{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Чек-лист как пройти Due Diligence

Давайте представим ситуацию. Вы хотите привлечь инвестиции. Или же вы фаундер компании и хотите ее продать. И вот уже инвестор или покупатель найдены, но они требуют проведения Due Diligence. Если знать что это такое и заранее подготовиться - DD не станет преградой для сделки.

Какие этапы Due Diligence обычно бывают?

Этап 1. Подготовительный.

Подготовительный этап нужен чтобы юристы могли запросить у компании всю необходимую информацию документацию для проведения анализа, задать возникшие вопросы, оценить глубину и объем экспертизы.

Этот этап является наиболее важным для компании, так как именно от того, насколько полный комплект документов она предоставит, в том числе зависит успешность проведения аудита.

Для того, чтобы привлеченные специалисты смогли провести Due Diligence, участникам компании следует тщательно подготовиться к аудиту, а именно сформировать Data - room (онлайн-хранилище всех документов и отчетов вашего бизнеса), в которой документы следует распределить по тематическим блокам (учредительные документы, сделки, трудовые отношения, бухгалтерская отчетность и др).

Важно! Не стоит думать, что качественная подготовка документов будет быстрой. Заложите на этот процесс хотя бы несколько недель.

Лучше, если вы попросите независимых юристов просмотреть документы до того, как вы покажете их инвестору.Поскольку проект для проведения качественного Due diligence должен раскрыть все карты относительно своего бизнеса (владельцев бизнеса, порядок управления, объекты интеллектуальной собственности), до начала проведения аудита компании следует заключить соглашение о конфиденциальности (NDA) с той юридической фирмой, которая осуществляет Due Diligence. Также необходимо помнить, что в случае, если проект предоставил не все документы, которые были запрошены для проведения аудита, специалисты предполагают, что такие документы отсутствуют.

Важно! Документы в формате word не имеют юридической силы для Due Diligence, потому что нет никаких гарантий, что такой документ будет подписан в будущем или что его условия не будут изменены.

Этап 2. Проведение юридического анализа.

Анализ всех текущих правоотношении компании/проекта, активов, документации на предмет соответствия действующему законодательству и правоприменительной практике, анализ и выявление недостатков и отсутствующих документов, разработка рекомендации по их устранению, при возможности их устранения.

Этап 3. Составление правового заключения.

Правовое заключение по итогам проведения Due Diligence содержит информацию о правовых проблемах компании/проекта, существенных риска дли инвестирования, рекомендации по их устранению, предложения по разработке необходимой недостающей документации.Самый частый вопрос - как же нам успешно пройти Due Diligence?Для ответа на этот вопрос ниже мы указали, на какие риски нужно обратить особое внимание, чтобы пройти Due Diligence.

Обращаем внимание, что ниже перечислены наиболее распространенные риски, если в компании отсутствуют перечисленные риски, это не означает ее автоматическое прохождение Due Diligence, так как могут быть выявление иные риски.

I. Создание общества.

1. Утрачены оригиналы ОГРН (лист записи) или ИНН общества. Утрачен договор об учреждении общества.

2. В компании участниками не оплачен уставный капитал при создании или же в случае увеличения уставного капитала.

3. В компании увеличивался уставный капитал, но решение об увеличении уставного капитала не было нотариально удостоверено либо такое решение было утеряно.

4. В компании отсутствует устав (например, утерян).

5. В компании действует устав, который не соответствует действующему законодательству.

6. Заключен корпоративный договор, который не соответствует действующему законодательству.

II. Сделки

1. В компании были заключены крупные сделки и сделки с заинтересованностью, которые не были одобрены.

2. Устав компании предусматривает необходимость одобрения иных сделок (например, свыше 10 000 000 руб.), однако, такие сделки не были одобрены компетентным органом.

3. У компании присутствуют неисполненные обязательства по договорам с контрагентами.

4. У компании присутствуют неисполненные обязательства по договорам с другими инвесторами.

5. У компании присутствует большое количество договоров займа.

III. Участники

1. Отсутствуют документы, подтверждающие переход долей участнику (например, если участник купил долю, но договор купли-продажи доли отсутствует).

2. Отсутствует нотариально удостоверенное заявление о выходе в случае выхода участника.

IV. Органы управления обществом

1. Отсутствуют протоколы годового общего собрания участников общества.

2. Отсутствуют протоколы внеочередных собраний участников обществ.

3. Отсутствует протоколы о назначении генерального директора.

4. Отсутствует трудовой договор с генеральным директором и приказы о назначении на должность.

5. Отсутствуют протоколы заседания совета директоров (если совет директоров образован).

6. Есть протоколы, решения в которых приняты не в соответствии с компетенцией органа управления общества.

V. Интеллектуальная собственность

1. Отсутствуют документы, подтверждающие оформление прав на служебные произведения.

2. Отсутствуют документы, подтверждающие регистрацию прав на объекты интеллектуальной собственности (свидетельства о государственной регистрации).

3. Отсутствуют документы, подтверждающие приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности или их обременений (лицензионные договоры, договоры об отчуждении прав, договоры франчайзинга или коммерческой концессии, авторские договоры, договоры залога прав).

VI. Налоги

1. Не уплачены или уплачены не в полной мере обязательные платежи (налоги и сборы).

2. Неправомерно применены налоговые льготы.

VII. Трудовые отношения.

1. Отсутствуют трудовые договоры с сотрудниками.

2. Отсутствуют обязательные локальные нормативно-правовые акты.

VIII. Иные

1. Не оформлены права на основные активы компании.

2. Отсутствуют обязательные разрешения или лицензии.

3. У компании есть судебные споры, в которых она выступает ответчиком.

Пройдите по чек листу и проверьте есть ли нарушения у Вас?

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда