Как выбрать IT-компанию для проекта: учим отсеивать ненадежных партнеров и задавать правильные вопросы на старте

На какие характеристики бизнесу и государственным компаниям нужно обращать внимание, чтобы найти для IT-проекта компетентного и ответственного подрядчика? Расскажем вам об этом на основе многолетнего опыта Notamedia в сфере digital.

Работать с агентством из премиум-сегмента для бизнеса, как правило, ощутимо выгоднее и комфортнее, чем экономить на разработке. Поделимся на примерах, какие риски вызывает работа с неопытными подрядчиками, и как до подписания договора распознать недобросовестных партнеров в IT.

Выбор IT-компании для крупного проекта, будь то разработка сайта, приложения или системы, всегда про ответственность и материальные риски. В какой бы отрасли ни работал клиент, ему важно разумно распорядиться бюджетом.

На выборе подрядчика отражается множество факторов: от очевидного сочетания стоимости услуг и сроков до того, как выглядит сайт партнера, какие кейсы в его портфолио, и может ли он предоставить большую команду.

Предложений на рынке немало, а на погружение в отрасль не всегда есть время. Каждый заказчик по-своему решает проблему: кто-то через знакомства, кто-то через тендеры, рейтинги разработчиков и статьи в Интернете.

За 18 лет работы на рынке команда Notamedia привыкла отвечать на вопросы о разработке: от простых до настоящих вызовов. Мы каждую неделю консультируем будущих и текущих клиентов, помогая им решить, что, как, за какой бюджет и когда сделать.

Благодаря многолетнему опыту у нас появилось глубокое понимание того, что волнует бизнес и госструктуры при заказе ПО — на чем они фокусируются при выборе партнеров, и какие ошибки могут допускать при их оценке.

Какие проблемы возникают при неудачном выборе IT-подрядчика

Описанные ниже ситуации распространены на рынке. Необязательно, что вы, как клиент, в них окажетесь. Если внимательно подойти к выбору подрядчика, риск столкнуться с неприятностями на проекте снизится. Надеемся, наш опыт поможет этого избежать.

1. Исполнитель не поможет подобрать решение для концепции проекта или реализовать его

Предположим, у представителей бизнеса или государственной организации появилась идея digital-проекта. Концепция проработана, но непонятно, как это реализовать технически: на каком языке программирования написать, с чем интегрировать, что выбрать, сайт или приложение. За экспертным мнением заказчик обращается в IT-компанию.

Если в дело вступает некомпетентный или недобросовестный подрядчик, он предлагает решение, не заботясь о потребностях аудитории проекта и бизнес-запросов. Зато на этапе релиза выяснится, что продукт рынку не нужен, да и обошелся не так дешево, как ожидалось: например, были выбраны технологии, требующие долгой верстки.

Квалифицированный подрядчик проработает системные требования, все артефакты и обеспечит последовательное прохождение этапов разработки. Мало выпустить продукт, решение должно быть востребовано на рынке и полезно для пользователей.

2. Исполнитель сорвет дедлайны или откажется от работы в последний момент

Один из самых неприятных сценариев для любого клиента. Важно, чтобы разработчик выполнил задачи в заявленные сроки, не нарушая договоренности. Если IT-компания затянет с релизом, это отодвинет запуск проекта, и пагубно отразится на бюджете из-за увеличения длительности работы подрядчика.

Это может негативно повлиять на успешность проекта. Ведь бизнес стремится опередить конкурентов по скорости выпуска решений на рынок и качеству сервиса.

В некоторых случаях подрядчик даже отказывается от работы в последний момент или начинает избегать коммуникаций, сдвигая релиз. Чтобы не возникло этого сценария, важно прозрачно договориться по графику работ и конкретно зафиксировать, какую ответственность понесет исполнитель при несоблюдении сроков (штрафы и другие ограничения).

Чем больше успешных кейсов на счету компании, тем вероятнее, что она реалистично оценивает сроки. Уточните, сколько времени уходит на разработку сайтов, или как долго агентство делает приложения по вашей тематике, например, сервисы доставки товаров.

Каждый этап разработки требует времени и внимания не только со стороны разработчика, но и клиента. Если вы медленно согласуете задачи, мало уделяете времени коммуникации с партнерами, это может привести к переносу срока запуска проекта и его удорожанию. А если хотите ускорить разработку, пропуская важные этапы (например, отказываясь от аналитики или тестирования), это может привести к некачественному проекту на релизе.

На этапе предпроектной аналитики (этап Discovery) заказчик и подрядчик фиксируют все требования и хотелки, изучают потребности ЦА, задачи бизнеса и понимают рамки продукта.

Если пропустить или уделить мало времени этому этапу, велика вероятность, что между сторонами будет недопонимание по составу работ на продукте. Как следствие, подрядчик промахнется с итоговой оценкой, и это приведет к срыву сроков и бюджета

Иван Мрачко, аналитик Notamedia.Agency

3. Агентство не уложится в бюджет, смета резко изменится

Точно ли подрядчик оценивает бюджет проекта? Еще один вопрос, беспокоящий любого заказчика digital-услуг.

Неопытный подрядчик может некорректно заложить время на проект. Он не собирает требования к продукту и не проводит предпроектную аналитику. Оценка, выставляемая клиенту, получается неточной и поверхностной.

Недобросовестное агентство, у которого мало клиентов, может завышать часы работ, чтобы сорвать побольше прибыли с конкретного заказчика. Конечно, это касается не каждой небольшой компании. Мы учим клиентов, как вычислять ненадежных подрядчиков на старте: по оформлению сметы, отношению к договоренностям, презентации услуг.

Резкого и немотивированного изменения бюджета происходить не должно. При работе с опытной командой этого не происходит. Подрядчик может порекомендовать, как упростить процесс, и от чего отказаться ещё на старте.

4. У заказчика и подрядчика тяжело идет коммуникация

Коммуникация на проекте не должна быть стрессом для разработчиков и клиента. Опытный подрядчик понимает, что нужно говорить с заказчиком на его языке. Он обеспечивает комфортную коммуникацию с начала проекта.

Клиенту должны быть понятны роли сотрудников агентства на проекте, к кому обращаться, как к ответственному лицу, как получать информацию о статусе работ, и где смотреть артефакты. Подрядчик должен понимать, какие лица принимают решение на проекте, и чьи ожидания важно учитывать.

Иначе общение на проекте превращается в кошмар: с непонятными процессами, затянутой перепиской, несостыковкой ожиданий. Это ведет к дополнительным переделкам и повышению бюджета.

5. Условия сотрудничества будут непрозрачными

Не каждая IT-компания обеспечивает клиентам прозрачные условия сотрудничества. Как это выглядит на практике? Неполная, неточно составленная смета, размытые договоренности о результатах, отсутствие гарантий поддержки продукта.

Сравните предложения хотя бы 3-5 digital-агентств. Обратите внимание на то, как они подходят к pre-sales и презентации услуг. Хороший подрядчик не поленится потратить силы на клиента на самом старте: раскроет детали сотрудничества, уточнит стоимость услуг и обоснует её.

Notamedia предлагает клиентам смету по функциональности продукта. Нам важно наглядно декомпозировать список работ.

6. Исполнитель безответственно отнесется к результату работы и судьбе проекта

Когда компания работает на результат и на репутацию, она ответственно относится ко всем этапам работы: от пресейла до техподдержки. Еще до подписания договора клиенту оказывается помощь, например, консультация с экспертами, подготовка ряда артефактов. В Notamedia это привычная практика. Иногда мы частично проводим предпроектную аналитику еще до заключения договора.

При внедрении функциональностей команда должна уметь расставлять приоритеты и отдавать предпочтение первостепенным. Важно учитывать перспективы развития проекта.

Исполнитель должен ответственно относиться к риску ухода из команды специалистов и быть готовым выделить резервную команду. Недобросовестный подрядчик может поздно поставить в известность о сокращении штата и поставить под угрозу сроки релиза.

7. В команде исполнителя текучка, команда слишком часто обновляется

В компаниях, которые неуспешны на рынке или находятся на старте развития, часто наблюдается текучка кадров. Талантливых разработчиков, дизайнеров и аналитиков выкупают крупные команды. Клиенту это невыгодно: если в разгар работ по проекту от подрядчика уйдут ведущие сотрудники, неизвестно, кто далее займётся созданием продукта, и как это на нем отразится.

Нестабильность команды негативно отражается на всех процессах разработки решения. При высокой оборачиваемости персонала сложно гарантировать качество кода, подходов к дизайну и его исполнению. Знания о продукте либо решении теряются, если он не был покрыт документацией

Жанна Ушакова, директор по персоналу Notamedia.Agency

Это не единственные из возможных рисков, но одни из распространенных. Их стоит иметь в виду при выборе подрядчика.

За годы работы в IT я понял простую вещь: бюджет, выделяемый клиентом на производство продукта, в первую очередь определяет уровень компетенций команды, который он получит

Вадим Фингеров, директор по развитию Notamedia.Agency

Заказы на разработку продукта с размытыми границами эффективнее выполняют премиальные IT-агентства. А ещё лучше — премиальные IT-компании с продуктовым подходом. Они обладают преимуществами, которые не могут обеспечить начинающие агентства на аутсорсе и недобросовестные исполнители. Расскажем, в чем это выражается.

По сути, IT-компании делятся на два типа. Одни применяют в работе проектный подход, другие — продуктовый. Проектный подход ориентирован на реализацию плана по заранее зафиксированным требованиям и ограничениям: бюджет, список функций и бюджет. Продуктовый подход базируется на проверке гипотез с упором на поиск дополнительных ценностей и достижения бизнес-целей. Рассмотрим разницу на условном примере.

Картинка, которая иллюстрирует различие проекта и продукта. Проект - ограничен по времени, продукт - гибкий и классный.

Проектный подход:

Заказчик приходит к подрядчику с идеей сайта или приложения. В итоге собрали требования, согласовали бюджет, оценили сроки и ушли делать новый проект год. Чаще всего разработка идет по водопаду: медленно, размеренно, поэтапно. Аналитика всего проекта, потом дизайн, потом разработка.

Спустя полгода сервис ещё не запущен, и случается внешняя ситуация — например, вышел новый закон, или появился стартап, который полностью закрывает потребности клиента. Заказчик чувствует, что его проект уже никому не нужен, и требуется пересмотреть список функций и бюджет на рекламу. Тут начинаются проблемы: проект не готов, бюджет потрачен впустую.

Продуктовый подход:

Чаще всего используются гибкие методологии разработки. Разработка ведется итеративно, после каждой итерации выкатывается рабочий результат. При продуктовом подходе важно исследовать рынок и потребности аудитории (этап Discovery) и после изучения и проверки гипотез быстро выйти на рынок с базовой версией продукта (MVP).

Далее команда исполнителя изучает поведение существующих пользователей и сама генерирует дополнительную ценность. Все изменения в продукте направлены на улучшение бизнес-показателей и достижения целей бизнеса, чтобы продукт действительно зарабатывал. При возникновении внешних ситуаций на рынке команда сможет быстро переключиться и переформатировать продукт под новые условия.

Notamedia всегда был близок продуктовый подход. Наша команда на этапе разработки и поддержки всегда готова оперативно пересмотреть планы развития продукта и скорректировать функции, чтобы вовремя отреагировать на изменения рынка. На каждый проект выделяется продакт-менеджер, который совместно с командой ищет дополнительные ценности продукта. Для быстрого запуска первой версии мы можем предложить использовать No Code инструменты.

Как мы отметили выше, бюджет проекта определяет уровень компетенций подрядчика. Это отражается на всех рабочих процессах.

Компания, готовая работать за меньшие деньги, не может позволить себе выделить много аналитиков на проект. У нее нет возможности провести качественное тестирование — сначала гипотез по концепции, а затем и продукта.

Такой подрядчик потенциально обеспечит не все интеграции. В штате компании могут отсутствовать DevOps. Агентство не может позволить себе оплатить работу ТОП-разработчиков с солидным портфолио, ограничиваясь новичками и исполнителями среднего уровня.

Убедитесь наглядно: возьмите среднюю зарплату специалиста нужного грейда (middle, senior) за месяц, прибавьте налоги (НДФЛ, взнос в ПФР и другие). Полученная цифра подтвердит, что опытный разработчик обходится недешево.

Когда вы оплачиваете более дорогую команду, вы покупаете опыт и знания

Долгий стаж компании на рынке и объемное портфолио говорят, что за её плечами множество успешно реализованных проектов. Это прямое свидетельство того, что агентство выполняет обязательства.

Низкую стоимость за услуги разработчиков выставляет подрядчик, в портфолио которого пока нет мощных кейсов, и кто желает их заполучить. Само по себе это не плохо, но не каждый клиент хочет быть тем, на ком нарабатывается опыт, и переплачивать за работу.

Мы в Notamedia иногда шутим, что все ошибки, которые можно совершить, за 18 лет на рынке совершили :) Наши услуги стоят дороже, чем чьи-то, но клиент получает возможность работать со зрелой командой. Мы беремся за проекты любой сложности.

В портфолио агентства Notamedia много нестандартных кейсов:

Что выдает высокие компетенции команды разработчиков:

Квалификация разработчиков определяет культуру работы на проектах, темп работы и нахождение решений на каждом этапе разработки. Мы решили собрать в список характеристики, по которым можно понять, что подрядчик имеет высокие компетенции в IT.

1. Кейсы для крупных брендов в портфолио и большой клиентский портфель

Разработчикам не нужно учиться в ходе реализации вашего проекта. Они уже выполняли задачи в рамках этой тематики.

2. Средний опыт специалистов и наличие в штате «звёзд»

В опытной команде, как правило, работает много senior и middle-специалистов. Они занимаются разработкой IT-продуктов не менее 3 лет, а, скорее, не менее 5-7 лет. В случае с Notamedia, средний стаж разработчиков — 10 лет.

Премиальное агентство не жалеет средств на обучение и сертификацию специалистов. Компания может похвастаться присутствием в штате звёзд рынка. Это известные в digital-кругу специалисты с высоким стажем. За их плечами — мощное портфолио, глубокое понимание отрасли и насмотренность.

3. Стек технологий

Опытная команда следит за комплектацией технологического стека и обновляет его под запросы рынка. У неё нет ограничений при разработке продуктов и цифровизации бизнеса. Так, сейчас Notamedia работает с технологиями AR, VR и 3D. Мы понимаем, что их востребованность растет, и пополняем штат.

В зависимости от профиля компании (web, mobile или обширный профиль), в технологический стек должны входить востребованные языки программирования, БД и фреймворки. Если это мобильный разработчик, команда должна обеспечивать не только разработку нативных приложений, но и кросс-платформ типа Flutter, Xamarin, React Native. Если компания работает с CMS, сотрудники выполняют задачи в 1C-Bitrix, Wordpress, Mod X, Tilda и т.д.

4. Участие в профильных конкурсах и рейтингах разработчиков

Это подтверждает, что у компании есть заявленные финансовые обороты, организаторы рейтинга проверили её документы, и она развивается. Позиции команды в рейтингах могут меняться, но регулярное участие в них уже подкрепляет репутацию. Так, Notamedia стабильно получает награды IT-рейтингов, включая Ruward, Tagline, Рейтинг Рунета и др.

5. Возможность разработать продукт под ключ и передать команде клиента

Опытный разработчик всегда предложит клиенту поэтапный путь развития продукта. Как мы писали выше, команда начнет с исследования запросов рынка и создания MVP. Собирая и анализируя данные, она пойдет дальше, добавляя функциональности и улучшая дизайн.

Разработчик стремится создать у клиента не зависимость от себя, а профессиональные отношения, которые выгодно поддерживать годами. Компания старается предложить легко масштабируемые решения. После релиза продукты должны поддерживаться как силами inhouse-разработчиков, так и с помощью выделенной подрядчиком команды.

6. Положительные отзывы коллег и участие в партнерских сетях

В нашем случае, мы сами организуем партнерскую сеть. Сотрудничаем с другими компаниями, которые, если и работают в другом ценовом сегменте, то точно отвечают высоким критериям качества работы.

7. Отраслевая экспертиза разработчиков

Уточните, есть ли у подрядчика сильные кейсы в вашей нише. В портфолио Notamedia много кейсов касается недвижимости, культуры, образования и автомобильного рынка. Эти сферы, в которых мы можем похвастаться накопленной специализацией и большим опытом работы, чем многие коллеги.

8. Готовность отказаться от проектов с низким бюджетом или неэтичной концепцией

Как правило, чем успешнее команда, чем чаще она может позволить себе говорить «‎нет» задачам, не соответствующим её финансовым и моральным запросам. У компании много заказов, и она выбирает среди клиентов. Если в портфолио агентства есть сомнительные проекты, это показывает, что оно берет любые задачи, и ставит под сомнение его успех на рынке.

9. Гибкие условия оплаты работы

Команда может работать в формате Time & Material (TM) при почасовой оплате услуг специалистов и по модели Fix price, когда работа на проекте имеет фиксированную стоимость.

10. Навыки работы как с бизнесом, так и с государством

Необязательное условие, но, если агентство умеет выстраивать отношения не только с коммерческими компаниями, но и с госсектором, это говорит об его экспертности. Для работы с госструктурами требуется профессиональная подготовка документов по ГОСТ (в команде должны быть технические писатели), соблюдение правил участия в тендерах, соответствие жестким требованиям хранения и обработки персональных данных и зачастую обеспечение полной конфиденциальности работы. Не всем это по силам.

11. Готовность обеспечить плавную передачу проекта клиенту

Опытное агентство не только разработает для вас продукт, но и при необходимости обучит вашу команду и постепенно его ей передаст. Выстроит инфраструктуру на проекте и поставит нужные процессы. Мы всегда готовы помочь с этим, понимая важность развития продукта.

12. Разработка решений с защитой от риска утечки данных

Готовность разработчика действовать с учетом законов о хранении персональных данных, особенно, в случае работы с государственными структурами, тоже указывает на компетенции. У начинающих агентств нет подобного опыта.

13. Готовность быстро стартовать проект и выделить команду на долгий срок

Премиальные IT-компании могут позволить себе за короткое время предоставить укомплектованную команду разработчиков, подготовить документы и запустить процессы. Хотя, конечно, и у них бывают моменты, когда вся команда загружена.

Агентства из другого ценового сегмента иногда тоже быстро стартуют работу, но им проблематичнее надолго предоставить клиенту ТОП-разработчиков. «Звездные» разработчики в их штате на вес золота.

Notamedia не сразу обзавелась огромной командой. Сейчас, когда у нас в штате работает 250+ специалистов, мы можем беспроблемно выделить большую группу разработчиков на проект.

Наш опыт позволяет эффективно координировать огромные проекты и не перебрасывать сотрудников с проекта на проект. Это выгодно отражается на динамике и сроках работы.

14. Качественное тестирование решений

Команда подрядчика должна быть готова не только разработать продукт, но и убедиться, что все функциональности работают без багов. Опытные разработчики тестируют продукт на протяжении всего цикла разработки.

Виды тестирования бывают разные. В нашем агентстве мы проводим регрессионное, нагрузочное тестирование и автотесты. Эти работы требуют времени, закладываются в стоимость проекта, но зато позволяют получить продукт, обеспечивающий позитивный пользовательский опыт.

15. Прозрачное ведение проектов

У агентства действует прозрачная и понятная система управления проектами. Заказчик видит число часов, потраченных на задачу, и может быстро узнать статус работ.

Notamedia предоставляет клиентам доступ к системе управления проектами в Redmine. Каждый заказчик может увидеть в ней, сколько часов запланировано по задачам и потрачено. В этой системе мы согласуем выполненные работы.

Заключение

Итак, если у вас планируется IT-проект, и вы выбираете подрядчика, мы рекомендуем не жалеть времени на его вдумчивый поиск. Идея сэкономить на подрядчике и выжать из него по максимуму, как и идея разделить зоны ответственности между компаниями, хороша только, если у вас в запасе много времени на проект, и вы готовы к выше упомянутым рискам.

Мы составили для вас небольшой чек-лист по статье. Эти вопросы помогут вам проанализировать предложение подрядчика:

1. Как команда подрядчика планирует исследовать бизнес-цели, аудиторию проекта и решения на рынке?

2. Есть ли в портфолио компании кейсы для крупных брендов, и есть ли удачные решения для вашей ниши?

3. Сколько времени у компании уходит на разработку решения, аналогичного вашему?

4. Насколько быстро команда готова стартовать проект?

5. Готова ли компания выделить команду под проект на долгий срок?

6. Какой будет график работ? Какую ответственность понесет исполнитель при срыве сроков?

7. Кто будет ответственным лицом по проекту от подрядчика?

8. Как и где вы будете получать информацию о статусе работ, общаться по задачам и смотреть артефакты?

9. Как будет выглядеть смета? Будут ли уточнения по стоимости услуг? Какие форматы оплаты работ доступны?

10. Что подрядчик готов предоставить на этапе пресейла?

11. Какой средний опыт специалистов, есть ли в штате сильные разработчики?

12. Текущий стек технологий по вашему профилю?

13. Участвует ли компания в рейтингах и конкурсах для разработчиков, есть ли публикации в медиа?

14. Как проводится тестирование продуктов?

15. Будут ли гарантии поддержки продукта, и на какой срок?

Помните также о том, что работа на нерентабельных проектах еще никого не вдохновляла. Чем комфортнее работать с вами, тем больше мотивация у любой команды сохранить партнерство. Наше агентство приветствует многолетнее сотрудничество с клиентами и совместную продуктивную работу.

Опытные разработчики обойдутся вам дороже, но вы заплатите за квалифицированную работу, выполненную вовремя и на прозрачных условиях. По сути, вы вложите больше средств в проект изначально, чтобы не переплачивать раз за разом за некорректно выполненные задачи. Желаем вам успешно выбирать подрядчиков и воплощать ценные для рынка решения.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Михаил Емельченков

Что подрядчик готов предоставить на этапе пресейла? — а ваша команда что предоставляет на этом этапе?

Ответить
Развернуть ветку
Notamedia
Автор

Михаил, наша команда конечно же готова предоставить — погружение в задачу, адекватный сбор требований, понимание бизнес-целей.
Из артефактов: прозрачная смета (по фичам), описание опыта команды, релевантные кейсы. В зависимости от задачи можем предложить дизайн-концепцию, предпроектную аналитику и т.п, что даст понимание реализации продукта. Все зависит от ситуации

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Емельченков

Смета по фичам, я думаю, возможна только после согласования ТЗ. Вы что, ТЗ бесплатно пишите? И поясните, пожалуйста, что значит «адекватный сбор требований», можно на примере.

Ответить
Развернуть ветку
Notamedia
Автор

Михаил, на этапе формирования требований к продукту мы понимаем, какие будут фичи, поэтому их можно оценить (пусть и с учетом того, что оценка может немного измениться после завершения этапа аналитики и проектирования). Делаем так, потому что нам важно дать Заказчику фактуру для планирования, в том числе финансового.
А адекватный сбор требований включает в себя данные по пользователям продукта, бизнес-целям (о чем писали выше), взаимодействию с другими сервисами клиента и многое другое.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Емельченков

Спасибо, что поделились своим опытом. «Фактура для планирования» — красивый оборот, мне нравится.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Валерьевич

"Опытные разработчики обойдутся вам дороже, но вы заплатите за квалифицированную работу, выполненную вовремя и на прозрачных условиях. По сути, вы вложите больше средств в проект изначально, чтобы не переплачивать раз за разом за некорректно выполненные задачи. Желаем вам успешно выбирать подрядчиков и воплощать ценные для рынка решения."

Далеко не ФАКТ ....

Ответить
Развернуть ветку
Notamedia
Автор

Денис, мы можем так судить на основании нашего 18-летнего опыта. Ситуации могут быть разными, бесспорно. Если у Вас имеется иной опыт, то поделитесь, пожалуйста. Читателям будет полезно почитать!

Ответить
Развернуть ветку
Денис Валерьевич

Мы так можем судить на основании своего 12 летнего опыта, может и чуть меньше вашего но все-же. Когда мега крупная компания имея штат в сотни человек и массу смежных компаний затягивает процесс разработки, наращивает итоговый бюджет за счет промежуточных доработок, и не завершает проект месяцами. По факту только на бумаге все красиво, а если посмотреть глубже то можно выяснить, что ключевых специалистов в этой крупной компании можно на пальцах посчитать, остальное просто баласт для красивой цифры штата.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда