Спасут ли иранские автомобили и льготное кредитование авторынок России

Анализируем результаты сегмента автокредитов в 2022 году и предрекаем туманные перспективы в 2023 году.

Банки все чаще избегают выдачи кредитов, в том числе и на авто. За 11 месяцев 2022 года одобрено всего 26% кредитных заявок частных клиентов, это на 7% меньше, чем год назад. Значит ли это, что через пару лет мы не сможем купить новое авто в кредит?

В статье разберем, как сложилась такая ситуация, как выглядел рынок автокредитования в 2022 году и чего нам ждать в 2023 году.

Спасут ли иранские автомобили и льготное кредитование авторынок России

Разбираем вводные данные

Начнём с не совсем полной, но достаточно репрезентативной статистики банка «Открытие». Согласно данным компании, спрос на автокредиты в 2022 году снизился на 15% в сравнении с 2021. При этом средний чек по кредиту увеличился на 9% и составил 1,2 миллиона рублей.

1,2 миллион рублей — средний чек по кредиту

Мы видим тенденцию к сокращению общего количества автокредитов при одновременном росте их суммы. Статистика банка довольно оптимистична, но это скорее «счастливый» частный случай, ведь глобально рынок сократился заметно сильнее.

Давайте вернёмся к началу 2022 года, когда количество выданных кредитов обрушилось с 72,6 тысяч в феврале до 17,2 тысяч в марте – падение составило 77,4% в сравнении с показателем за аналогичный период предыдущего года. Причиной падения стало санкционное давление, которое повлекло за собой рост ставок. В этот момент и банки, и граждане слишком сильно боялись возможных рисков при взятии кредита.

При этом после настоящей «ямы» в марте количество выданных автокредитов стало постепенно увеличиваться. Так, в апреле было одобрено 19,3 тысячи кредитов, в мае – 30,6. А июнь, июль и август порадовали результатами в 40,4, 47,9 и 55,9 тысяч. Отчасти такая прибавка объясняется возобновлением программы льготного кредитования. Но осенью количество выданных автокредитов вновь сократилось и составило 52,7 тысячи в сентябре и 46,6 тысяч в октябре.

Спасут ли иранские автомобили и льготное кредитование авторынок России

Интересно, что на автомобили с пробегом выдаётся больше кредитов, чем на новые ТС. Это закономерно, ведь продажи подержанных машин выше. Так, в декабре 2022, по данным агентства «Автостат», на новые автомобили пришлось 40% выданных кредитов, а на подержанные – 60%.

Можно заметить, что рынок автокредита пока далёк от стабильного роста, несмотря на низкую базу, заданную мартовским падением. В целом рынок автокредитования в 2022 году упал вдвое: сумма выданных кредитов составила 670 млрд рублей, в то время как в 2021 году за аналогичный период было выдано автокредитов на сумму более трлн рублей.

Как выглядит структура автокредитов

Согласно данным НБКИ, в 2022 году в структуре выданных автокредитов заметно увеличилась доля граждан моложе 30 лет. Это можно объяснить возобновлением программы льготного автокредитования с привлекательными условиями, которая была прервана в середине февраля из-за исчерпания выделенных на неё государственных средств. Зачастую именно группа граждан моложе 30 лет соответствует требованиям для получения кредита на льготных условиях. При этом и банки стали лояльнее к пользователям – среднее значение персонального кредитного рейтинга снизилось.

Об этой тенденции говорит и ТАСС: «В потенциальной ситуации, когда банк может выдать только определенное количество займов, он будет тщательнее выбирать тех, кому занять деньги. В приоритете закономерно окажутся максимально надежные и платежеспособные клиенты. И чтобы при необходимости войти в их число, важно иметь высокий рейтинг».

Таким образом, банк всегда заинтересован в том, чтобы выдавать кредиты людям с более высоким ПКР. А снижение этого рейтинга указывает на то, что либо у банка снизились требования, либо упал клиентский спрос. В этом году, судя по всему, на снижение среднего значения ПКР повлияли оба этих фактора.

Давайте освежим в памяти важную информацию о льготном автокредитовании. Основные программы – «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». В 2022 году стоимость автомобиля, подпадающего под льготный автокредит, увеличилась до 2 миллионов рублей. Скидка при этом выросла с 10% до 20%. В ряд автомобилей, доступных для получения льготы, вошли все легковые модели марок Lada, UAZ, GAZ, Haval Jolion, а также электромобили Evolute i-PRO и Evolute i-JOY. На последние две модели скидка увеличена и составляет 25%. Это объясняется тем, что Evolute производит электромобили. Минимальный первоначальный взнос по льготному автокредиту – 10%, а максимальный срок составляет 7 лет. Как мы отметили ранее, с возобновлением программы льготного автокредитования спрос на получение автокредита увеличился. Так, с января по октябрь 2022 года с его помощью было приобретено 34 тысячи автомобилей. Всего же за данный период было приобретено 413 тысяч автомобилей.

Вернёмся к структуре автокредитов. На долю молодых людей в возрасте менее 30 лет пришлось 14,7% всех кредитов, на 0,8% выше показателя 2021 года. Самой крупной так и осталась группа людей в возрасте от 30 до 40 лет с показателем 35,3% (+0,1%). Доля потребителей от 40 до 50 лет не изменилась и составила 28,4%. А на людей старше 50 лет пришлось 21,6% автокредитов, на 0,9% ниже 2021 года.

Спасут ли иранские автомобили и льготное кредитование авторынок России

Ещё один феномен в сфере автокредитования – увеличение срока автокредита. Так, средний срок рос в течение 11 месяцев подряд и в октябре 2022 года достиг ровно 5 лет, увеличившись на 8% в сравнении с аналогичным периодом 2021 года. При этом наибольший рост наблюдался в Москве (+19,2%) и других регионах с развитой экономикой.

Тенденция роста срока кредитования объясняется стремлением граждан к сокращению долговой нагрузки за счёт снижения ежемесячного платежа. Эта тенденция выгодна и банку, ведь чем больше срок кредита, тем больше процентов придётся заплатить потребителю. Поэтому в данном случае мы видим, как сошлись интересы кредитора и желание заёмщика снизить ежемесячный платеж.

Немаловажным фактором при выдаче автокредита стало и значение Персонального Кредитного Рейтинга (ПКР). В Топ-5 регионов с наиболее высоким значением ПКР (система баллов от 1 до 999) вошли Санкт-Петербург (592), Москва (587), Удмуртская Республика (555), Вологодская область (552) и Кировская область (552). Напомним, что в 2021 году средний ПКР составил 682 балла. Таким образом, банки снизили «планку» выдачи автокредитов, чтобы смягчить падение спроса, да и сам конкурс на получение автокредитов смягчился.

Спасут ли иранские автомобили и льготное кредитование авторынок России

Что будет с автокредитованием в 2023 году?

Как мы уже отметили выше, с марта 2022 года количество и сумма выданных автокредитов увеличивались. Такая же тенденция должна сохраниться и в 2023 году. На это указал начальник управления организации продаж автокредитов ВТБ Владимир Высоцкий, заявив:

«Таким образом, за 11 месяцев года банки преодолели отметку в 624 миллиарда рублей, тогда как в прошлом году продажи за аналогичный период достигли 1,1 триллиона рублей. В декабре ВТБ ожидает дальнейший рост активности заемщиков, который позволит рынку довести выдачи до 670 миллиардов рублей по итогам года».

Если говорить о конкретных цифрах, то продажи автокредитов должны вырасти на треть — с 715 до 960 миллиардов рублей

Есть и противоположная точка зрения. Так, рост 2022 года был вызван крайне низкой базой, установившейся в марте. После стабилизации рынка ситуация с автокредитами стала выправляться, однако мы видели лишь незначительный рост в краткосрочной перспективе, при этом осень 2022 и вовсе стала показывать «отрицательный рост».

Таким образом, серьёзной прибавки в 2023 году можно не ждать. Хотя насыщение рынка за счёт автомобилей из Ирана, а также возобновление работы завода «Автотор» может благоприятно сказаться на автокредитовании. При этом продление льготного кредитования, о котором мы писали выше, может помочь росту рынка, однако стать основной причиной сильного увеличения объёма автокредитования она вряд ли сможет. Также стоит учитывать, что на льготное автокредитование в 2023 году было выделено 5,1 млрд рублей, в то время как на 2022 год выделялось 7 млрд рублей. Меньшая сумма повлечёт за собой меньшее количество кредитов. А в начале 2023 года льготное кредитование переориентировали на сегмент электромобилей. Получить льготные условия на покупку бензинового автомобиля уже невозможно.

5,1 млрд рублей было выделено на льготное автокредитование в 2023 году

Мы видим, что перспективы автокредитования в 2023 году всё ещё остаются достаточно туманными, несмотря на то, что уже минули два месяца этого года. Тем не менее именно 2023 год станет показательным и определит дальнейшее развитие сферы автокредитования в России.

1.9K1.9K показов
309309 открытий
2 комментария

авторынок России уже ничем не спасти

Ответить

Кажется у китайских автопроизводителей другое мнение

Ответить