Про WWDC 23: революция или провал?

Всем привет! Меня зовут Денис, я графический дизайнер и это мой первый пост на VC. Хочу поделиться мыслями о недавно прошедшей конференции WWDC 2023.

На ежегодной презентации Apple показала несколько новинок, о которых наверняка уже трубят из каждого утюга. Но мне хотелось бы акцентировать внимание на вещах, которые кажутся спорными, неочевидными и просто любопытными. Приступим!

Про WWDC 23: революция или провал?

Про новые фичи:

Самое доступное и наиболее понятное массам из представленного на презентации является обновление операционных систем гаджетов. К ним относятся iOS 17, iPadOS 17, macOS 14 Sonoma, watchOS 10 и обновления для ТВ и умных колонок. Ведущие сделали большой упор на визуальных изменениях в системах, из-за чего сложилось впечатление, что Apple вообще не внесла ничего нового, кроме сомнительных украшательств. Однако, на самом деле интересного тут намного больше и есть что обсудить:

Виджеты

Не так давно на iOS и iPadOS появились виджеты, представляющие собой увеличенные иконки приложений с дополнительной информацией. Главная их проблема была в том, что для совершения каких-либо действий необходимо было нажать на виджет, после чего система запускала приложение, внутри которого уже выполнялись нужные действия. С выходом iOS 17 виджеты стали интерактивными. Нужно поставить музыку на паузу — нажал на виджет. Хочешь отметить выполненные задачи на день — всё через виджет.

Виджетами в macOS Sonoma можно заполнить весь рабочий стол.
Виджетами в macOS Sonoma можно заполнить весь рабочий стол.

Более того, такие же виджеты появились и на Mac. Их теперь можно перетаскивать на рабочий стол, что намного удобнее постоянного перехода в Центр уведомлений. Помимо этого, наконец-то добавили виджет Быстрых команд на Mac, благодаря которому можно в один клик с рабочего стола запускать нужные шорткаты и автоматизации. Финальной точкой в этой истории является хитрое решение проблемы нехватки виджетов в macOS. За последний год в AppStore так и не появилось действительно полезных приложений, которые позволяют добавить виджет в центр уведомлений, хотя на мобильных устройствах их развелось крайне много. Но теперь это в прошлом — все приложения и их виджеты, установленные на вашем iPhone, автоматически синхронизируются с Mac. Таким образом можно следить за всеми изменениями с любых устройств. Сила экосистемы💪.

Автозаполнение

Сколько раз вы сталкивались с тем, что регистрация на сайте или в приложении требует кода подтверждения по E-mail. В таких случаях приходится открывать Почту, проверять Входящие, а если письма нет, то скорее всего, оно попало в Спам, там вручную ищете его, копируете код и возвращаетесь к регистрации. Теперь же код распознается системой автоматически. Более того, если у вас работает почта на iPhone, а на Mac ее нет, код синхронизируется между устройствами и в любом случае предложит автозаполнение. Более того, после ввода кода, письмо с почтового ящика автоматически удалится в Корзину. Великолепно👏.

Режим игры

После презентации стало очевидным — в Купертино хотят вывести Mac на рынок игровых компьютеров. С появлением новых процессоров Apple Silicon мощность даже самых базовых MacBook Air выросла в разы, и ее вполне хватает для запуска даже требовательных игр. Но главной проблемой остается отсутствие многих первоклассных тайтлов под macOS. Компания мотивирует разработчиков адаптировать ПК-игры усовершенствованным API Metal 3 и режимом Game Mode.

Game Mode снижает задержку звука в AirPods и ввод с контроллеров.
Game Mode снижает задержку звука в AirPods и ввод с контроллеров.

API призвано упростить процесс создания и портирования игр под платформу. В рамках Metal 3 компания открыла разработчикам доступ к Game Porting Toolkit — набору инструментов для мгновенного портирования игр для Windows на macOS. Энтузиасты уже смогли запустить Cyberpunk 2077.

А игровой режим macOS дает пользователям более комфортный гейминг. С его помощью мощность видеоускорителя и центрального процессора переключается с фоновых задач на запущенную игру, что обеспечивает плавность и стабильность изображения, регулирует частоту кадров, а также снижает задержку звука и ввода при игре с контроллером. Такой режим работает с любыми играми – как новыми, так и уже выпущенными на macOS.

Речь Хидео Кодзимы на конференции WWDC 23. Гений.
Речь Хидео Кодзимы на конференции WWDC 23. Гений.

С такими темпами, вероятно, в ближайшем будущем у любителей поиграть на ПК будет еще на один повод больше задуматься о переходе на Mac. Компания настолько верит в будущее гейминга на Mac, что даже пригласила на презентацию Хидео Кодзиму, представившего режиссерскую версию Death Stranding эксклюзивно для Mac. Гениально🎮

Язык ввода

Непримечательная, но приятная новая функция macOS Sonoma — отображение текущего языка ввода прямо в строке ввода текста. Не нужно смотреть на верхнюю строку меню и искать значок раскладки – он уже перед глазами. Мило⌨.

Safari в macOS Sonoma научился добавлять WebApps в Dock. Любой сайт можно запустить как отдельное приложение. Поддерживаются пуш-уведомления.
Safari в macOS Sonoma научился добавлять WebApps в Dock. Любой сайт можно запустить как отдельное приложение. Поддерживаются пуш-уведомления.

Менеджер паролей

Apple плавно и постепенно убивает конкурентов, мотивируя пользователей не скачивать сторонние программы для хранения паролей. Изначально пароли просто синхронизировались между устройствами через iCloud, затем добавили возможность генерации и кастомизации случайных паролей, потом стала доступна встроенная двухфакторная аутентификация (которая работает намного лучше любых других приложений-аналогов), теперь же появился общий доступ к связкам ключей. Теперь можно создать группу людей, у которых будет доступ к выбранным паролям. Так, например, для семьи будет доступ к онлайн-кинотеатрам, для работы — к корпоративным аккаунтам. В одной из компаний я для таких нужд заводил аккаунт в Bitwarden, но теперь эта программа утратила свой смысл. Удобно🔑.

Расстояние до экрана

Вы замечали за собой или за детьми, что в напряженные или увлеченные моменты приближаетесь к экрану компьютера или телефона слишком близко? В таких случаях вспоминается один из первых уроков информатики в школе, на котором учат, что перед компьютером сидеть нужно ровно, на расстоянии 50 см, уровень глаз должен соответствовать центру монитора и т. д. Так вот, теперь техника Apple сама будет вам напоминать об этом. При включенном режиме «Расстояние до экрана», встроенные датчики будут определять насколько близко вы расположены к устройству и, в случае сильного приближения, просить вас отодвинуться подальше. Эта функция особенно важна для детей и вырабатывает полезную привычку с ранних лет. Забота🫶.

Приложение приостанавливается до тех пор, пока вы не отодвинетесь от экрана.
Приложение приостанавливается до тех пор, пока вы не отодвинетесь от экрана.

AirDrop

Киллер-фичей любой техники Apple до сих пор является AirDrop. Пока Android-гики и ПК-бояре открывают мессенджеры, облачные хранилища, ждут выгрузку, а потом загрузку файлов, Apple-юзерам достаточно нажать всего одну кнопку. Пока устройства находятся рядом, файлы передаются по локальной сети без необходимости подключения к интернету. Теперь, если же владельцы устройств разошлись и потеряли локальный доступ к друг другу, файлы все равно продолжат передаваться — но уже по сети через iCloud. Более того, теперь отправить файлы можно и незнакомцам без необходимости включать режим «Виден всем», для этого достаточно поднести айфоны близко к друг другу и обменяться контактами. Такая функция получила название NameDrop. Помните те видео, где на эскалаторе парень знакомится с девушкой путем касания двух телефонов? Для этого нужно было покупать NFC-метку, записывать в нее контактные данные, клеить ее на заднюю стенку телефона, прикладывать вплотную и под нужным углом. Теперь всего этого не нужно. Встроенный чип U1 распознает приближение iPhone или Apple Watch и предложит обменяться контактами. Магия👐.

Карточки контактов можно кастомизировать под свой вкус, меняя цвет, шрифт, фон и фильтры. Параметры карточки передаются другим пользователям по NameDrop.
Карточки контактов можно кастомизировать под свой вкус, меняя цвет, шрифт, фон и фильтры. Параметры карточки передаются другим пользователям по NameDrop.

Самочувствие

Как и менеджером паролей, Apple мотивирует пользователей отказаться от подписочных сервисов по отслеживанию настроения. Теперь в приложении Здоровье этот функционал встроен по-умолчанию. Ежедневно вы можете отмечать уровень настроения и отслеживать статистику. Плюсом к этому подгружаются и другие метрики из Здоровья, тем самым лучше анализируя ваше состояние и предупреждая о возможных отклонениях.

SharePlay и общие плейлисты

Apple делает запоздалый шажок в сторону Spotify и теперь предлагает пользователям создавать общие музыкальные плейлисты, а также создавать единую очередь воспроизведения, например, в автомобиле. Наверняка хоть раз у вас была ситуация, когда ваш iPhone подключен к Bluetooth-колонке, а друг просит поставить его любимый трек. Он диктует название, приходится искать его в медиатеке и затем добавлять в очередь. Теперь друг может самостоятельно подключиться к вашей очереди и добавить свой трек. Полезная вещь для вечеринок.

В iOS 17 появился режим StandBy. Если оставить iPhone в горизонтальном положении на зарядке, то он превратится в прикованную док-станцию с часами, виджетами и фотогалереей.
В iOS 17 появился режим StandBy. Если оставить iPhone в горизонтальном положении на зарядке, то он превратится в прикованную док-станцию с часами, виджетами и фотогалереей.

Это были любопытные функции для Mac, iPad и iPhone, о которых не рассказали или не обратили внимание на презентации WWDC 23. Но помимо изменений в софте, компания Apple представила и новые устройства, многие. Из которых вызвали волну обсуждений и эмоций. Рассмотрим их по порядку.

Про новые Mac-и

MacBook Air 15" – это любопытное решение для Apple переделать базовый макбук под больший размер. Если вспомнить историю Air, то эта модель изначально позиционировалась как маленький, тонкий и легкий ноутбук по габаритам сопоставимый с бумажным листом А4 для удобного использования и хранения.

Компания всегда разделяла две линейки — Air и Pro. Нужен мощный рабочий компьютер? Рассматривай Pro-версию. Нужна легкая печатная машинка? Для этого идеален Air.

Новые MacBook Air 15" 2023 с чипом M2
Новые MacBook Air 15" 2023 с чипом M2

С выходом MacBook Air на чипах M1 в 2020 году эти границы стали размываться, и компании пришлось буквально придумывать причины для их поддержания. Так, два главных различия между MBA и MBP на M1 заключались в отсутствии/наличии активного охлаждения и одного урезанного графического ядра процессора, из-за чего Air чуть дольше справлялся с ресурсоемкими задачами, нежели Pro.

После релиза Air на M2 ситуация стала еще печальнее. Несмотря на более мощный чип, в компании решили искусственно снизить производительность базовой версии ноутбука. Вместо двух встроенных SSD-накопителей по 128 Гб теперь на плате расположен один NAND-чип на 256 Гб, из-за чего скорость чтения/записи на SSD снизилась в сравнении с версией на M1 почти на 50%. Таким образом пользователя вынуждают приобретать Pro-версию при почти одинаковых характеристиках.

И теперь Apple представили 15-дюймовый Air, несмотря на то, что уже существуют Pro-версии на 14« и 16». Для любителей компактных решений не оставили вариантов — только старую модель Air 13” на M1. И еще неизвестно, какие подводные камни будут ждать пользователей в этот раз.

Обновленный Mac Studio 2023 с чипом M2 Ultra. Или M2 Max...
Обновленный Mac Studio 2023 с чипом M2 Ultra. Или M2 Max...

Такая же ситуация и с Mac Pro. Компания представила новый чип M2 Ultra, представляющий собой стек из двух чипов M2. Его поместили в обновленный Mac Studio, а также в старую-новую «тёрку» Mac Pro. И различие между этими двумя компьютерами в том, что Mac Pro имеет дополнительные PCIe-порты для расширения хранилища и подключения дискретных звуковых и сетевых видеокарт.

Удивительно то, что при этом подключить внешнюю видеокарту не получится, а ведь это было главным преимуществом предшествующего Mac Pro 2019. Apple уверяет, что встроенной графики в M2 Ultra будет хватать для любых задач. Но так ли это на самом деле — остается вопросом времени.

Новый Mac Pro 2023 с чипом M2 Ultra. А может и Mac Pro 2019 на Intel, кто знает...
Новый Mac Pro 2023 с чипом M2 Ultra. А может и Mac Pro 2019 на Intel, кто знает...

При этом корпус Mac Pro остался прежним — массивным, тяжелым и… пустым внутри. Ведь вся «начинка» также легко вмещается в габариты Mac Studio, который, в свою очередь, является «располневшим» Mac Mini. При этом меньше трети корпуса занимают PCIe-порты. Все остальное в корпусе — дорогой и бесполезный воздух.

Но если техническую сторону такого решения еще можно оспорить наличием мощного охлаждения, то разница в цене оставляет огромный вопрос: 4000$ за компактный Mac Studio и 7000$ за кастомизируемый Mac Pro.

Про One More Thing…

Как и ожидалось, Apple представила свою новую разработку — гарнитуру смешанной реальности Vision Pro. Безусловно, с технической точки зрения — это революционный продукт. В компании утверждают, что при разработке Vision Pro было зарегистрировано более 5000 патентов. И это неудивительно. Ни один из существующих VR/AR-шлемов не может похвастаться такими характеристиками: 2 собственных процессора — M2 и R1, два micro-OLED 4K-дисплея с пиковой яркостью в 6000 нит, 12 камер для отслеживания окружения и взгляда пользователя, 5 сенсоров LiDAR, 6 микрофонов, 2 динамика и внешний дисплей для отображения лица пользователя. В шлем встроена новейшая система защиты Optic ID, способная распознать владельца по радужке глаз. А сенсоры внутри шлема способны считать мимику и даже воссоздать виртуальный реалистичный образ человека.

Так выглядит гарнитура Vision Pro в режиме взаимодействия с окружающим миром.
Так выглядит гарнитура Vision Pro в режиме взаимодействия с окружающим миром.

В Купертино нашли, кажется, идеальный способ взаимодействия с электронным устройством. Ведь начиная с самого первого компьютера человек прибегает с дополнительным инструментам – мышь, клавиатура, джойстик, контроллер. В Vision Pro все управление осуществляется с помощью интуитивных жестов пальцами, глазами и голосом. Система инфракрасных датчиков и камер считывает движения зрачков, чтобы использовать их как аналог мыши. Устройство понимает, когда вы смотрите на объект, после чего выделяет и подсвечивает его. Окна приложений, расположенные вокруг вас в виртуальным пространстве, можно перемещать и масштабировать с помощью щипков пальцами. А писать текст можно с помощью уже известной нам Siri.

Все это можно назвать совершенно новой дизайн-системой, требующей освоения и тестирования. Ведь дизайнерам и разработчикам предстоит создавать интерфейсы для нового типа устройств, не ощутимых на плоских поверхностях, на экранах компьютеров, а в объемном и постоянно меняющемся пространстве. Первые тестеры уже опробовали шлем в действии и даже в профессиональном софте. Так, например, Матти Хаапойя попробовал видеомонтаж в Final Cut через Vision Pro, заявив, что это «полностью изменит кинопроизводство». И если VR-технологии станут новой эпохой компьютеров, то дизайнеры виртуальных миров станут одними из самых востребованных профессионалов на рынке.

Но наступит ли эта эпоха? Бесспорно, в такой маленькой коробочке поместилось колоссальное количество датчиков и технологий, щепетильно подобранных и разработанных компанией Apple. Но глядя на все это изобилие, остается вопрос: Зачем?

Во время самой презентации ощущалось, что в компании сами до конца не понимают, для чего нужен этот продукт. Замена кинотеатру? Корпоративное решение для предприятий? Развлечение для геймеров? Всё это и ничего одновременно.

Операционная система visionOS основана на базе iOS, iPadOS и macOS. На старте продаж гарнитура будет способна запускать нативно приложения, разработанные под iPhone и iPad и опубликованные в AppStore. Но что с настольными программами? Ведь крайне сомнительно приобретать такое устройство для работы с мобильными приложениями. Еще более странно брать гарнитуру для просмотра кино. А с игровым сегментом у Apple сейчас дела не так хороши, хоть и предпринимаются активные попытки исправить ситуацию.

Не лучше обстоит вопрос автономности устройства. Заряда шлема хватает лишь на 2 часа, при условии, что рядом на проводе всегда будет подключен внешний аккумулятор. Компания, которая одна из первых призывала отказаться от проводов и кабелей, теперь вынуждает носить с собой в кармане зарядный блок на привязи, чтобы хоть как-то дать возможность побыть в виртуальный реальности на пару часов. Что можно успеть за это время? Это даже не полноценный рабочий день. При таком раскладе единственной функцией Vision Pro остается лишь просмотр 2-часового фильма.

Спорным остается и этический момент. Представить себе повсеместное использование такого шлема на улице и в при людях крайне трудно – мы еще не привыкли к такому форм-фактору. Компания максимально старается сгладить углы, поэтому добавила на лицевую часть шлема дисплей, на котором отображаются глаза пользователя, чтобы окружающие не теряли с ним физический контакт. Но до размера классических очков и, уж тем более, умных линз, нам еще очень далеко, а поэтому прохожие с такой штукой на голове еще долгое время будут казаться странными, диковинными. Но помимо визуальной части под вопрос встает конфиденциальность общества.

Форма Google Glass кажется намного дружелюбнее и доступнее, чем шлем от Apple.
Форма Google Glass кажется намного дружелюбнее и доступнее, чем шлем от Apple.

В свое время компания Google столкнулась с проблемой использования умных очков Google Glass в общественных местах. И все из-за наличия встроенных камер, которые могли записать происходящее вокруг. Это стало причиной запрета очков, например, в кинотеатрах, с целью борьбы с пиратством. Примечательно то, что уже тогда Фил Шиллер, вице-президент отдела маркетинга Apple, высказался по поводу разработки Google крайне негативно, предвещая крах технологии из-за неудобства использования, низкой автономности и вторжения в личную жизнь людей посредством видео- и аудио-наблюдения. Что-ж, Apple, пришла ваша очередь наступать на грабли.

Про WWDC 23: революция или провал?

Vision Pro выйдет в продажу в начале следующего года и пока только на рынке США, позже во всем мире. Нам лишь остается ждать выхода устройства и первых тестов, чтобы сделать первые обоснованные выводы о будущем данной технологии.

Чего мы так и не дождались:

Apple показала множество новых функции в своих ОС, обновила устройства и представила новые, но чуда не произошло. Многие ждали от компании этих нововведений, но их очередь, видимо, не пришла. Вот некоторые из них:

Поддержка внешних видеокарт на Apple Silicon

Открытым остается вопрос подключения внешних видеокарт к Mac на страх Apple. При релизе M1 компания заявила о невозможности подключения дискретной графики к новой системе на чипе. Мы ожидали релиза Mac Pro на собственном процессоре с такой возможностью, но и этого не случилось. До сих пор неясно, действительно ли Apple Silicon не имеет возможности взаимодействовать с внешними видеокартами, или эта функция отключена компанией искусственно, оставаясь «эксклюзивом» для следующих презентаций.

Звонилка

Как много внимания на презентации посвятили улучшениям приложения Телефон, но базовые функции так и остались неизменными. Мы так и не увидели возможность хранить историю звонков дольше 1 месяца, не получили нормальную клавиатуру тонального набора с поисковыми предложениями контактов, да и раздел Избранное с большими аватарками контактов для удобного набора. Пока мы обновляемся до iOS 17, приложение Телефон все еще застряло в iOS 7.

Калькулятор для iPad

До недавнего времени отмазка от купертиновцев об отсутствии «Калькулятора» на iPad звучала даже логичной — дизайнеры не смогли сделать «идеальный вариант» калькулятора для большого экрана и решили просто не создавать отдельное приложение. Но сейчас, когда iPad превратился в сенсорный компьютер, оброс функциями мультиоконности, профессиональным софтом и всевозможными датчиками, отсутствие калькулятора выглядит как издевка.

Установка приложений из сторонних источников на iOS

Давление на Apple со стороны европейских государств пока не сильно меняет ситуацию. Свободная установка приложений на iPhone в обход AppStore все еще остается мечтой и фантазиями инсайдеров. Но даже если когда-нибудь мы дождемся этого дня, Apple найдет способ как сделать весь этот процесс максимально неудобным для пользователя. Один из возможных сценариев – сертификация сторонних магазинов приложений. Создатели магазинов приложений будут обязаны приобретать у Apple ежегодную лицензию на право размещать у себя приложения сторонних разработчиков, что приведет к переплатам со стороны конечного пользователя. Ну а что, вполне в духе Apple.

Доступ к модулю оплаты NFC

Несмотря на многочисленные слухи, разработчикам так и не дали доступ к модулю NFC на iPhone. Речь идет о возможности использования сторонних платежных систем вместо встроенного Apple Pay, работающего далеко не во всех странах. Вряд ли можно ожидать такой щедрости от компании в ближайшее время.

AI AI AI AI AI…

2023 год однозначно запомнится годом Искусственного интеллекта. Все мировые IT-гиганты столкнулись в схватке за технологии будущего – нейросети. Балом правит ChatGPT, Google внедряет технологии в свои смартфоны, Microsoft улучшает поисковую систему Bing, даже Яндекс встраивает свою модель в ассистента Алису. Нейросети учатся читать мысли, Илон Макс призывает приостановить разработки в сфере Искусственного интеллекта, а разговоры про AI уже разлетелись на мемы. https://youtu. be/-P-ein58laA Но где же во всей этой пучине событий компания Apple? За всю презентацию про нейросети не было сказано ни слова. Похоже, что в Купертино намеренно игнорируют текущую повестку и избегают подобных тем. Другая вероятность, что компания тайно готовит к релизу нечто, что требует дополнительных усилий в разработке, чтобы на выходе получился завершенный качественный продукт.

А какие впечатления оставила презентация WWDC 23? Что из представленных новинок показалось вам наиболее интересным? И все таки, что это было – революция или провал?

Народное творчество:)

Подписывайтесь на мой Telegram-канал, здесь я буду рассказывать о своих дизайн-проектах и новостях из мира технологий. А также оцените мои работы на Behance. Спасибо!

4343
16 комментариев

Расписал получше чем на профильных ресурсах, спасибо

13
Ответить
Автор

Благодарю) Буду стараться радовать новыми материалом👌

1
Ответить

Огромное спасибо за такой понятный разбор презентации apple, наконец-то я понял что изменилось

5
Ответить

А что было непонятно до этого

Ответить

Поздравляю с первой статьёй))
Вообще прикольные нововаедения.

2
Ответить
Автор

Спасибо!

Ответить

Спасибо за материал!

2
Ответить