Манифест «Будущее веб-дизайна»

Есть галереи для привычных картин, но нет галереи веб-дизайна. А ведь это не только инструмент для достижения бизнес-целей. Мы в «Магвай» решили сделать свой вклад в развитие российского digital! Вот-вот запустим проект, который изменит мир дизайна. Как мы видим будущее российского рынка? Кто должен оценивать работы дизайнеров? Собрали основные тезисы.

Изобразительное искусство развивается и принимает новые формы. Так было всегда. Художник вышел из пещеры Ласко и прошел долгий путь. На этом пути был и фриз Парфенона, и Ника Самофракийская, и Сикстинская капелла, и чёрный квадрат, и граффити. Не всё это из этого сразу становилось искусством. После смерти Поля Гогена большая часть его произведений отправилась на свалку, так как один из экспертов того времени постановил, что там им самое место.

При этом за холсты признанных художников сегодня готовы бороться частные коллекционеры. Акварели Джозефа Збуквича сегодня во многих арт-галереях мира. Картина Каналетто, неожиданно найденная в доме британской бабушки, которая жила одна и тихо умерла, тут же становится сенсацией аукционов. Всё меньше тех, кто умаляет талант художника-супрематиста или концептуалиста. Всё больше тех, кто признаёт уличное искусство особым жанром, а не просто подростковой глупостью.

Но до сих пор назвать искусством веб-дизайн не может даже digital-сообщество. И это сегодня, когда мы не просто на пороге, а уже стоим в прихожей новой эпохи. Сегодня, когда деньги становятся виртуальными, а на расстоянии с помощью технологий можно работать, развлекаться и даже влюбиться.

Мы создаём галереи для холстов, арт-объектов, мы готовы признать искусством то, что делает Билл Виола, и смотреть в музейном зале на экраны вместо привычных картин. Но мы стесняемся признать, что сайт компании — не просто функциональный ресурс, а тоже произведение искусства.

Словарь общественных наук в широком смысле рассматривает искусство как вид формотворческой деятельности человека, создающей образные и символические структуры, которые обладают эстетическими, познавательными и коммуникативными функциями.

Какие признаки у искусства?

Образность.

Эмоциональность.

Субъективность.

И все они есть в веб-дизайне!

Но действительно классные проекты, которые могут войти в историю веб-дизайна, уходят, как только компания решает обновить сайт. Потерять картину Пикассо — трагедия. При этом каждый день мы теряем уникальные объекты веб-дизайна, которые могли бы войти в историю веб-дизайна.

Мы смотрим на иллюстрации, которые сделали 10 лет назад, и понимаем, что они не так актуальны сейчас, но разве они не стоят того, чтобы их показывать и гордиться? Ведь многие иллюстрации для главной страницы, для блога, для иконок создают настоящие художники. Мы не задумываемся, что это часть искусства.

Далеко не все современные зрители искренне смеются над фильмами Чарли Чаплина. Готовы ли мы удалить их из истории кино? Или выбросить на свалку картины Рафаэля? Все это стало классикой, вошло в золотой фонд. И кино, и картины представляют определённую эпоху, показывают новаторство того времени. При этом зрители понимают, что художники были ограничены материалами, методами и нравами.

Сохранять и демонстрировать значимые работы — один из важных этапов для будущего веб-дизайна. Так мы сформируем базу, которая станет фундаментом для следующего поколения российских дизайнеров. Но это лишь первый шаг. Наша глобальная цель — приравнять веб-дизайн к искусству.

6 тезисов о развитии веб-дизайна:

  • Веб-дизайн — это искусство

Пришло время приравнять веб-дизайн к искусству, и мы считаем, что для этого есть все предпосылки. Только так на российском рынке станет больше качественных проектов. В этом мы видим естественное развитие веб-дизайна.

  • Эстетическая функция выходит на первый план

Веб-дизайн перестал быть только инструментом. Сегодня он не только помогает сделать проекты удобными, а ещё добавляет эстетики. Современный веб-дизайн вызывает эмоции, он обладает той же индивидуальностью художника, что и картины, а значит, несёт эстетическую ценность.

  • Объекты веб-дизайна достойны выставок

Необходимо сохранять лучшие работы и демонстрировать их, формируя историю digital.

  • Свобода творчества — основа развития

Веб-дизайнеры должны иметь возможность свободно выражать творческие мысли, показывать как готовые проекты, так и удачные концепты, которыми нужно гордиться.

  • Профессиональный отбор повысит качество

Определять художественную ценность той или иной работы должны другие профессиональные веб-дизайнеры, которые открыты новому и могут непредвзято оценить проект.

  • Среда формирует сознание художников

Требуется создать дизайнерское комьюнити, где каждый сможет публиковать свои работы, получать обратную связь от коллег и вдохновляться другими проектами. Считаем, что настало время для новых героев веб-дизайна: не только опытных мастеров, но и талантливых новичков!

Для этого мы планируем запустить комьюнити-платформу WebDesignAwards, где главным смысловым ядром станет конкурс. Таким образом практикующие веб-дизайнеры высокого уровня смогут формировать золотой фонд проектов. Профессиональный взгляд исключит необъективную оценку и позволит отбирать действительно лучшие работы. Так будет расти качество проектов. Это поможет и дизайнерам, и рынку в целом выйти на новый уровень. Уже открыт доступ для регистрации членов жюри, надо лишь подать заявку. Вместе мы сделаем вклад в развитие российского digital!

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Yaroslav Tugolukovskiy

Я бы сказал иначе: веб-дизайн может быть искусством, но сам по себе веб-дизайн в первую очередь — дизайн. Очень много соблазна объединить понятия дизайна и искусства, и я сам размышлял порой, а почему бы и нет? А потом понял, что в этом нет необходимости. Не смотря на то, что дизайн и искусство порой выполняют похожие задачи, они всё же направлены на разное и из разного. Искусство направлено из художника в мир. Конечно, без мира и контекста этому не быть, ведь мы всё, что мы делаем — это отражение мира и нас. Но дизайн в свою очередь нацелен именно на то, чтобы перевести мир на другой, более понятный язык. Другими словами: у дизайна есть заказчик, а у искусства нет.

Есть одна прекрасная цитата про это:
«Картина художника — это ответ на вопрос, который невозможно узнать заранее, не увидев картину. Проект дизайнера может быть ответом на вопрос, который давно известен, и ответов в запасе несколько.»

Ответить
Развернуть ветку
Магвай
Автор

Спасибо за мнение! Интересные аргументы.) Но нам кажется, что изначально не стоило разделять дизайн и искусство. Да, действительно, дизайнер отличается от живописца дополнительной задачей. Тут отличное место для цитаты из Пола Рэнда: «задача дизайнера оказывается двухчастной: принять во внимание реакцию зрителя и учесть собственные эстетические потребности». Получается, что задача усложнилась, но не зря большая часть дизайнеров — выпускники изобразительного факультета, база одна. Да и в конце концов у соцреализма тоже был заказчик, а великие русские живописцы зарабатывали тем, что писали портреты за деньги, яркий пример — Валентин Серов. Даже Микеланджело получил за роспись Сикстинской капеллы 15 тысяч дукатов. Кстати, как утверждают источники, заказчик был не очень доволен и просил некоторые моменты исправить. И разве при этом мы можем сказать, что это не искусство.) Хотя, конечно, не все работы веб-дизайнеров можно выделить именно с эстетической точки зрения, для того чтобы отобрать действительно стоящие проекты, мы и задумали WDA.

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Tugolukovskiy

Дополню свою мысль.

Под заказчиком я подразумеваю не оплату труда, но скорее того, чьи потребности нужно предугадать и удовлетворить, а также глубину повествования.

Художник, безусловно, удовлетворяет потребности зрителя в рефлексии и получении какого-то сакрального или чувственного опыта, или потребности заказчика (портрета, например) в выражении самости посредством уникального изображения его портрета, но всё же есть ощущение, что в подобном мало бытового.

В дизайне же быт — это основа. Даже если дизайнер делает акцент на эстетике (как, например, Имзы, Дитер Рамс, Наото Фукасава или Карим Рашид), он всё равно помнит о том, что если предмет не будет служить основной цели, подкрепляющей эстетику, то это будет дизайном, который не выполняет свою функцию.

Да, стоит конечно отметить отдельно, что дизайн может быть куда ближе к искусству, и у такого дизайна даже есть определение (не знаю, правда, насколько оно общее) — спекулятивный дизайн. Да и в целом если хочется, можно подвести под одно определение искусство и дизайн, только зачем это упрощение?

Ответить
Развернуть ветку
Упоротый кролик

Представил себе музей кнопочек на jQuery написанных маслом художника Виктора Попова.

Хотя не, не так. Сейчас же в тренде по максимуму использовать англицизмв.

Баттон-хауз артдиз- криейтора Викто́ра Преста

Ответить
Развернуть ветку
Pontus

Я десь таку ж думку чув! Ти часом не дивився лекції від Design Prosmotr? Я там чув вже тезіс якраз такий, чи від Попова, чи від когось ще.

Лайк!

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Tugolukovskiy

Какие-то лекции смотрел, но эта цитата не оттуда, а из книги «С помощью дизайна».

Ответить
Развернуть ветку
Pontus

Так, це саме звідти, згадав!

Ответить
Развернуть ветку
Wolf

95% веб-дизайнеров не понимают, что их основная задача - как можно лучше спрятать дизайн и упростить навигацию/управление страниц. Зайдя на вышеупомянутый https://webdesignawards.ru/ можно убедиться, что с задачей "дизайнеры" явно не справляются.

Ответить
Развернуть ветку
Pontus

Ну ти що, там же більшість проєктів це як арт-проєкти, а не ті, що виконують певну роботу. Це як дивакуваті стільці, зроблені лише як насолода для твоїх очей, а не комфортні крісла.

Ответить
Развернуть ветку
Encode

Это пздц какой-то!

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Аташев

Какой интересный горизонтальный скроллинг!

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Костин

Заявку отправил, но были небольшие сложности, например форма заявки никак не хочет валидировать email на домене .design
При попытке указать [email protected] ошибка)

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда