РКМ ГОЗ: автоматизация. Ускоряем подготовку в 20 раз

Предприятиям, исполняющим гособоронзаказ (ГОЗ), работа по формированию расчетно-калькуляционных материалов (РКМ) доставляет немало трудностей. В данной статье мы поделимся своим опытом создания инструментов подготовки РКМ на базе программного продукта «1С:ERP:Управление предприятием» (1C:ERP), на примере проекта внедрения в ГК «Информтехника» (победителя конкурса «1С:Проект года»).

РКМ ГОЗ: автоматизация. Ускоряем подготовку в 20 раз

Автор статьи:

Светлана Кокушева, руководитель корпоративных проектов ВЦ «Раздолье». Обладает опытом работы с 2002 г. с программными продуктами 1С на платформах 1С 7.7, 8.х. С 2006 г. руководитель проектов автоматизации промышленных предприятий на базе 1С:УПП и 1С:ERP. К настоящему моменту успешно завершила внедрение 1С:ERP на 10 крупных промышленных предприятиях, три из которых победили в Международном конкурсе корпоративной автоматизации «1С:Проект года».

Группа компаний «Информтехника»:

ведущий разработчик, проектировщик и производитель современных комплексных средств связи в России и странах СНГ.

лидер по количеству успешных проектов внедрения 1С:ERP на крупных промышленных предприятиях России. Проект внедрения 1С:ERP в ГК “Информтехника”, выполненный ВЦ “Раздолье”, стал победителем конкурса корпоративной автоматизации «1С:Проект года» в номинации «Лучший проект в Центральном федеральном округе».

До внедрения 1С:ERP для расчета РКМ по гособоронзаказу (ГОЗ)

Нужно отметить, что и до внедрения «1С:ERP» в группе компаний уже пользовались современными цифровыми решениями, которые, однако, были представлены в виде разрозненных, несогласованных и практически не интегрированных друг с другом систем, что приводило к дублированию процессов, тратам времени на сбор информации из различных систем и, соответственно, - задержкам в принятии важных управленческих решений.

Вместо одной информационной системы в группе компаний использовались сразу пять. При поиске необходимой информации специалистам приходилось собирать её из различных источников. Существовала система оперативного учета: производство, закупки, складская логистика и казначейство. В базы бухгалтерского учёта загружались данные оперативного учёта, затем на их основе формировался бухгалтерский и налоговый учёт. Для автоматизации документооборота использовалась отдельная система, не интегрированная ни с одной другой системой, эксплуатируемой на предприятии.

Толчком для дальнейшего развития, совершенствования системы автоматизации послужило усложнение требований по ведению детального раздельного учёта, при котором формирование РКМ должно происходить с расшифровкой затрат по изделиям вплоть до каждого “винтика”. При этом для формирования цены на основании расчётно-калькуляционных материалов требуется использовать очень подробную информацию: что и где куплено, за какие деньги. Подтверждать эту информацию необходимо целым пакетом документов с детализацией затрат, протоколами и прочими сопровождающими документами.

«Раздельный учёт и формирование цены продукции — очень трудоёмкий процесс. Как-то мы посчитали: если распечатать все документы, сформированные по РКМ за год на бумаге формата А4, и соединить вместе, ими можно опоясать 3,5 Садовых кольца». (из доклада на ERP-форуме в апреле 2022 г. Александры Лихачёвой, финансового директора ГК «Информтехника»)

Автоматизация РКМ ГОЗ по-новому

Новая система автоматизации на базе «1С:ERP» и “1С:Документооборот”, была запущена в промышленную эксплуатацию с 1 января 2021 года. Пользователями системы стали 400 сотрудников предприятия.

В результате внедрения был решён целый ряд важнейших задач. Об этом можно прочитать в описании проекта: https://eawards.1c.ru/projects/cifrovizaciya-gruppy-kompaniy-informtehnika-108405/

В настоящей статье мы остановимся именно на части автоматизации РКМ гособоронзаказа

Эффекты от внедрения автоматизированной подсистемы подготовки РКМ

  • В десятки раз сократился срок подготовки РКМ. После внедрения 1С:ERP подготовка 4-х плановых РКМ на средние изделия вновь вышедшим на работу специалистом стала занимать 4 часа вместо 2-х недель.
  • Снизился риск человеческой ошибки при подготовке материалов, т.к. все данные для РКМ берутся из одного источника по выверенному алгоритму. Задача сотрудника предприятия - нажать на кнопку автозаполнения, затем - проверить полученные цифры, при необходимости скорректировать или запросить уточняющую информацию у соответствующих служб, и выгрузить пакет печатных форм РКМ и первичных документов для их подтверждения.
  • Повысили информационную прозрачность. Поскольку все данные берутся из одной информационной системы, любую полученную цифру можно расшифровать, уточнить её происхождение, не выходя из программы «1С:ERP»: это и спецификации, на основании которых рассчитываются плановые РКМ (нормы материалов и плановая трудоёмкость), и первичные документы закупки, из которых специалисты планового отдела берут цены, и расшифровка фактической себестоимости изделия (работ) по бухгалтерскому учёту, на которой базируется подготовка фактических РКМ.

Важно отметить, что для эффективного внедрения и функционирования подсистемы подготовки РКМ было необходимо решить и организационные задачи. Параллельно с внедрением системы было проработано взаимодействие соответствующих служб и формализован отдельный бизнес-процесс подготовки РКМ на предприятии.

В бизнес-процесс вошли следующие службы с соответствующими обязанностями:

  1. Отдел продаж должен корректно составлять спецификацию к контракту на основании технических заданий от Заказчиков.
  2. Технологи и конструкторское бюро должны проверять и актуализировать вышеуказанные спецификации на продукцию/работы.
  3. Закупщики должны регулярно актуализировать прайс-листы на покупные позиции (в качестве обоснования цены могут применяться фактические цены из документов по ранее закупаемым позициям и прайсы от поставщиков).
  4. Сотрудники складов должны осуществлять входной контроль документов, сканирование и прикрепление скан-образов первичных документов в систему.
  5. Бухгалтерия должна осуществлять контроль цены, указанной в документе «Поступление товаров и услуг» системы «1С:ERP», и цены, заявленной в счёт-фактуре и Торг-12.

Для организации взаимодействия подразделений помимо создания регламента был настроен автоматизированный бизнес-процесс на базе программы «1С:Документооборот».

Так выглядит процесс в 1С:ERP

РКМ ГОЗ: автоматизация. Ускоряем подготовку в 20 раз

Как видно по процессу, есть как задачи согласования, так и задачи исполнения: заполнение техкарты, расчёт коммерческой тары и далее - сам расчёт РКМ. Далее через отчёты по исполнительской дисциплине в «1С:Документообороте» ТОП-менеджеры предприятия могут контролировать работу служб по задачам, выданным соответствующим службам для целей составления РКМ. Такая необходимость связана с жёсткими сроками подготовки материалов в соответствии с законодательной базой по ГОЗ.

Видео: О части проекта по автоматизации подготовки РКМ по ГОЗ

Как ускорить подготовку РКМ по гособоронзаказу в 20 раз

На сегодняшний момент система продолжает развиваться. Например, в реалиях высокого колебания цены подсистема дополняется алгоритмом расчёта плановых РКМ, который является сейчас более актуальным и, соответственно, приоритетным, по сравнению с предыдущим. Идет создание инструмента перевода ориентировочной цены в фиксированную.

Отзыв ГК «Информтехника»

Опыт автоматизации производственного предприятия ГК "Информтехника"

Архитектура подсистемы подготовки РКМ по гособоронзаказу в 1С:ERP

Подсистема условно состоит из 3-х основных функциональных блоков.

1. Документ «Плановая калькуляция» осуществляет:

• Расчет плановых финансовых значений по прямым затратам: материалы, комплектующие, тара и упаковка, услуги сторонних организаций, основная ЗП. • Расчет прочих затрат (% от ФОТ).

• Получение основных печатных форм по плановым РКМ.

• Формирование и выгрузка пакета документов, подтверждающих цены (сканы первичных документов от поставщиков на ТМЦ и услуги).

2. Документ «Фактическая калькуляция» осуществляет:

• Регистрацию фактической себестоимости продукции (работ) в соответствующих аналитических разрезах на основании данных бухгалтерского учета.

• инструменты ручной корректировки данных при необходимости.

• Получение основных печатных форм по фактическим РКМ.

• Формирование и выгрузку пакета документов, подтверждающих затраты (cкан-копии первичных документов от поставщиков на ТМЦ и услуги).

3. Вспомогательные инструменты подсистемы РКМ ГОЗ:

  • Рабочее место установки экономических нормативов: стоимость нормо-часа, индексы цен, шаблоны расчета затрат (% от ФОТ) для опытно-конструкторских работ, серийной продукции и ремонтов.
  • Подсистема хранения истории цен поставщиков за прошлые N лет, которые используются в качестве обоснования цены (для плановых РКМ) и позволяют запускать подсистему РКМ с 1-го дня эксплуатации основной системы.
  • Подсистема хранения расшифровки себестоимости полуфабрикатов и готовой продукции в разрезе статей калькуляции и элементов прямых затрат. Этот инструмент актуален, если на предприятии используется полуфабрикатный метод учёта, как в оперативном производственном контуре, регламентированном учете, так и при расчёте РКМ.

Вид документа «Плановой калькуляции» в системе

РКМ ГОЗ: автоматизация. Ускоряем подготовку в 20 раз

На каждой из закладок документа расшифровывается информация по соответствующей статье затрат до элементов затрат: материалы и комплектующие, тара, внешние услуги и работы, заработная плата по видам работ, прочие затраты, которые рассчитываются процентом от основной ЗП.

РКМ ГОЗ: автоматизация. Ускоряем подготовку в 20 раз
РКМ ГОЗ: автоматизация. Ускоряем подготовку в 20 раз
РКМ ГОЗ: автоматизация. Ускоряем подготовку в 20 раз
РКМ ГОЗ: автоматизация. Ускоряем подготовку в 20 раз

Документ заполняется автоматически. Задача сотрудника СЭО проверить данные на так называемые «пустоты» цены или их отклонения (для этого в документе есть помощники), в случае отсутствия информации - через подсистему задач запросить её у соответствующего подразделения, и, далее сформировать и выгрузить комплект печатных форм и сканы подтверждающих документов, которые в своём объёме могут доходить до нескольких тысяч сканов на один РКМ. Сканы не просто выгружаются, а ещё и переименовываются для удобства проверки и контроля военной приёмки по номеру пункта/подпункта строки, для которой используется данный скан первичного документа в качестве обоснования цены.

РКМ ГОЗ: автоматизация. Ускоряем подготовку в 20 раз
РКМ ГОЗ: автоматизация. Ускоряем подготовку в 20 раз

Вид документа «Фактическая калькуляция» в системе

РКМ ГОЗ: автоматизация. Ускоряем подготовку в 20 раз

Отличие фактической калькуляции от плановой заключается в том, что она ничего не рассчитывает, а подтягивает фактическую себестоимость из подсистемы бухгалтерского учета в виде типового дерева себестоимости.

Далее сотрудники сметно-экономического отдела проводят контроль, анализ и сверку с плановыми цифрами, и при необходимости делают корректировку данных. Для этого в документе также предусмотрены вспомогательные инструменты и обработчики: план-фактный анализ расхода материалов и комплектующих, план-фактный анализ трудоемкости в часах и стоимости.

После проверки, сотрудники СЭО также формируют и выгружают в заданную систему электронных каталогов пакет печатных форм и сканы подтверждающих документов. Используется аналогичный плановой калькуляции инструмент печати и выгрузки сканов.

Более детально с технической реализацией данного решения можно ознакомиться на нашем видео-вебинаре с участием руководителя корпоративных проектов Светланы Кокушевой.

Проект автоматизации расчётно-калькуляционных материалов по гособоронзаказу с техническими подробностями

Свяжитесь с нами, чтобы узнать больше об особенностях автоматизации, получить консультацию, записаться на бесплатный аудит или демонстрацию возможностей "1С:ERP".

! При создании статьи основанием для подсчета было принято рабочее время специалиста-сметчика.

Аудит, консультация, демонстрация возможностей 1С:ERP - бесплатно.
Позвонить: +7 (495) 229-44-04 или заказать обратный звонок.

Другие проекты смотрите на сайте.

Начать дискуссию