чаще всего конструкторы лонгридов убирают из уравнения вёрстку: если инструмент достаточно простой в освоении и не имеет сложных функций, электронный курс могут собрать сценарист и дизайнер. Если автор умеет рисовать, обрабатывать изображения или пользоваться нейросетями, то и дизайнер для создания продукта не обязателен.В итоге асинхронный электронный курс потенциально может написать, оформить и сверстать один человек — автор-методист с базовыми знаниями дизайна и опытом работы в выбранном конструкторе. И это будет материал приемлемого качества.Сборка в одно лицо стала возможной, потому что конструкторы лонгридов обычно упрощены настолько, чтобы не требовать никакого «профессионального освоения» — с ними справится любой, кто хоть раз видел Tilda, Notion, Confluence или окно оформления статьи на VC или в Teletype.Это не недостаток, а тактика: у лидеров отрасли вроде Articulate и iSpring есть более сложные флагманские продукты, которыми пользуется основная аудитория. А лонгриды — это скорее бонус, который не должен переманивать пользователей флагмана.У такого подхода есть два следствия:На рынке нет «сложных» конструкторов текстовых материалов для корпоративного обучения. Те, что есть — технически простые (Rise, Page, Scroll). Те, что технически сложные — не предназначены для этой отрасли (Tilda). Те, что технически сложные и для корпоративного обучения, пока дорабатываются на первых клиентах (коллеги с названием на старопортугальском, мы вас не забыли!).«Простые» конструкторы сводят создание контента до одного специалиста — автора текста. Дизайнер и сборщик не могут привнести в них свои навыки и опыт: их просто негде применить, кроме рисования картинок.В итоге большой пласт умений команды разработки остаётся невостребованным, а уровень исполнения лонгридов стабилизировался на уровне того, что посильно сделать одному человеку, пусть и с разносторонними знаниями. Мы всегда разрабатывали курсы командами, и такое разбазаривание опыта считаем неправильным.Courseditor позволяет методисту собрать разнообразный курс, дизайнеру — профессионально его оформить, а программисту — разработать для него кастомные интерактивные элементы.Любой состав команды обеспечит результат, а чем больше разных компетенций привнесут разные специалисты, тем разнообразнее и насыщеннее будет итоговый курс.Как это работает и чем отличается от другихЧтобы не погружаться глубоко в детали, расскажу про основные фичи, которые делают Courseditor профессиональным редактором лонгридов для корпоративного обучения:Кастомизируемый дизайнНедостаток многих конструкторов — однообразие. Курсы отличаются цветовой гаммой, шрифтами, отступами, стилем иллюстраций — и всё. Часто в них даже нельзя менять ширину контентных блоков. Tilda, Creatium и другие конструкторы сайтов смотрят на это со смехом: там даже без zero-блоков можно разнообразно оформлять страницы. Сервисы для лонгридов в этом отставали.В Courseditor можно менять размер любого блока, вставлять фоновые изображения, настраивать внешний вид каждого элемента. По запросу заказчика можно полностью поменять внешний вид плеера (= области воспроизведения курса), чтобы брендировать материал и дистанцироваться от «вида по умолчанию»:Первые заказчики индивидуальных плееров недалеко отошли от шаблона, но даже такое изменение обычно недоступно в большинстве конструкторовСейчас мы предлагаем корпоративный шаблон плеера как услугу. В будущем мы составим спецификацию, чтобы дизайнеры и разработчики на стороне заказчика могли создавать свои шаблоны самостоятельно. Вставка автономных веб-объектовОблачные конструкторы воспроизводят веб-объекты через embed или iframe. Есть множество сервисов для создания и вставки интерактивных элементов: Learning Apps, Wordwall, Quizlet и другие. Они прекрасны, когда есть свободный доступ в интернет, но их нельзя экспортировать в составе SCORM-архива для закрытой корпоративной LMS — для этого нужны автономные папки с кодом.