Структура BPM-системы: из чего состоит ПО, в котором работает Спортмастер и ВкусВилл

Привет! Это блог «Первой Формы». Мы создаём платформу для управления бизнес-процессами. Сегодня приготовили немного технического хардкора, но на понятном простым людям языке. Будем рассказывать, из чего состоит BPM-система. Готовьтесь всё понять и за обедом заткнуть техдира за пояс!

BPM-система обычно включает следующие элементы:

  • административную панель управления;
  • ядро BPM-системы (BPM-движок);
  • пользовательский интерфейс процессов.

Давайте рассмотрим их по очереди.

Административная панель управления

Административная панель управления – это конфигурация, в которой настраиваются бизнес-процессы.

BPM-системы придерживаются событийно-ориентированной архитектуры (event-driven architecture, EDA). Она позволяет реагировать на изменения из различных источников. На эти возникающие события прописывается набор реакций.

Например, сотрудница вышла замуж и сменила фамилию. Кадровик обновил данные в 1С, BPM-система отреагировала на это изменение. В учётной записи автоматически обновилась фамилия и создалась задача на подготовку нового адреса электронной почты.

У нас в «Первой Форме» уже есть широкий набор событий. Если чего-то не хватает, это можно дописать при помощи low-code технологии.

Например, в «Спортмастере» мы привязали выдачу и отзыв электронной подписи к смене статуса сотрудника. Если человека наняли, система автоматически создает задачи на получение ЭП, а при увольнении аннулирует подпись.

Само моделирование бизнес-процессов происходит в графическом редакторе.

В некоторых BPM-системах применяется язык моделирования BPMN 2.0 – это определённый набор символов, с помощью которого в визуальном редакторе составляются блок-схемы, охватывающие с первого по последний этап бизнес-процесса.

Пример такой схемы из Wikipedia | <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fcommons.wikimedia.org%2Fwiki%2FFile%3AQuotation_BPMN_Example2.png%3Fuselang%3Dru%23file&postId=632839" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Wikimedia Commons / Author: Inikainika</a>
Пример такой схемы из Wikipedia | Wikimedia Commons / Author: Inikainika

В «Первой Форме» используется более простая модель конечного автомата (Finite-state machine, FSM).

Так в визуальном редакторе «Первой Формы» выглядит процесс проведения пресейла
Так в визуальном редакторе «Первой Формы» выглядит процесс проведения пресейла

Каждый процесс представлен как последовательность статусов и переходов между ними – это называется маршрутом. Он отображается в виде схем, понятных даже без технической подготовки.

Многие настройки на маршруте можно выполнить без программирования, только выбрав нужные параметры.

Например, руководитель отдела маркетинга получил задание – обеспечить участие компании в B2B-выставке.

Дело требует большой подготовки, поэтому в системе он сформировал несколько подзадач: один сотрудник занимается вопросами оплаты, другой заказывает в типографии флаеры и визитки, третий готовит рассылку для клиентов и партнёров.

Пока все не выполнят поручения, руководитель не сможет закрыть свою задачу. Чтобы сделать такое в «Первой Форме», достаточно поставить один флажок.

Для индивидуальных решений придётся немного кодить, но это тоже решается быстро. Мы, например, проводим соответствующее обучение за две недели.

Ядро BPM-системы

Ядро BPM-системы (BPM-движок) – элемент, который заставляет бизнес-процессы работать по этой конфигурации: запускает их, отслеживает стадии выполнения, осуществляет переходы между этапами.

Разберём два понятия на бытовом примере. Допустим, конфигурация – это рецепт. Если следовать ему, выйдет вкусное блюдо. А сковорода и кастрюля – это BPM-движок, без них готовить не получится.

Пользовательский интерфейс процессов

Пользовательский интерфейс процессов (User Interface for processes, UI for processes) – это способ общения между людьми и BPM-системой.

Согласно рекомендациям по проектированию, пользовательский интерфейс должен быть:

  • интуитивно понятный, с легко узнаваемыми элементами дизайна;
  • одинаково удобный во всех вариантах – и десктоп, и приложение;
  • с быстрой реакцией на действия пользователя и информативной обратной связью;
  • с ощущением, что всё необходимое уже под рукой.

Мы строго следуем этим правилам. Вот пример информативной обратной связи: если пользователь скопировал номер задачи, в нижней части экрана на несколько секунд появится уведомление «Скопировано».

Также у нас есть несколько вариантов пользовательских интерфейсов: веб-версия, десктоп и мобильное приложение.

Интерфейсы отображаются в зависимости от конкретной роли – для этого достаточно задать нужные настройки в системе.

Например, руководитель отдела продаж работает на ноутбуке занимается операционным управлениям, смотрит отчёты и графики. А пока едет на работу или встречу, остаётся на связи и согласовывает коммерческие предложения в мобильном приложении.

Остались вопросы – пишите их в комментариях, а мы оперативно на них ответим. И, конечно, заходите заходите к нам в телеграм – там у нас много всего полезного💙

55
3 комментария

А можно на такой системе настроить не только офисные задачи, но и производство силикатных блоков например?

1
Ответить

Добрый день! Если вам нужна ERP-система, то мы её не заменяем, а интегрируемся с ней, вот тут можно почитать подробнее: https://vc.ru/u/1122982-pervaya-forma/614912-bpm-erp-crm-v-chem-raznica-i-kakuyu-sistemu-vybrat =)

А наши возможности на предприятии можно изучить здесь: https://1forma.ru/manufacture

Ответить

Спасибо, Первая Форма, за вашу статью и удачи в развитии :)

1
Ответить