Защита авторских прав на маркетплейсах: ликбез от эксперта

Защита авторских прав на маркетплейсах: ликбез от эксперта

Поговорил с экспертом из патентного бюро Железно и собрал для вас самую важную и актуальную информацию о защите авторских прав на маркетплейсах Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет и других.

В статье расскажу, как защитить свою интеллектуальную собственность от плагиата, патентных троллей и прочих мошенников, которые постоянно пытаются извлечь выгоду из чужих идей.

Патентные тролли: кто они и как с ними бороться

Патентные тролли выискивают популярные незарегистрированные бренды, оформляют их на себя, а потом шантажируют селлеров.

— Этот логотип наш, – заявляют они, – вы его украли. Или платите, или мы заблокируем ваши товары на маркетплейсе, подадим в суд и опозорим вас на всю Вселенную.

Патентные тролли встречаются 2 видов:

Тролли без профиля

Они менее опасные. Не имеют профильного бизнеса, поэтому регистрируют на себя все бренды подряд: посуду, одежду, обувь, бытовую химию и др.

От троллей-одиночек избавиться несложно. Достаточно подать заявку в Роспатент на аннулирование патента тролля. К заявке нужно приложить доказательства того, что:

  • у тролля нет бизнеса по теме патента: ОКВЭД не соответствует патенту, нет собственного сайта;
  • у вас есть бизнес по теме патента — зарегистрированный, легальный и регулярно платит налоги.

Учесть все нюансы и подробности поможет юрист по вопросам интеллектуальной собственности. К юристам по общим вопросам по этому поводу обращаться не рекомендую, тут нужен более узкий специалист.

Профильные тролли

У таких троллей зарегистрирован профильный бизнес, поэтому избавиться от них без финансовых потерь невозможно. Например, тролль, котроый торгует посудой, ищет жертвы именно в этом сегменте. Оформляет их незарегистрированный бренд на свой бизнес и несколько месяцев торгует под ним, а затем шантажирует бедных селлеров, когда сумма «ущерба» достигла внушительных размеров.

В этом случае выиграть суд практически нереально. Ведь патент полностью соответствует профилю бизнеса тролля. Тут, к сожалению, придется соглашаться на условия мошенника и договариваться с ним об уменьшении суммы и завершении судебного процесса.

Защититься от патентных троллей поможет регистрация собственного бренда. Поэтому не рекомендую тянуть с этим делом. Придумали бренд? Зарегистрируйте! Это стоит около 50 000 рублей, что гораздо дешевле миллионных штрафов от наглых жуликов.

Что делать, если украли логотип?

Представьте: вы придумали уникальный логотип, а потом видите его на чужих товарах. Как поступить в такой ситуации? Зависит от того, планируете ли вы требовать компенсацию.

Если нет, то достаточно написать в поддержку маркетплейса и приложить доказательства ваших авторских прав. Если это не особо помогло, можно составить досудебную претензию. В свободной форме изложите нарушителю свои требования: прекратить использовать ваш логотип и удалить все фото с ним.

Но если же хотите, чтобы нарушитель заплатил компенсацию, сначала нужно зафиксировать нарушение. Сделайте скриншот страницы с товаром, на котором используется ваш логотип, и заверьте его у нотариуса. Если дойдет до суда — будет вашим доказательством.

Затем отправьте нарушителю досудебную претензию вместе с нотариально заверенным скрином. Это покажет, что вы пытались решить проблему мирным путем.

Важно: претензию нужно отправлять и по электронной почте, и заказным письмом с уведомлением.

Если нарушитель игнорирует ваши требования, придется обращаться в суд.

Нужно ли защищать свои фото, видео и инфографику?

Бывает, что несколько селлеров используют в своих карточках одно и тоже фото. Кто-нибудь предприимчивый скачивает это фото и депонирует его на себя. А затем жалуется в поддержку маркетплейса на использование своей интеллектуальной собственности.

Конечно, юристы маркетплейсов не сразу удовлетворят его требования, а сначала тщательно проверят информацию и рассмотрят аргументы обеих сторон. Поэтому селлеру придется постараться, чтобы доказать свою правоту.

Как это сделать?

1. Предъявите исходные материалы. Тут важна дата email, когда отправляли исходники дизайнеру. Если делаете фото самостоятельно, то всегда отправляйте email самому себе. Дата письма и будет доказательством вашей правоты.

2. Если работаете с дизайнером, оформляйте с ним договор и акт приема-передачи с четким описанием работ. Недостаточно указать «цветные фото, 20 штук», желательно описать больше подробностей, чтобы при возникновении споров возможно было идентифицировать ваш заказ.

Важно: все материалы должны быть заверены нотариусом.

Если вам совсем не хочется мотать нервы и проходить через все эти заморочные процедуры, защитите свои материалы депонированием. Тогда никто не сможет безнаказанно выдавать ваши фото за свои и наживаться на них.

Обязателен ли договор с дизайнером?

Авторские права на произведения принадлежат их автору с момента создания. Это значит, что все фотографии, инфографика и другие визуальные материалы, которые создает дизайнер, изначально принадлежат ему.

К вам авторские права полностью переходят по договору отчуждения или договору авторского права.

Если вы работаете с дизайнером без договора, авторские права на материалы остаются у него.

Без договора дизайнер вправе использовать ваши материалы так, как он хочет: продать другим клиентам, размещать на своих страницах или в общем доступе. Либо вообще может обвинить вас в незаконном использовании его работ и потребовать компенсацию.

Поэтому заключение договора с дизайнером – это не просто формальность, а необходимая мера для защиты ваших интересов. Даже если вы заказываете небольшие работы, оформляйте договор в письменном виде с четким указанием всех условий: предмет договора, стоимость и условия оплаты, сроки, авторские права и ответственность сторон. Так, в случае разборок, у вас будут документальные доказательства вашей правоты.

Патенты, товарные знаки, бренды, депонирование, договоры — все это не является обязательным к исполнению, но надежно защитит вас от мошенников и шантажистов, а ваши материалы от незаконного плагиата. Согласитесь, проще 1 раз заплатить за регистрацию своей интеллектуальной собственности или составить письменной договор, чем тратить нервы и деньги на суды и доказательства.

Патенты, бренды, товарные знаки. Что выбрать и как регистрировать?

Как сделать так, чтобы ваше название или логотип никто не смог его украсть? А те, кто все же рискнет, не останутся безнаказанными. Зарегистрируйте его! Так ваше изобретение станет уникальным и узнаваемым.

Бренд - это сочетание эмоций, впечатлений и ассоциаций, которые связаны с определенным названием, логотипом, изображением. Например, при слове «Apple» сразу представляем телефоны, компьютеры и откусанное яблоко — логотип компании. Все эти ассоциации и составляют бренд Apple.

Всего существует 12 видов брендов, но популярны среди них только 3:

Товарный знак. Защищает название, логотип или слоган, который отличает ваш продукт от остальных. Зарегистрировать его можно в любое время, хоть через 10 лет после создания. Если, конечно, его не успеют украсть мошенники и зарегистрировать на себя.

Товарный знак

Защищает название, логотип или слоган, который отличает ваш продукт от остальных. Зарегистрировать его можно в любое время, хоть через 10 лет после создания. Если, конечно, его не успеют украсть мошенники и зарегистрировать на себя.

Платежи за товарный знак предусмотрены следующие: сама регистрация и продление при необходимости. Кстати, продлевать регистрацию можно бесконечно.

Патент

Защищает технические решения, а не названия или образы. Зарегистрировать патент можно только в течение 1 года после того, как ваше изобретение стало известно. Этот период называется авторской льготой. Запатентовать свой продукт через 2 года после того, как о нем узнали, уже не получится, так как авторская льгота закончится.

Платежи за патент: регистрация и ежегодная пошлина за поддержание патента в силе, размер которой увеличивается с каждым годом.

Патенты регистрируют на определенный срок, который зависит от его вида, а по его истечении становятся общественным достоянием. То есть автор изобретения перестает получать выгоду от его использования другими людьми.

Коротко о видах патентов<br />
Коротко о видах патентов

На практике часто бывает сложно самостоятельно определить, к какому виду относится ваш патент. Чтобы правильно все оформить, следует обратиться к патентоведу. Это эксперт в области патентного права, который разбирается во всех тонкостях и нюансах, и точно не перепутает изобретение с промышленным образцом.

Есть вопросы по защите авторских прав?

Пишите в комментарии мне или в патентное бюро Железно, у них бесплатная консультация, помогут разрулить все вопросы)

Начать дискуссию