«Пацак пацака не обманывает, это некрасиво, родной...» «Кин-дза-дза!», 1986 г, МосфильмВремя чтения ~7 минут. Описанные события могут быть приукрашены, но отличаются технической точностью и достоверностью.Все совпадения с реальными людьми или компаниями случайны..Ку, Товарищи! Продолжаем цикл интересных статей для простых менеджеров. Ведь реальные технологии в Бизнесе – это прекрасно!Сегодня хочу рассказать о такой страшной штуке, как Excel, о том, как мы его мучали в Covid-эпоху, и как сэкономили Клиенту около 3 000 000 рублей :)ЧЕРНЫЙ ЛЕБЕДЬ Однажды, темной-темной ночью…в далеком-далеком Китае…на грязном-грязном рынке…кто-то съел мышь…И понеслось )))Бред или нет, но 2020 год стал для офисных сотрудников откровенно шоковым.Менеджеры магазинов выли, что упал трафик.Клиенты выли, что нет продаж.E-Com захлебнулся от наплыва заказов. Короче всем хватало, чем заняться…У нашего Клиента, как и у его конкурентов, самая жесть творилась на уровне супервайзеров, торговых представителей и мерчандайзеров.Каждый день требовались какие-то новые подписанные справки, а какие – никто точно не знал.Регионы РФ то вводили один тип документов, то меняли его на другой, то отменяли, то возвращали. Иногда смена формы документа была по 2 раза в месяц!Представьте, что у вас всего лишь 100 сотрудников. Каждому ежедневно нужна справка о том, что он измерил температуру, и что его супервайзер допустил сотрудника к работе. Ну мелочь же.А если поставить задачу так? Каждый день вам нужно создавать 100 индивидуальных документов, менять в них дату, ставить печать и подписывать. А потом рассылать их в соответствии с привязкой сотрудника на нужную почту.Не прислали документ – нет допуска в магазин.Сотрудника не пустили – нарушен Договор. Нарушен Договор – «попали на бабки» со стороны Заказчика Услуги ))))И «попали на бабки» со стороны Исполнителя, Ведь отсутствие допуска – это ваши личные проблемы, уважаемый Работодатель )))ХУЖЕ НЕ БЫВАЕТ Представили? А у нашего Клиента таких сотрудников было не 100, а порядка 2000 и в разных регионах РФ.Документ на вход в магазин,Документ на проезд по городу,Документ на возможность работы с товаром, документ, документ, документ…. Математика – штука интересная)))2 документа в день * 2000 сотрудников * 30 секунд на документ = 2000 минут в день 2000 минут / 60 минут в часе = 34 рабочих часа в день = 5 рабочих ставокПонимаете весь бред ситуации? Клиенту требуется 5 операторов в день для того, чтоб сотрудники получили возможность работать. ))) А вся работа операторов при этом состоит в «замазывании» даты допуска.Даже если раскинуть задачу на супервайзеров – легче не станет, ведь на каждом бланке нужны печати, а значит растет временное плечо )))Естественно, что нашему Клиенту такой расклад не понравился.На решение вопроса была всего лишь неделя, иначе нужно останавливать бизнес из-за громадных финансовых и репутационных рисков.Клиент искал быстрое и дешевое решение, А мы умеем такие находить ))).ВРЕМЯ - ДЕНЬГИПервая мысль Клиента – автоматизация! Ну что сложного скриптик запилить? Его же даже 7-летний сын троюродной тети сделает за 5 минут )))) Тяп-Ляп и в продакшн!Пока мы работали над своим решением, Наш Клиент параллельно искал в других местах.Обратился в ООО «Дорого-Богато»:ценник космический с кучей нулей, результаты будут через месяц, потому что много заказов. Как итог Клиенту светит расход: +1 штраф от сети с неоплатой услуг,+1 оплата ЗП отдыхающим сотрудникам,+1 разработка ПОГруууусть.Далее Клиент обратился в ООО «Без ТЗ – результат…плохой»: ценник адекватный с меньшим количеством нулей, но пока ТЗ составят, пока демку выкатят, пройдет уже месяц-два.Как итог – обойдется в 2 раза дороже, чем в ООО «Дорого-Богато»…Наиболее очевидным и адекватным решением Клиенту тогда казалось посадить 5-6 временных операторов и попасть лишь на 300-400к/мес в виде ФОТ.Да, не очень приятно, но хотя бы нет штрафов и простоя сотрудников. Бизнес работает, но с меньшим выхлопом..НЕ БУДЬ КАК САХАР – БУДЬ КАК ЧАЙ! НЕ РАСТВОРЯЙСЯ – РАСТВОРЯЙ!Пока наш Клиент готовился к расходам близким к 500 000 р/мес и искал внешнее решение, мы оперативно штурмовали задачу.Естественно в области автоматизации процессов, мы ж не кадровое агентство )))Оптимальную идею по кейсу предложил Вася Уточкин.Логика рассуждения у него была простая и гениальная по своей сути.Что есть у любого офисного менеджера в 95% компаний?Тот самый Excel, в котором хранится список всех ФИО и нужных для пропуска данных. Кстати, если у вас БД нормальная в компании – знайте, вам несказанно повезло :)Что есть в excel? Visual Basic for Applications (VBA) и возможность генерировать документы даже в PDF. Если простым языком, то это многим известные и сильно недооцененные макросы. Макросы - это такие мини-программы внутри excel, которые позволяют автоматизировать простые операции. Почему-то многие менеджеры игнорируют тот факт, что макрос можно записать даже не зная VBA и языков программирования. Просто тыкаешь запись, делаешь то, что обычно и вуаля – готов макрос, а ты зовешься #яжпрограммист !Но об этом потом как-нибудь расскажу )))В общем выслушали мы Васю с интересом. Это ж надо, какой фантазер у нас в команде затесался ))) Ты еще DOOM на Excel запусти. Но раз можешь – делай, чего теряться то ) Улыбается, сажает желтую уточку на стол. Недельный спринт по VBA начался )))ХАКАТОН на минималках Day 1Первое, что было сделано – это получены шаблоны допусков от Клиента.Изучили, разбили на схожие группы документов.Сделали автозаполняемую форму внутри страницы Excel.Day 2Вспомнили, что нужно было вставлять печати и подписи в документ. Позвонили юристам Клиента – нам подтвердили, что печать должна быть обязательно.«Должна – значит будет!», - сказали мы, и тупо вставили в документ картинку. А в документах указали, что компания может предоставить бумажный экземпляр с оригинальной печатью. И мы не врали, все документы действительно отправлялись Клиентом по первому требованию в бумажном виде.Day 3Проверяем и отлаживаем excel-файлик.VBA штампует документы как лютый демон. 1 секунда и в папке лежит PDF с печатью, который подписан ФИО сотрудника.За 30 минут спокойно делаем дневную норму. MVP (Minimum Viable Product) на базе Excel готов. Удивительно, что такой набор операций делает обычная офисная программа :)Day 4Презентуем решение Клиенту – восторг!Стоимость разработки – копейки, стоимость поддержки – почти нулевая.Файл можно запустить на любой машине любого сотрудника без интернета вообще!Предлагаем оперативно поднять чат-бот для сотрудников, в котором каждый из них сможет скачать свои документы или вкинуть исходники для генерации PDF.Идея встречена с пониманием и одобрена. Бюджет на бот выделен. WIN – WIN никто не отменял, а наш Вася Уточкин хочет кушать что-то кроме тины из пруда )))Day 5-6Что вообще умеют Чат-Боты как-нибудь расскажу, а конкретно этот выполнял простые задачи:- определить пользователя;- скинуть по запросу пачку его дневных документов на телефон;- ну и пару функций по мелочи, типа:А) «обратная связь с Баго-Ведом»Б) «Загрузить документ» В) «Позвонить Кузе»Как итог: 1) Вася Уточкин 30 минут в день пил кофе и смотрел мультики на YouTube 2) Его макрос в это время штамповал документы для Клиента 3) Документы уходили на почты, становились доступны в Чат-Боте для полевых сотрудников 4) Все были счастливы весь Covid5) Клиенту это обошлось в 3 копейки )))Как потом выяснилось, у компании-конкурента нашего Заказчика для этих целей был целый штат сотрудников. По нашим прикидкам они потратили около 3 000 000 рублей в рамках ФОТ на то, что у нас делал VBA практически бесплатно весь год. «Исторически сложилось» у них так, видишь ли )))А Васе Уточкину мы премию выписали за необычное и невероятно дешевое решение :)._/\__/\__/\__/\__/\__/\__/\__/\__/\__/\__/\__/\__/\__/\__/\__/\__/\__/\_ Остались вопросы? Welcome в личку или коменты :)Фабрин Максим,Руководитель отдела разработки, внедрения и развития ПО«Лавка Технологий»https://lavkatech.ru/Теги: #технологии #лавтех #excel #бизнес