Будем ли мы пить кофе?

Почти каждый из нас привык начинать день с чашки кофе - напиток непременно присутствует в составе завтрака дома или в любимой кофейне. Покупка кофе в бумажном стаканчике перед началом офисных будней - привычный ритуал делового человека.

Все, что происходит в мире в последние три недели, ставит эту бодрящую привычку под угрозу. Чтобы разобраться, что же нас ждет, мы поговорили с ключевыми представителями российской кофейной индустрии:

- Светланой Гуггенбюль - основательницей компании Cocar и Q-грейдера;

- Валентиной Моксуновой - генеральным директором «Колибри кофе», Q-grader, AST- тренером, судьёй Cup of Excellance и основателем проекта «Деревня обжарщиков»;

- Николем Хюппененом - директором компании “Антик”, совладельцем Cezve Coffee, Q - грейдером, главным судьёй российский кофейных чемпионатов.

В настоящий момент существует две основные проблемы, связанные с импортом кофе в Россию:

- логистическая – нарушен привычный путь доставки грузов в Россию;

- денежная - рост курса доллара по отношению к рублю и сложности с оплатой иностранным поставщикам.

Итак, что же с логистикой?

Светлана Гуггенбюль:

«Против России были введены санкции, с рынка уходят иностранные компании и инвестиции, а крупные морские перевозчики отказываются поставлять кофе в Россию. Например, у нас было несколько контейнеров, которые вот-вот должны были прийти в Санкт-Петербург, но их развернули и отправили в Хельсинки, а оттуда — в Ригу. Началась блокада российских портов от Новороссийска до Владивостока. Сейчас мы ищем другие маршруты и способы доставки зеленого зерна в нашу страну. Возможен путь через Прибалтику, если не закроют наземные перевозки из Риги в Москву. Это лучший вариант. Перевозки через Каспийское море, Турцию или Азербайджан более затруднительны. Даже Казахстан предлагает свои услуги, но речь идет о сложных многоуровневых схемах. Пока не будут найдены и налажены новые маршруты перевозок, возможен дефицит продуктов, в том числе и кофе.

Нужно также учитывать, что доступные порты, на которые ляжет весь этот огромный объем поставок, предназначенных для России, могут не справиться с перегрузкой. Они не привыкли работать в таком режиме.»

Николай Хюппенен:

«Текущая ситуация туманна, и никто сейчас не может сказать, в какую сторону она развернется. Европейские компании-поставщики пока не готовы работать с Россией, но контракты надо закрывать. Морские линии отказываются везти грузы к нам, но транзит через нас не закрыт. Дефицита пока нет, но точно ли дойдут контейнеры, никто гарантировать не может. Думаю, такая туманность продлится еще месяц-полтора, потом логистику удастся организовать.»

А по цене и по оплате?

Светлана Гуггенбюль:

«Цены на зеленый кофе начали расти больше года из-за неурожая в Бразилии и логистических проблем, связанных с пандемией. Было трудно найти судна и контейнеры, чтобы доставить зерно в Россию. Кофе всегда был частью очень сложно устроенной мировой логистики. Однако из-за текущего конфликта мы еще и столкнулись с резкой девальвацией рубля. Раньше все импортеры получали оплату по курсу ЦБ РФ. Кофе, как и все сырье в мире, торгуется в долларах, и другая валюта не котируется. Теперь же есть дисбаланс курса, по которому импортер кофе продает рубли, полученные от обжарщика, и покупает доллары, чтобы платить поставщикам. В последние две недели мы покупали доллары по курсу от 100 до 140 рублей за доллар. Это значит, что кофе подорожал не только из-за неурожая и проблем с логистикой, но и из-за курса рубля.

Пострадали и финансовые потоки. Все поставщики кофе находятся за границей, мы платили им через SWIFT-систему, которая отключена. Многие из поставщиков теперь боятся получать средства из России. А те, кто по-прежнему готовы продавать свой продукт, требуют 100% предоплаты. Это очень «длинные» деньги. Ликвидность компаний будет напряженной.»

Николай Хюппенен:

«Цена на кофе и так высока, биржа близка к максимумам, а теперь и рубль ослаб. Причем мы не понимаем куда он двинется – будет расти к 200, или наоборот закрепится около 100. Это зависит от многих причин. Бразилия регулярная, такая как Сантос, стоит около 8 долларов, по текущему курсу с учетом комиссии 12% за покупку валюты, мы получаем что-то около 1000 руб за кг зеленого зерна. Плюс обжарка 15-20%, работы и т.д. И мы выходим на 1500 руб за кг. Кто-то еще помнит Бразилию за 500?

Но про дешевый кофе можно забыть на очень долгое время. Он переходит в категорию не каждому доступной роскоши. Конечно, спешалти кофе никуда не денется. За 20 лет сформировался пул людей, которые привыкли пить хороший кофе, и они будут продолжать его пить. Но количество таких людей и раньше было не велико, а теперь, к сожалению, еще уменьшится. Многие перейдут на коммерческий кофе. Зато, как мне кажется, поставщики будут тщательнее подходить к выбору, и привозить действительно интересные и достойные сорта.»

Валентина Моксунова:

«Если отвлечься от курса, цена в общемировом смысле выросла на 10-15%. Это не критичный рост. Но подключились логистические сложности, рост курса доллара - все это создает не очень здоровую ситуацию.Две проблемы, которые реально существуют в настоящий момент – это доставка грузов и доставка денег. Но, к сожалению, они быстро не решаются, нам все нужно время. Так или иначе земной шар круглый и Россию омывает достаточное количество воды, думаю мы будем получать грузы, только пока неизвестно как.»

Что же ожидает кофейную индустрию?

Светлана Гуггенбюль:

«Мы ожидаем, что люди продолжат пить кофе и дальше, однако его цена растет очень быстро. Будут ли пить его меньше и реже? Сложно сказать. Это уже вопрос ко всей цепочке — к обжарщикам, кофейням и т.д. Мы бы хотели и дальше поставлять кофе в Россию, но это зависит от трех факторов: — Покупательская способность обжарщиков;— Возможность оплаты и перевода средств поставщикам за границей; — Физический импорт товара. Кофе найдет свой путь в Россию, но, как и когда - мы прогнозировать не можем. Думаю, что сегодня никто не ответит на этот вопрос. Сейчас мы находимся в "подвешенном состоянии" и пытаемся разработать новые варианты поставки кофе в Россию».

Валентина Моксунова:

«В моменте очень опасно поддаваться эмоциям, курс доллара растет, у многих сдают нервы. Но большинство обжарщиков, которые появились на рынке в последнее время -результат предыдущего кризиса 2014 года. И случилось это как раз из-за резкого курса доллара, цепочки стали перестраиваться, начали выпадать посредники, образовались новые обжарщики. Сейчас индустрия переживает тоже самое, только это уже зрелый бизнес. Через пару месяцев мы привыкнем в новой системе координат и двинемся дальше.»

Николай Хюппенен:

«Интересно, что с рынка уходят европейские производители, такие как Paulig, а цена поставки кофе, обжаренного в Европе, серьезно растет, да и не факт, что поставки будут стабильными. Это даст возможность нашим обжарщикам увеличить объемы, и даже, при условии, что ритейл немного придет в себя, и перестанет ориентироваться на международных поставщиков с их бюджетами, встать на полки магазинов. Возможно, очень скоро кофе, который раньше мы могли купить только в кофейнях, будет продаваться в розницу, и по вменяемой цене. Я уверен, что наш рынок кофе преодолеет трудности, и мы и дальше будем наслаждаться любимым напитком.»

11
8 комментариев

Жёлуди можно молоть

Ответить

Ну так себе вкусовая замена))

Ответить

Какие меры гос. поддержки могли бы улучшить текущее состояние кофейной индустрии в России и нужны ли они?

Ответить

Как минимум, было бы здорово отменить комиссию за покупку валюты) Мы готовим материал по обзору введённых мер поддержки малого бизнеса, проанализируем сначала уже введённые и порассуждаем что было бы неплохо добавить

Ответить

Когда РФ ввела санкции против Турции за сбитый самолет, куда-то пропали турецкие продукты?..
Никуда не пропали. Просто схемы поставок изменились.

Ответить

Да, логистические цепочки изменятся. Желательно , конечно, чтобы ориентирование по логистике было быстрым и рынок не получил просадку

Ответить