Слайдовые конструкторы умеют встраивать автономные веб-объекты — например, можно собрать папку с мини-игрой на JS и воспроизвести её на слайде. Из распространённых конструкторов лонгридов что-то подобное умеет делать только Articulate Rise, в который можно вставлять исходные файлы «старшего брата» — слайдового редактора Storyline. И это будет помесь Кощея и матрёшки: веб-объект на слайд, слайд в исходник, исходник в облако, из облака в лонгрид.В Courseditor можно вставлять автономные веб-объекты и готовые SCORM-архивы, которые при этом корректно передают статистику прохождения в систему обучения через материнский курс:«Мы вставили SCORM-курс в твой SCORM-курс, чтобы ты мог проходить курсы, пока проходишь курсы!» (с)Так что если ваша команда умеет собирать HTML-интерактивы или у вас есть библиотека упражнений в SCORM, вы можете без танцев с бубном дополнять ими свои лонгриды.Quality-of-life функции без костылейИзначально мы строили Courseditor по принципу «чего нам не хватало в других решениях». Поэтому мы добавляли то, что очевидно для конструкторов сайтов и слайдов, но чего остро недоставало в конструкторах лонгридов.Например:Всплывающие окна по нажатию на текст. Простой, но нужный элемент для создания подсказок в тексте. Даже в Tilda для этого нужно связать ссылкой два блока, а в Courseditor это штатная функция в любом текстовом поле:Вжух — и в любом тексте появляется «всплывашка»Настраиваемые кнопки. Обычно кнопки открывают внешнюю страницу, другой раздел курса или следующий блок в лонгриде. В Courseditor на них можно дополнительно навесить загрузку файлов и исполнение JavaScript:Когда мы презентовали эту функцию, мы назвали её «супер-кнопка». В общем, не совралиПредположим, вы хотите создать курс в виде визуальной новеллы с нелинейным прохождением. Тогда каждый ряд кнопок — это развилка в сюжете с передачей данных о выбранном пути, чтобы в конце курса показать ученику историю его решений.Глубокая настройка тестов. В лонгридах чаще всего используют два вида тестов: «для рефлексии» (ответ не влияет на итоговый балл, обратная связь закрепляет материал) и «для проверки» (ответ влияет на итоговый балл, обратной связи может вообще не быть): Типов вопросов у нас тоже больше: мы перенесли механики, которые создавали ещё в эпоху FlashВ Courseditor можно также настроить третий тип: «входное тестирование», которое засчитывает разделы курса как пройденные, если пользователь корректно ответил на вопросы по ним в начале обучения. Тоже простая функция, которой тоже раньше не было.…И это я ещё не говорю про интеграцию ChatGPT для создания контента, встройку Whisper для транскрибации и функции LMS, которые делают Courseditor самодостаточным инструментом обучения партнёров и сотрудников для малого и среднего бизнеса. Об этом — в другой раз.Куда дальшеНад Courseditor нам ещё работать и работать: улучшать онбординг, причёсывать интерфейс, пополнять библиотеку шаблонов, добавлять функции для B2B и B2C. Идей и запросов много.Но главное мы уже сделали — создали профессиональный конструктор учебных материалов, в котором могут одинаково эффективно работать и независимый автор-эксперт, и небольшая контент-студия, и корпоративный отдел разработки электронных курсов.~~~Если вам интересно посмотреть на наш конструктор, зарегистрируйтесь на courseditor.ru и получите пробный доступ на 14 дней. Если решите оформить подписку, то вот промокод VC10 на 10% скидку к первой оплате, который будет действовать до конца лета 2024 года.Попробовать Courseditor
Конструктор курсов для корпов? Прикольно)
Их только российских уже десяток наберётся за последние 20 лет :) Два мира, две системы.
Если вы хотите высказать автору респект или дизлайк, это можно сделать прямо в этой ветке 🙂
автору респект
Филипп, спасиб.
Как человек со стороны я немного не понял:
1. Чем лонгриды лучше слайдов в обучении?
2. В каких случаях они лучше слайдов выполняют задачу обучения?
Лучший конструктор курсов!!!!!!
Я считаю, офигенно что существуют такие платформы, которые помогают сделать обучение более интересным и эффективным