Как макулатура превратилась в стратегическое сырье, и что это означает для российских экспортеров

Как макулатура превратилась в стратегическое сырье, и что это означает для российских экспортеров

На днях правительство утвердило квоты на экспорт макулатуры, но, похоже, ни для кого в отрасли это не стало шоком. Напротив, одним источником неопределенности стало меньше и теперь мы знаем, что нас ждет в ближайшие три месяца.

С сентября по ноябрь из России можно будет вывезти 30 тысяч тонн бумажного вторсырья. И это скорее положительный сигнал для участников рынка, которые давно ожидали ограничений вплоть до полного запрета. Квоты на вывоз были распределены между продавцами соответственно их доле в экспорте за предыдущий 2021 год.

А что собственно, произошло?

То, что картон и бумага становятся стратегическим сырьем стало понятно еще в начале весны, когда грянул бумажный кризис, а за ним – кризис картонной упаковки, для которой как раз и нужна макулатура. На фоне санкций из России ушел крупный нишевый игрок отрасли – компания Tetra Pak, что затронуло уже пищевую промышленность и форсировало усилия государства по импортозамещению.

Минпромторг инициировал масштабную программу поддержки и развития российского производства упаковки. И в этой программе макулатура играет роль основного сырья, допустить дефицит которого – нельзя. Еще одна головная боль правительства –необходимость сдерживать рост цен на вторсырье. Так что ограничения на экспорт были ожидаемы и неизбежны: обсуждался лишь объем этих ограничений.

Не экспортом единым

Наибольшая квота – 4198 тонны досталась моей компании компании ООО «ГлобалТрэйдинг». Просто потому, что в последние годы мы сохраняли лидерство на рынке вторсырья, и эти 4 тысячи тонн – доля, аналогичная нашей доле экспорта в 2021.

Мы как раз та компания, для которой экспорт важен. Вторсырье поставляем по всему миру: в страны Восточной Европы, Скандинавии, Балтии, Латинской Америки и Азии. Наэкспорт идут самые востребованные марки МС-1А – белая бумага, MC-5В, MC-6В, MC-7В, MC-8В.

Но новость о квотах я воспринял даже с оптимизмом: все увидели что найдено компромиссное решение. Ограничения — это не запрет. Сейчас мы готовимся к получению экспортной лицензии, доступ к документам для оформления открывается со дня на день.

Критичны ли экспортные ограничения? Нет. Сегодня про экспорт вторсырья нельзя однозначно сказать, что он выгоднее продаж на внутреннем рынке. Поэтому и введенные лимиты для нас не пугают: мы сможем компенсировать их в России.

Критично другое: нужно быстро приспосабливаться к изменчивым условиям. Главная особенность текущей ситуации – высокая волатильность. Достаточно быстро меняются все вводные: цена закупки сырья, цена продажи, затраты на логистику. Это означает, что меняются и направления экспорта. Возможно, появятся новые направления сбыта, новые рынки в ближнем и дальнем зарубежье, а какие-то, напротив, временно выпадут из сферы наших интересов. Мы в динамике отслеживаем ситуацию и будем поставлять вторсырье туда, где выше маржинальность.

Макулатура – не отходы, это востребованное важнейшее сырье, изделиями из которого мы пользуемся каждый день. И все, что нужно делать предпринимателям в данной ситуации, чтобы остаться на плаву – своевременно корректировать логистические цепочки.

22
реклама
разместить
Начать дискуссию