{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Human Centered Design

Ежедневно люди пользуются огромным количеством приложений и веб сайтов. Сделать что-то действительно уникальное уже сложно, но сделать приложение максимально удобным и персонализированным возможно. В эпоху TikTok, когда пользователям показали, что весь контент может быть подобран так, чтобы максимально удовлетворять их нужды и интересы, они стали более требовательными.

User centered design (UCD) — это подход, при котором мы предельно четко понимаем нашу целевую аудиторию, ее боли и желания и делаем все для того, чтобы решить эти проблемы. Главная цель здесь — удовлетворить потребности пользователей, опираясь на обратную связь.

При этом методе пользователь сразу вовлечен в процесс создания интерфейса. Даже ранние стадии прототипов оцениваются конечными пользователями. Очень много внимания уделяется обратной связи. Пользователи соприкасаются и с бизнес процессами —внедряются только те аспекты, которые не наносят вред пользовательскому опыту. Такой подход сильно повышает лояльность аудитории. Пользователи чувствуют себя частью продукта, будь то сайт или приложение.

Подход Human centered design (HCD) напоминает нам о том, что пользователь — это человек с его потребностями, возможностями и свойствами. HCD базируется на четырех принципах.

4 принципа Human centered design

  • Ориентироваться на человека (предлагать решения, наиболее подходящие ему);
  • Решать правильную задачу (лечить не «симптом», а причину);
  • Все является системой (нельзя решить только часть проблемы без решения проблем всей системы);
  • Маленькие и простые меры (большие проблемы не решить разом, нужно делать маленькие шаги).

С чего все начинается

Обычно вначале мы определяем, для кого делаем продукт, и в каких условиях он будет использоваться. Рассмотрим пример: мы делаем приложение для управления воротами. Сделали кнопку, которую надо свайпать. Протестировали в тепличных условиях — все работало нормально. В реальности же увидели, что люди, которые используют это приложение, могут быть с пакетами в руках, и тогда свайпать им неудобно. Получили пару гневных комментариев и изменили кнопку на обычную.

Чтобы предложить пользователям действительно удобный продукт, задолго до его релиза нужно выполнить несколько важных задач:

  • Определить требования (основные свойства, без которых приложение точно не будет работать, какие дополнительные пожелания юзеров можно реализовать с имеющимися в распоряжении ресурсами)
  • Создать прототип и проверить его на соответствие требованиям пользователей;
  • Протестировать прототип, что важно, в реальных условиях;
  • Доработать прототипы на основе отзывов и результатов тестов;
  • Сделать визуальный дизайн.

Персона

На стадии определения целевой аудитории (ЦА) и ее потребностей создаются так называемые персоны. Персона — это способ представления ЦА. ЦА делится на несколько репрезентативных групп по схожему опыту и потребностям. Персона создается для каждой группы.

Персона — это вымышленный персонаж, но она строится на потребностях реальных людей. Преимущество этого метода в том, что он помогает определить, какие основные функции нужны пользователям. Правда, при этом можно упустить какие-то узконаправленные потребности. Это не критично на стадии создания MVP, потому что в этот момент в продукт включены только самые важные функции. В дальнейшем же надо быть осторожными, чтобы не упустить дополнительный, но важный функционал.

Прототип

На стадии прототипирования важно проанализировать продукты конкурентов и понять, какие фичи можно у них позаимствовать, чтобы не тратить время на изобретение велосипеда, а протестировать то, что уже работает.

Надо четко понимать, что можно заимствовать, а что — нет. Пусть, например, у конкурентов в социальном медиа есть кнопка, позволяющая подписаться, около имени каждого юзера прямо в списке. После общения с вашими пользователями, вы поняли, что они не подписываются с главного экрана, и им для этого нужно больше времени — зайти в профиль человека, посмотреть, чем он занимается, чем интересен, и потом уже принимать решение, хочется ли на него подписаться. Может оказаться, что конкуренты дают ачивки за подписку, поэтому и размещают эту кнопку везде. Если у вас ачивок нет, то для вас этот опыт нерелевантен, и кнопки подписки в списке пользователей не будут полезными.

Прототип создается на основе персоны и анализа конкурентных продуктов, а далее тестируется в реальных условиях работы приложения. Он должен быть хорошо подготовлен к тестированию. Нужно, чтобы был понятен контекст использования приложения, и в нем был полностью прописанный текст, а не рыба-текст.

После тестов, особенно начальных, как правило, приложение не собирает много положительного фидбека. Здесь нужно четко понимать, что сказал пользователь, и не додумывать за него. Исходя из подхода HCD, принимаются во внимание только поведение юзера и его слова, а не предположения дизайнера и команды.

Если пользователи проигнорировали кнопку, которую надо было нажать, спросите на тестировании, почему это произошло. Вы могли предположить, что это из-за маленького размера кнопки, а может оказаться, что, например, на ней был неясный текст. Так что, если бы вы изменили размер, на кнопку все равно бы не нажали.

Далее отзывы надо ранжировать по критичности неудовлетворенности и последствиям, к которым они ведут. Прототипы правятся, принимая во внимание важные аспекты. Нужно ли тестировать их повторно или нет, зависит от ситуации. Если правки были небольшими, или изменения полностью очевидными, можно не тестировать снова. Если же вам пришлось перекроить весь прототип, лучше протестировать еще раз.

Визуальный дизайн

Пора заняться визуальным дизайном приходит, когда прототип готов. Он тоже основывается на людях, которые будут пользоваться продуктом. Визуальный дизайн должен соответствовать запросам ЦА. Готовите ли вы премиальный продукт или массовый? Какое настроение нужно создать у вашего пользователя и как его передать?

Эмпатия

Подход HCD требует от дизайнера высоко развитой эмпатии. Ведь ему придется превращать все мысли и желания пользователя в интерфейс. Продукт нужно проектировать, исходя из потребностей людей, даже если они расходятся с мнением дизайнера. Для этого важно слушать пользователей и четко понимать, что они говорят.

Если тематика продукта специфическая или требует других специалистов (например, мы создаем приложение для психологической помощи), то их нужно привлекать в проект. Профессионалы помогут лучше понять пользователей и интерпретировать их мысли.

Как правило, в подходе HCD речь идет о пользователях, а не заработке. Так что, возможно, дизайнеру придется поспорить с бизнесом и доказать оправданность подхода. Ведь при правильном построении продукта и соблюдении принципов HCD получаются продукты, которые в итоге привлекают больше доходов и инвестиций, чем стандартные продукты.

0
1 комментарий
Борис Хмелев

Много теории, не хватает иллюстрирующей практики и разборов.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда