Электро самолёт
Философия Стива Джобса
iPhone 16e
Nothing Phone 3a
Оживление фото LumaAI
Велосипед Mercedes
Робота научили делать сальто
Grok vs ChatGPT vs Claude
Генерация видео от Google

Национальные банковские особенности "знай своего клиента"

🏦 Банковский принцип «знай своего клиента» в конце прошлого года обрёл-таки законное олицетворение на базе платформы от #ЦБ РФ, направленной по проверку банками «засветившихся в сомнительных операциях» организаций.

Госдума в конце 2021 года приняла законопроект о создании платформы по проверке юрлиц для банков.

Де факто база на межведомственном уровне уже имеется давно (см. база отказников Росфинмониторинга), но использовалась, как правило, ДСП, а потому бизнесу было неясно «как эта штука вообще работает»…))

Справочно. Росфинмониторинг собирает сведения от всех финансовых организаций, аудиторов, нотариусов, адвокатов и ещё «сами знаете от кого»… и формирует единую базу данных о случаях отказа людям и компаниям, которые предположительно нарушают закон о ПОД/ФТ. Эту базу некоторые называют «черным списком» или «списком отказников». Кстати, история с созданием информационных баз с «ярлыками» - вообще тренд для многих регуляторов и для ЦБ РФ. Вот, например, одна из последних по нелегальной финансовой деятельности. Словом, был бы искусственный интеллект по типу «Алисы» и доступ ко всем базам - ух, можно было бы разгуляться! За идею не благодарите.

После вступления в законную силу предполагается, что платформа позволит (вот тут-то все и заработает):

  • снизить нагрузку на добросовестных предпринимателей, в том числе за счет уменьшения количества дублирующих запросов одной и той же информации от разных кредитных организаций;
  • акцентировать работу кредитных организаций только на сомнительных клиентах;
  • снизить превентивные ограничительные меры со стороны кредитных организаций при выявлении незначительных и «технических» рисков ОД/ФТ;
  • осуществлять расчеты между субъектами предпринимательской деятельности с минимальными временными задержками, связанными с проведением «противолегализационного» контроля;
  • снизить объемы сомнительных операций и т. д.

Мнение

Представляется, что единство и цифровизация сама по себе вовсе не означает эффективность и прозрачность ее функционирования.

Сразу обращает на себя внимание тот факт, что платформе придаётся публично-правовой статус именно в тот период времени, когда регулятор взял ежегодный курс на сокращение числа сомнительных операций.

Например, в сравнении с 2020 годом число таких операций, как пишет регулятор, в целом, сократилось на 11 %…

При этом объём «обналички» и «транзита для обналички» — не изменился:

Национальные банковские особенности "знай своего клиента"

а вывод (по терминологии незаконный отток.) денежных средств из РФ напротив вырос:

Национальные банковские особенности "знай своего клиента"

*материал и фотографии - взяты из отчета ЦБ РФ за 2021 год

По данным ЦБ РФ отмечается, что основной спрос на теневые финансовые услуги в первом полугодии 2021 года, как и в аналогичный период предыдущего года, формировался:

  • 36% — в строительном секторе;
  • 24% — в торговле
  • 21% — в секторе услуг
Национальные банковские особенности "знай своего клиента"

Такое сокращение, как представляется это результат совместных межведомственных усилий в сферах налогообложения (борьба с «ломкой НДС», предварительным транзитом и использования технических компаний), валютного регулирования и контроля, а также противодействия незаконным финансовым, инвестиционным и банковским операциям (вовлечение банков в незаконную деятельность. Смотри критерии).

Напоминаем, что традиционно одним из ключевых индикаторов наличия сомнительных операций - является низкий уровень уплаты налогов хозяйствующим субъектом.

Об активности действий ЦБ РФ свидетельствует постоянно возрастающее число жалоб, поданных на действия самого же регулятора. Для сравнения: в 2018 году в профильную Комиссию ЦБ РФ поступило 225 жалоб, в 2019 году — 330 жалоб, в 2020 году — 177 жалоб, в 2021 году (по состоянию на 01.07.2021) — 241 жалоба. При этом в II квартале 2021 года в Комиссию поступило 124 жалобы, во II квартале 2020 года — 21 жалоба.

Таким образом, мы видим, что несмотря на принятие законопроекта «кольцо сжимается» вокруг предпринимателей: «строительной отрасли» и «торговли», частично производственного сектора.

При этом регулирование по прежнему содержит достаточное количество оценочных категории, которые повышают цену и стандарт доказывания для бизнеса. А с учетом централизации - шансы обосновать необходимость «переключения цвета светофора» будут все более стремиться к нулю.

Вместо выводов…

С учетом многочисленных обращений к нам, статистики по жалобам в ЦБ РФ по 115-ФЗ и казусов, вызванных незнанием и неверным толкованием бизнесом разъяснений регулятора, а также искаженное (обвинительное) понимание методических рекомендаций отдельными сотрудниками банковской сферы, а местами даже, чего уж там, откровенным перегибом (перестраховкой), мы видим что принятие указанного законопроекта направлено скорее на упрощение контроля и надзора за отдельными секторами экономики, а также стремлением разгрузить систему и все больше унифицировать рассмотрение жалоб, исключив из этого звена банковский сектор на местах.

При этом эффект от подобной централизации может быть незначительным (с точки зрения количества и содержания жалоб) или прямо противоположным, поскольку само по себе не означает устранения вышеназванных факторов.

Что делать?

Се ля ви…в текущих-то условиях:

  • До того как … Обращаться к профильным специалистам (не к «решалам» (!) будь им пусто), чтобы не допускать неправомерных блокировок…
  • После того как … жаловаться ✍ в ЦБ РФ, но перед этим снова - обращаться к профильным специалистам.

Self-risk менеджмент

Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма» действует с 2001 года и за время своего существования претерпел многочисленные изменения.

Кроме того изменения вносятся регулярно в Налоговый кодекс РФ, а также в иные нормативные правовые акты в сфере валютного регулирования и контроля, регулирования ЦФА, принимаются разъяснения регулятора в сфере инвестиций, в том числе в криптовалюту…

Вот лишь немногие признаки подозрительных операций:

  • нетипичный или экстраординарный характер совершаемых операций (как говорится, «внезапно»);
  • транзитный характер операции («секунда» и деньги в том же размере улетели дальше не оставив и следа)
  • у операции явно отсутствует экономический (деловой/хозяйственный) смысл с учетом специфики, смысла деятельности и в связи с ее результатом ;
  • явный и не характерный для текущей хозяйственной деятельности (в т.ч. с учетом специфики бизнес-партнеров, масштабов, регулярности и характера деятельности) вывод капитала из страны;
  • занижение тарифных платежей;
  • промышленное снятие налички и уклоняется от налогов
  • операции с криптовалютой и цфа (к сожалению, не все разницу понимают)
  • Иные (тут сомнения могут быть разного порядка и аппетитов, как говорится)

☝При запросе документов, первым делом нужно понять, в чем истинная причина блокировки. И только потом следует переходить к работе с перечнем истребованных банком документов. Необходимо четко и аргументированно излагать позицию в ответе на запрос, объясняя причины последующего предоставления или не предоставления документов.

🧳 В нашей практике были разные случаи: от снятия блокировки счетов успешных кинорежиссёров до снятия блокировки с валютных экспортных счетов крупнейших торговых компаний. Во всех случаях - побеждал конструктивный и выверенный подход к раскрытию и презентации необходимой информации.

Начать дискуссию
[]