ЧТО НУЖНО, ЧТОБЫ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ИНВЕСТОРА СВОИМ ПРОЕКТОМ / СТАРТАПОМ / БИЗНЕСОМ?

Нужна презентация для инвестора? Или нужен бизнес-план? С чего начать разговор с инвестором? Что рассказывать? Как сделать так, чтобы привлечь деньги в бизнес?

Бизнес, как живой организм, постоянно развивается. Бывает, он только хочет появиться на свет, тогда его называют гордым именем Стартап. На этом этапе ему нужна помощь и поддержка для создания.

Проходит время, и бизнес становится Стартап Стартапычем, ему нужны инвестиции для развития и расширения.

В чем разница? Разница в подходах. Новый бизнес чаще всего действует из различных гипотез, большинство цифр основывается на непременном анализе рынка и конкурентов, но все равно все показатели получаются предполагаемыми.

Зрелый бизнес, как матерый зверь, знает все, был потрепан в конкурентных боях и экономических кризисах. Все цифры и прогнозные показатели базируются на фактах продаж, калькуляции расходов и доходов.

Хотя, конечно, не всегда все так идеально.

У своих клиентов я часто наблюдаю, что в их зрелом бизнесе не меньше «слепых» зон: либо учет не ведется совсем, все как-то в голове («и так видно же»), либо ведется не полностью, поэтому возникает парадокс — в учете учтено не все. В результате, когда нужно свести показатели и построить прогнозы, приходится превращаться в Стартап и действовать из гипотез: «А сколько стоит привлечение клиента?», «А какая у нас прибыль с одного клиента?», «А за счет каких товаров/услуг у нас формируется наибольшая доля прибыли?».

Я уже не говорю про расчет точки безубыточности в натуральных единицах и денежных. Знаете, чаще она посчитана как раз у Стартапов, а в зрелом бизнесе о ней задумываются только когда возникает кассовый разрыв и компания начинает терпеть убытки.

Учет – первооснова всего. Если у вас нет подробной навигационной карты (бизнес-плана), как вы собираетесь вести корабль своего бизнеса через рифы открывать новые моря и покорять океаны? И тем более звать на борт еще кого-то (инвестора)? Как вариант, можно найти таких же отчаянных, но инвесторы, которые подбирают проект для вложения в него своих денег, вероятнее всего, к таким не относятся, иначе как бы они создали свой капитал.

И так, становится понятно, что первично необходимо свести все цифры и показатели в проекте, а потом переходить к поиску инвестора.


Способы поиска инвесторов

Анализируя опыт моих клиентов, сначала поиск инвесторов начинается по друзьям и знакомым. Это неплохой способ, если у вас среди друзей и знакомых есть люди с деньгами, и вы можете предложить им хороший способ заработать с помощью вашего проекта.

Однако наблюдая за реализацией новых бизнес-идей, могу сказать, что в большинстве случае это попытка вырваться из привычного круга и добиться каких-то иных результатов, чем друзья вокруг. Часто люди из ближайшего окружения бывают далеки от профессиональных инвестиций и в лучшем случае с интересом послушают информацию о новом проекте как увлекательную сказку со счастливым концом. Но помните, что всегда есть исключения.

Еще одним вариантом поиска инвестиций является общение в кругах бизнес-сообществ. У предпринимателя, который выбирает этот способ, обычно следующая идея: здесь люди бизнеса, у них много денег (ага, куры не клюют!) и они постоянно ищут, во чтобы их вложить. Такой вариант поиска инвестора не является 100% эффективным, потому что в бизнес-сообщества входят предприниматели, которые развивают свои собственные проекты и вникать в суть проектов, сторонних от их сферы деятельности, не всегда хотят.

Но! Любят советовать. Поэтому у вас есть прекрасная возможность проверить свой проект в кругу людей, которые ни один пуд соли съели и, в отличии от вас, непредвзято смотрят на проект в целом.

После прочтения этих строк, не стоит сразу отметать идею поиска инвесторов среди предпринимательского сообщества. Всегда есть вероятность найти схожую нишу, в которой ваш бизнес может дополнить бизнес партнера.

Возможно, на каком-то этапе вы поймете, что вам нужен не инвестор, а бизнес-партнер.

Например, так поступил мой клиент, который планировал открытие точки “Street food” — точки уличной торговли едой быстрого приготовления, как раз в тот период, когда началась пандемия и всеобщая изоляция. Он планировал привлечь инвестиции для оборудования производственного цеха, но мы нашли другое решение. У себя он организовал точку продаж и доставку готовых блюд, а его партнер, кейтеринговое агентство, взял на себя функцию приготовления.

В чем синергия? С кейтеринговым агентством несколько коммерческих организаций расторгли договор на корпоративное питание сотрудников, в связи переходом на удаленный режим работы. Что привело к снижению загрузки производственных мощностей и простою цехов. Компания несла убытки. Мой клиент и кейтеринговое агентство стали партнерами, от чего выигрывала каждая сторона. Моему клиенту не пришлось искать инвестора, закупать оборудование, налаживать производство и, главное, ждать, когда окупятся инвестиции.

Посмотрите внимательно на свой проект, возможно вам стоит поиск инвестора «переименовать» в поиск партнера? ; )

Если же вы понимаете, что для вашего проекта нужен именно инвестор, то лучше использовать для этого специализированные площадки, где вы можете представить вашу идею (и расчеты) комиссии экспертов.

В настоящее время существует множество онлайн-платформ для поиска инвесторов:

napartner.ru – подходит для поиска инвестиций в стартапы, суммарный объем инвестиций составляет более 6 млн. долларов.

rusinvestproject.ru – одна из самых популярных в России платформ, которая объединяет более сотни крупных инвесторов.

Город Денег – можно получить как займ на развитие бизнеса, так и принять участие во взаимном кредитовании.

«Сбер» запустил SberUnity – платформу для взаимодействия инвесторов и стартапов.

Вообще существует более 200 площадок, отличающихся по условиям и тематикам проектов. Суть всех платформ едина: стартапы и действующие бизнесы размещают информацию о своих проектах, а инвесторы среди них отбирают для себя наиболее подходящие, перспективные и интересные.

Что нужно сделать, чтобы заинтересовать инвестора?

Чтобы заинтересовать инвестора нужно обратить внимание на глагол, который здесь используется – «заинтересовать». Т.е. у инвестора должен быть свой интерес в реализации проекта. Первичная интерес к проекту возникает из оценки нескольких ключевых критериев: доля прибыли, скорость возврата инвестиций и риски. Предоставьте эти данные, если они подходят инвестору, он захочет изучить ваш проект более детально. Давайте рассмотрим подробнее...

Кроме того, важно не забывать про субъективную оценку проектов инвесторами, исходя из их личных предпочтений. Например, человек, который любит спорт и туризм, активнее проинвестирует в связанный с этими интересами проект, чем в строительство ночного клуба или кальянной.

Как фиксируются договоренности с инвестором?

Вот вы все сделали как нужно и нашли своего драгоценного инвестора. На этом этапе у вас будет чувство воодушевленности, драйва, подъем эмоций: «Наконец-то, он нашелся! Мой инвестор! Сейчас все закрутиться!»

Стоп! В этот момент крайне важно остановиться и подойти к делу с максимально холодной головой. Крайне важно зафиксировать все договоренности: описать этапы осуществления сделки, целей и способа использования инвестиций, срок возврата и т.п.

Во-первых, все условия сотрудничества нужно отразить в договоре, для этого рекомендую обратиться к юристу, который специализируется на подобных сделках. И все равно еще раз все внимательно проверить.

Во-вторых, обратить внимание на все моменты, которые вам могли не понравится, но радость и счастье затмили сознание. Если вы чувствуете, что с этим человеком не все вопросы решаются открыто, возможно это сигнал к будущим сложностям. Присмотритесь внимательно, прежде чем вместе входить в долгосрочный проект.

В-третьих, обязательно предусмотрите четкие условия расхождения, если что-то пойдет не так. Это позволит избежать долгих судебных разбирательств, потенциально больших долгов и гибели тысяч ваших нервных клеток. Не устану повторять, все должно быть четко и не содержать двусмысленных трактовок.

Послесловие

Некоторые виды бизнеса можно основать на деньги клиентов, т.е. сначала продать идею проекта, получить предоплату, а потом уже реализовывать. Кстати, лично мне этот подход очень нравится и свой первый бизнес по разработке и написанию бизнес-планов, я основала именно так. Посмотрите, возможно, и в вашем бизнесе при должной сноровке можно вовсе обойтись без инвестиций.

Однако большинство видов предпринимательства требуют первоначальных вложений, иногда чуть больших, иногда чуть меньших, но все равно нужно сначала вложиться, и только потом можно начать продавать свои товары или услуги.

Мой опыт подсказывает: если инвестор выбирает из 50+ вариантов инвестирования, вы тоже имеете возможность выбирать, каким образом у вас появится капитал для открытия или расширения своего бизнеса.

Прежде чем привлекать инвестора, посчитайте сколько он будет вам стоить (какую долю прибыли вы будете за это отдавать). После этого посмотрите, возможно для вас более подходящим будет использование кредитных средств. По сути — это более четкий понятный договор, исключающий человеческий фактор (да, инвесторы бывают разные, кто-то может потребовать возврата инвестиций досрочно). Сейчас на рынке существует ряд льготных кредитов различных банков и фондов для предпринимателей на открытие или развитие своего дела.

2
Начать дискуссию