Известная художественная группа Ленинграда в условиях блокады - "Боевой карандаш"

«Боевой карандаш» – творческое объединение ленинградских художников, выпускавших агитационные плакаты и сборники карикатур. Объединение художников-плакатистов «Боевой карандаш» действовало с 1939 по 1940 и с 1941 по 1945 годы. Созданные в сочетании плакатного и лубочного стилей, политически «чувствительные» и доступные для понимания, со стихами В.М. Саянова, Н.С. Тихонова и других поэтов плакаты «Сила защитников города» помогали...

<i>поддерживать дух воинов, защищавших Ленинград.</i>
поддерживать дух воинов, защищавших Ленинград.

Первый плакат появился зимой 1939-1940 годов, во время Советско-Финляндской войны. Затем их выпуски были прекращены и возобновлены в июне 1941 года. В 1941-1945 гг. во время Великой Отечественной войны их плакаты и карикатуры играли важную военно-патриотическую роль и стали невероятно популярны. Затем деятельность творческого общества «Боевой карандаш» возобновилась в 1956 г. и продолжалась до 1990 г.

В 1939 году, в последнюю ночь Советско-Финляндской войны, в ленинградском отделении Союза художников было подготовлено для бойцов на передовой веселое поздравление «Новогодняя елка у Белофинского волка». Это был первый выпуск Боевого карандаша. В основу чёрно-белого плаката положена форма русских литографий, а в нижней правой части рисунка можно прочитать четверостишие – на плакате напечатано стихотворение В. Маяковского.

Название «карандаш» по одной из версий происходит от названия стенгазеты для графической секции. Кто-то добавил к карандашу винтовку: «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо», процитировав стихотворение Маяковского. Так появились логотип и название «Боевой карандаш». По другой информации, плакат с разделом «Боевой карандаш» и даже рисунок будущего прототипа первого плаката висели в Детгизе (где в то время работали молодые художники и поэты). Каждый из первого чёрно-белого плаката, напоминающего, как уже было сказано, литографию на бумаге, выпущенный тиражом всего 100 экземпляров, был раскрашен вручную. Первый плакат нарисовали молодые художники И. С. Астапов, О. Г. Верейский, В. А. Гальба, В. И. Курдов, Н. Э. Муратов, Б. Ф. Семенов, В. А. Тамби, И. В. Шабанов, Н.А. Тырса.

В новогоднюю ночь плакат «Боевого карандаша», отправленный на передовую, стал популярен с первого выпуска. Солдаты полюбили этот плакат и попросили прислать ещё. Это было народное призвание.

Вдохновленные результатами первого опыта, художники удвоили силы в своей работе. Среди бойцов и командиров выпуск «Боевого карандаша» имел большой успех. Художники испытали глубочайшее удовлетворение. Во время войны с финнами вышло более десяти выпусков «Боевой карандаш». Первый этап деятельности «Боевого карандаша» закончилась с окончанием войны с Финляндией весной 1940 года.

В начале Великой Отечественной войны в России, после небольшой паузы, артисты «Боевого карандаша» снова собрались вместе. Первый антифашистский плакат был напечатан в экспериментальной типографии Союза художников в Ленинграде. Через несколько дней лист «Боевого карандаша» «Фашизм – враг человечества! Смерть фашизму!» появился на улицах Ленинграда.

На протяжении всей Блокады, несмотря на тяжелейшие условия, художники-карикатуристы не переставали выкладывать боевые листки, которые были так необходимы не только в Ленинграде, но и на передовой. Небольшие, но яркие, образные плакаты призывали к борьбе с врагом, прославляли подвиги героев на фронте и в тылу, поднимали боевой дух воинов. Всего коллектив «Боевого карандаша» выпустил 102 военных плаката.

В мае 1945 года художники и поэты расстались на 11 лет. Считается, что в мирное время сатира не нужна. Но в 1956 году «Боевой карандаш» родился в третий и последний раз. Они продолжали творить до распада СССР, когда они окончательно прекратили своё существование.

<i>Тематика «Боевого карандаша»</i>
Тематика «Боевого карандаша»

Тематика «Боевого карандаша» очень широка: это и газеты с героическими призывами, и инструктивные плакаты, и повествовательные народные картинки с военными сюжетами, и зловещая сатира на фашистских захватчиков. Каждый выпуск «Боевого карандаша» находил отклик.

В своих произведениях художники и поэты не только разоблачали миф о непобедимости фашистов, но и демонстрировали героизм советского народа, проповедовали передовой боевой опыт. Используя сводки и сообщения советской прессы, они рассказывали о фактах героизма воинов, командиров и советских граждан, создавая яркие образы в плакатах. Художники работают на основе конкретных фактов, которые обычно ложатся в основу названий плакатов (И. Астапов «Подвиг военного инженера Сигова» и «Отважный лесник», И. Кочергин «Героический сюжет»).

Они много работали по заданиям Политуправления Ленинградского фронта. «В Политическом управлении фронта, – вспоминает Карандаш, – говорили, что после того, как гитлеровцы заняли пригороды Ленинграда, они видели на улицах много нашей антигитлеровских листов и узнали наши имена. Нацистская пропаганда грозилась наказать художников «Боевого карандаша» как «большевистских агитаторов, врагов фюрера и Третьего рейха». Значит, наша работа была не напрасной», – говорили художники. Ленинградские карикатуристы не только создавали плакаты, но и самоотверженно участвовали в обороне города: ночью во время тревоги поднимались на чердаки и крыши тушить зажигательные бомбы. А затем возвращались в мастерскую заканчивать новый агитационный лист. Срочно отпечатанный вариант сразу же отправлялся на фронт. Как и многие рабочие ленинградских заводов и учреждений, художники «Боевого карандаша» переехали в дом Союза художников, перейдя на казарменное положение. А уже зимой 1941-1942 года художники были вынуждены переехать из просторного и светлого выставочного зала Союза в темную, но тёплую литографскую мастерскую, оказавшись у литографского станка. Несмотря на все трудности, художники не снизили качества выпускаемых плакатов. Художественные решения листов выглядели красочно и необычно. В холодной и голодной Блокаде люди все чаще обращались к славному прошлому родины. Черпая мужество и силы в истории страны, коллектив «Боевого Карандаша» обращался к прошлому. Многие выпуски этого времени были построены на исторических параллелях.

Весной 1942 года «карандашисты» были отправлены в эвакуацию. Таково было решение Ленинградского горсовета, – вспоминали художники, – нас, массовых агитаторов, просто спасли, предоставив возможность работать в новых условиях». Художники продолжали агитационную деятельность: сотрудничали с военными многотиражными газетами, писали портреты героев. Таким образом, «Боевые карандаши» изменили место и форму работы, но не потеряла своей остроты и жизненности. Плакат не только призывал бойцов Красной Армии отомстить врагу, но и обращались к рабочим и колхозникам – семьям фронтовиков. Работа над плакатами и агитационными листами активизировалась с возвращением художников в Ленинград. Начался новый период творчества коллектива. Впечатления с фронта очень обогатило тематику и идеи художников.

Авторами половины выпущенных номеров были художники И. С. Астапов и В. И. Курдов, сыгравшие в свое время большую роль в творчестве «Боевого карандаша». Их творческое сотрудничество было очень продуктивным. Плакаты, созданные в ходе их совместной работы, отличаются разнообразием тематики, богатством художественных форм и четкими композиционными решениями. В октябре 1943 года плакаты «Боевого карандаша» прославились за пределами родного города. В Москве первая отчетная выставка «Боевых карандашей» открылась во Всесоюзной библиотеке имени Ленина. Она привлекла внимание публики не только в Москве, но и в Куйбышеве, куда впоследствии была перевезена, советские посетители выставки высоко оценили увиденные работы.

И, наконец, настал долгожданный день полного освобождения Ленинграда от Блокады – 27 января 1944 года. Когда жители Ленинграда праздновали окончание Блокады, среди ликующих людей, вышедших на улицы и набережные, были художники «Боевого карандаша».

Тематика плакатов «Боевого карандаша» не ограничивалась событиями на Ленинградском фронте и в блокадном Ленинграде. Многие плакаты отражали ситуацию на других фронтах страны. Специальный выпуск был посвящен крупной победе Советской армии – взятию Берлина. Военная деятельность «Боевого карандаша» завершилась в первой половине 1945 года. Трудно подводить итоги количества выпущенной продукции пропагандистов, не весь материал сохранился. Художники Л. С. Астапов, В. А. Гальба, В. М. Курдов, Н. Е. Муратов, Г. Н. Петров более других посвящали себя созданию плакатов. Только Л. С. Астапов – автор и соавтор тридцати семи страниц «Боевого карандаша», В. И. Курдов – более 30 плакатов, Н. Е. Муратов – девятнадцать, Г. Р. Петров – двадцать. Кроме того, каждый автор участвовал в других видах агитационной деятельности – изготовлении плакатов, «боевых сводок», открыток. В деятельности «Боевого Карандаша» участвовал весь коллектив. Сто три пронумерованных плаката, огромное количество плакатов, десятки рекламных открыток общим тиражом около 2 миллионов экземпляров, были выпущены художниками-карикатуристами.

Известная художественная группа Ленинграда в условиях блокады - "Боевой карандаш"

«Боевой карандаш» удачно сочетает в себе черты плаката и лубка. Это небольшие по размеру работы, в которых яркие картинки, разделенные, но связанные единым сюжетом, сопровождаются текстом, обычно стихотворным. Они напечатаны методом литографии. В отличие от других видов плакатов, для «Боевого карандаша» характерна ярко выраженная фронтальная интимность, в первую очередь для воссоздания обстановки на передовой. Агитационные листы «Боевого карандаша» можно было увидеть в мастерских, на заводах и в школах, в землянках и убежищах на Ленинградском фронте, на кораблях на Балтике и даже на бортах фронтовых машин. «Боевой карандаш» был создан не для беглого взгляда и беглого прочтения, а для того, чтобы шаг за шагом пройтись по всем деталям, по сюжету и тексту.

Вторая особенность плакатов ленинградского коллектива — сочетание картинки и текста. «Боевой карандаш» с самого начала представлял сообщество художников и поэтов. Плакаты времен Великой Отечественной войны подписаны известными советскими писателями: В. Саяновым, Б. Тимофеевым, С. Спасским, Н. Тихоновым. После войны с «Боевым карандашом» работали С. Михалков, А. Безыменский, А. Чуркин. В коллективе работали талантливые поэты: В. Алексеев, Л. Гаврилов, В. Капралова, Б. Лезунов, Г. Тумаринсон, Д. Толмачев, В. Хочинский, А. Шкляринский, В. Шумилин... Каждый из них был не новичком в литературе, и на счету каждого из них было по нескольку книг, но, по их единодушному признанию, иногда было легче написать целое стихотворение, чем сатирическое четверостишие. Делать плакаты сложно. Сарказм здесь должен быть точным, ярким, острым и забавным, а автор перестает смеяться, когда это необходимо. Иногда в обсуждение эскизов приходилось вовлекать всех членов команды, рассматривались десятки вариантов, пока не был найден один — лучший. Афиша – не газета, но она все равно должна появиться вовремя, иначе критика, выраженная карикатурой, потеряет актуальность. Так, художники не спали ночами, искали, пробовали десятки вариантов, ломали голову и спорили до хрипоты. Все «карандашники» были высокими профессионалами своего дела. Руководители коллектива – М.А. Гордон, В.И. Курдов и И.С. Астапов стали заслуженными артистами РСФСР.

Каждый мастер «Боевого карандаша» был вправе судить и обсуждать работы своих товарищей, ведь все они великолепно владели мастерством графики – тем, без чего сатира была бы невозможна. И это – третья особенность «Боевого карандаша». Создание плаката требовало коллективного участия. По собственному признанию одного из авторов, иногда после обсуждения и принятия окончательного варианта уже трудно определить, кто что придумал, потому что плакат товарища каждый принимает как свой. Это хорошая традиция единомышленников. У каждого поэта и художника свой творческий почерк. Так, например, на одной из выставок точные, зловещие, лаконичные плакаты Г. В. Ковенчука соседствуют с романтическими работами М. А. Гордона. Он разработал технику старинной русской народной картинки – лубка, Л.Д. Каминский придумал подпись, напоминающую шуточное стихотворение – раешники.

Совершенно иной метод использовал Д.Г. Обозненко. Его плакаты – это портреты отрицательных персонажей. Короткие кукольные фигурки очень забавны. Таких людей, кажется, не существует. Но почему мы можем их узнать? Потому что это точное изображение их отрицательных качеств!

Работа сатирика всегда носит общественный характер. Сатирический плакат похож на басню. Например, В. М. Меншиков использовал аллегорический прием. Героями его произведений являются животные и птицы. Плакат должен быть лаконичным, и у художника нет времени долго рассказывать о человеке, которого он высмеивает. Рисуя Чудовище, он собирал отрицательные черты этого аллегорического образа. Он нарисовал кролика – мы сразу поняли, что он имеет в виду трусость, он нарисовал лису – он подразумевает хитрость.

Но, чтобы увидеть отрицательное явление, понять его, сделать предметом сатиры, найти зримый сатирический образ, одного таланта и умения недостаточно. Нужно иметь ясное мировоззрение, нужно быть гражданином, нужно точно знать, что ты защищаешь и против чего выступаешь. Вот так понимают свои обязанности «Боевые карандаши». Когда нужно, откладывают карандаши и берутся за винтовки: Г.Н. Петров воевал в Испании, а погиб на Ленинградском фронте, К. В. Владимиров, В. И. Кюннап, В. П. Алексеев, Ю. В. Трунев и другие сражались в Великой Отечественной войне. Многие «карандашисты» заслуженно были награждены медалью Советского Союза, а вся команда дважды побеждала в конкурсе «Сатира за мир». Н. Е. Муратов – один из первых советских художников, нарисовавших иллюстрации к произведениям Н. Салтыкову-Щедрина, Д. Фонвизина; десятки детских книг проиллюстрировали В. И. Курдов, И. И. Харкевич, М. С. Беломлинский, главные художники авангардного журнала «Костер», где печатались почти все рисунки «карандашистов». Рисовали И. В. Ефимовский, В. В. Желобинский, Б. С. Иванов и другие. Писали стихи В. Суслов, М. Романов, В. Хочинский и др.

Известная художественная группа Ленинграда в условиях блокады - "Боевой карандаш"

Работы мастеров «Боевого карандаша» оставили заметный след в истории советского искусства плаката. Работы «Боевого карандаша» стали одними из самых популярных и любимых произведений массовой художественной агитации в блокадном Ленинграде. То, что они издавались в осажденном городе, само по себе является триумфом истинного искусства над разрушением и смертью. Неоценим их патриотический вклад в победу русского народа в антифашистской войне. Лучшие произведения, созданные ими в годы войны, сохранили свою ценность не только как документы эпохи, но и как блестящие произведения искусства. В период с 1950 по 1970 год художники «Боевого карандаша» специализировались на создании плакатов, высмеивающих антиобщественное поведение в повседневной жизни и на работе, а также империалистическую международную политику Соединенных Штатов и их союзников. В 1990 году «Боевой карандаш» закрылся навсегда.

Перевести на Китайский :

315315 показов
600600 открытий
Начать дискуссию