{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Три железных критерия для увольнения сотрудника

Если вы руководитель, то наверняка вам приходилось увольнять подчиненных. Каждому руководителю приходилось увольнять. Причины могут быть разными: не выполняет должностные обязанности, сильно проваливает KPI, иногда уход инициирует сам сотрудник. В любом случае, увольнение - это непростое решение для руководителя и чаще всего неприятный процесс для обеих сторон. Но мы должны понимать, что увольнение – необходимый и даже рядовой этап цикла работы сотрудника, такой же как и найм, адаптация и развитие в должности.

Наш бизнес-тренер Александр Андреев поможет разобраться, в каких случаях уволить сотрудника - здравое и обоснованное решение для обеих сторон.

Приветствую, меня зовут Александр Андреев, я бизнес-тренер онлайн-академии WakeUp. На обучающих курсах для руководителей тема увольнения никого не оставляет равнодушными. И это нормально, ведь все мы живые люди, а не машины.

Меня часто спрашивают, в каком случае мы должны инициировать увольнение сотрудника, не дожидаясь последствий? Как понять, что корректировать обратной связью или штрафовать сотрудника уже поздно, а точнее бесполезно?

Отвечаю на эти вопросы.

Предположим, что вы – Руководитель отдела продаж, у вас успешный опыт, вы проходили тренинги по менеджменту и, предположим, ваш стаж в управлении персоналом более двух лет. Вы уже нанимали и увольняли, но с определенной периодичностью мучаетесь вопросом «А можно ли было исправить ситуацию и сохранить сотрудника?»

Есть несколько «стоп-сигналов», которые вы не можете игнорировать при решении вопроса о продолжении трудовых отношений.

Повторите свою попытку позднее

Итак, «Дублирование».

В будничном смысле, это ситуация, в которой вы даете одну и ту же задачу, инструмент или обратную связь два раза подряд. Да, да, речь даже не о третьем круге, предлагаю исходить из позиции «ошибаться можно один раз».

Например, у менеджера по продажам происходит определенная конверсионная ошибка – не назначает клиенту определенную дату оплаты в рамках цикла сделки. И тут, доблестный РОП приходит аки спаситель к своему падавану и корректирует ложную установку в продажах (что то вроде «Клиенту нужно время подумать») и даже наделяет менеджера неубиваемым скриптом, способным довести клиента до состояния принятия решения о покупке.

Но тут ситуация, не принимает менеджер по продажам инструментарий и все тут.

Казалось бы, неужели за это увольнять.

Но давайте посмотрим на эту ситуацию широко – разберем, что произошло на самом деле и почему эта индикация критическая.

Во первых, есть факт непринятия в работу.

И речь не о дисциплине, которой, мы, безусловно, должны уделять внимание. Речь о «неспособности усваивать пользу».

Масштабируйте – представьте, что теперь все корректировки придется давать два и более раз, что теперь вам необходимо выставлять дополнительные контрольные точки. Объем работы, который предстоит проделывать руководителю увеличивается вдвое и втрое.

Во вторых, давайте масштабировать дальше, вы оплачиваете дорогостоящий тренинг своему сотруднику, из которого он выносит лишь малую часть пользы, а коммерческой пользы вашему подразделению и того меньше.

Очевидно, что причины невыполнения задачи могут быть разные – неправильные или «кривые» установки, несформированные навыки и прочее…Ключевое в другом, сотрудник сам мешает себе стать эффективным.

Как понять, что сотрудник не способен учиться?

Индикатор 1. Не фиксирует информацию. Обратите внимание на то, что у вашего подопечного в блокноте, какое количество контента он уносит, например, с вашего собрания. Минимальный объем фиксации и запоминания должен быть не менее 70%. В противном случае, все придется повторять.

Индикатор 2. Попросите менеджера прочитать статью или книгу. А потом, за утренним кофе попросите его порефлексировать, что из этого контента сотрудник понял / осознал / готов применить / применил в работе. Подобное исследование даст вам понять, есть ли смысл вкладывать далее в сотрудника или это уже тупиковая ветвь развития трудовых отношений.

Расхождение в ценностях

Ценности – предмет особого внимания. Ценность - это фундаментальное убеждение, принцип, который определяет, на каком языке мы общаемся с клиентом, с коллегами, с руководителями, со смежными службами. Это код. Это ультимативное правило жизни в Компании, выполняя которое ты помогаешь своему сообществу двигаться дальше, а если нет, то именно пренебрежение ценностью – явная причина уволить сотрудника.

Возьмем ценность – «открытость». Это не эфемерное слово, которое красивым шрифтом оформлено на бумаге и висит в кабинете у вас или у HR службы.

Быть открытым – значит демонстрировать целый ряд определенных действий, которые вместе формируют ценность, например:

  • Сотрудник делится лучшими практиками
  • Говорит открыто о своих сложностях
  • Добровольно оказывает поддержку коллегам в трудной ситуации
  • Принимает развивающую обратную связи и сам охотно ее дает
  • Изучает новые практики: читает книги, посещает тренинги, добирается до дна ютюба в поиске пользы, которую может применить в работе
  • Честен с клиентом, не искажает информацию, не лжет, не использует нелегальные манипулятивные техники в коммуникации
  • Не скрывает от своего руководителя промахи и ошибки.

Видите, как непросто «быть открытым»? Это целый ряд требований к самому себе, к своей эффективности.

И если учитывать тот факт, что ценностный подход в менеджменте появляется не с неба, а, как правило, из внутренних приоритетов Компании, ее проблематики, то очевидно, что неразделенные ценности – абсолютно оправданная причина для увольнения сотрудника.

Внешняя ответственность

«Все вокруг плохие, а я – хороший» - метафорически именно так звучит третий стоп-сигнал, который вы уже вряд ли скорректируете у своего сотрудника.

Приведу любопытный факт из возрастной психологии – Ответственность формируется у ребенка до 6 лет. То есть дальше вы уже не подвергнете сотрудника кардинальным изменениям, он так и будет винить всех и вся вокруг.

Предположим вы зададите сотруднику аналитический вопрос: «Назови несколько причин, по которым не удалось выполнить план?»

Из уст сотрудника с выраженным внутренним локус-контролем вы услышите «я недостаточно звонил клиенту / мои скрипты требуют корректировок / надо было предпринять дополнительные утепляющие активности в сторону клиента».

Но если перед вами сотрудник со смещенной, внешней ответственностью – то вокруг будут виноваты все – нецелевые лиды, сезонность, нерешительные клиенты, политические события. Бывает, что доходит до неправильного положения звезд и страшных древних пророчеств Майя. В этом случае сотрудник всецело окутывает себя «щитом невиновности» - не докопаешься, везде дорогой менеджер ни при чем.

Так вот, управление ответственностью – это тот скилл, который корректируется критически сложно и при проявлении подобных индикаторов хотя бы раз, надо делать выводы. С таким сотрудником последующий профессиональный путь будет полон неприятных сюрпризов, срывов планов и “неровностей” в стратегии развития компании.

Масштабируйте далее, все эти суждения, происходящие из внешней ответственности, как опасный вирус будут распространяться по отделу и в мгновение ока вы начнете слышать подобные цитаты от людей, от которых ранее этого вы точно не ожидали.

Итак, подводим итог, как говорится, сушим весла

Без увольнений не бывает. Это регулярная необходимость, которая является естественным и нормальным решением.

Увольнять надо своевременно. Да, да, опоздать с расторжением трудовых отношений не менее критично, чем оставить у себя неэффективного сотрудника. Время идет - показатели падают.

Магическому менеджменту – НЕТ. Не надо верить, что сотрудник волшебным образом изменится. Все ключевые паттерны поведения, которые мы обсудили в статье трудно корректируются со стороны.

Ну и напоследок. Будьте внимательны и предусмотрительны. Сотрудник ежедневно обдает нас россыпью важных поведенческих индикаторов, которые нельзя пропускать мимо сознания. Каждый из них может стать критическим сигналом о том, что отношения с ним нужно пересматривать.

Только для читателей VC от Академии WakeUP:
7 главных уроков каждого руководителя. Как вывести отдел на сверх-результат без выгорания?

Мы верим в то, что можно стать достаточно эффективным руководителем, даже не обучаясь 5 лет на MBA. Просто нужен хороший наставник.

Станьте эффективным руководителем всего за 7 уроков, тренируясь на решении кейсов, даже без опыта управления людьми.

Начините прямо сейчас, регистрируйтесь по ссылке

Александр Андреев — автор статьи, бизнес-тренер Академии WakeUp.
Эксперт в области обучения руководителей и проектных команд. Ведет курсы «Номер один в продажах», «Формула команды».
0
2 комментария
Projecto

Некоторые проблемы можно решить, если интегрировать в компанию корпоративную систему для постановки и контроля задач. Используете такую?)

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Skidanov

сейлс (а статья про них) в отличие от многих других имеет четкий критерий успеха - продает на 100% или нет. дополнительных критериев - всего два - 1) Не делает ничего всерьез плохого с клиентами (обман, взятки) 2) Не делает ничего всерьез плохого внутри (излишняя токсичность). Если сейлс успешно и чисто продает, и ни с кем особо не ругается - отстаньте от него со всякой хренью, у сейла и так сложная работа. Скормите ерунду менеджерам по инклюзивности и прочим корпоративным инфоцыганам. А чтобы сейлов почелленджить - поставьте план повыше, суперплюшки за 150% плана, а не заставляйте туманными намеками читать очередного гуру просветления.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда