Маркетплейс или интернет-магазин - в чем разница и что выгоднее?

Перед предпринимателями, которые планируют продавать свои товары в интернете, встает вопрос: зарегистрироваться на маркетплейсе или создать свой интернет-магазин. И если несколько лет назад многие отдавали предпочтение второму варианту, то после роста количества аудитории маркетплейсов на 140% за календарный 2020 год многие стали уходить на эти площадки.

Маркетплейс или интернет-магазин - в чем разница и что выгоднее?

Так в чем преимущества WB или Ozon перед собственным интернет-магазином? Разберемся в этой статье.

Что такое маркетплейс?

Маркетплейс – это онлайн площадка, на которой предприниматели могут выставлять свои товары на продажу. Таким образом, эти сервисы играют роль посредников: помогают предпринимателям найти своих клиентов, а покупателям – необходимый товар.

Как правило, маркетплейсы самостоятельно создают в интернете сайт, на котором селлеры размещают карточки своих товаров. Кстати, в последнее время в тренд вошли и мобильные приложения, которые есть практически у любого крупного маркетплейса.

Покупатели заходят на сайт или в мобильное приложения и видят все товары, которые выставили предприниматели. Они их смотрят, изучают и сравнивают с товарами конкурентов. А затем заказывают понравившийся товар.

В таком случае денежные средства поступают на счет селлера, который разместил этот заказ. А клиент получает свой товар, не опасаясь обмана – маркетплейсы отвечают за безопасность сделок. Кстати, некоторые площадки еще и самостоятельно организовывают доставку.

Статистика маркетплейсов и интернет-магазинов за 2020 год
Статистика маркетплейсов и интернет-магазинов за 2020 год

Наиболее популярными маркетплейсами в России являются «Вайлдберриз», «Озон» и «Яндекс.Маркет». Есть и другие площадки, но их аудитория в разы меньше. Кроме маркетплейсов, на которых продают товары, есть площадки с предложениями услуг. Например, «Авито».

Чем маркетплейс отличается от интернет-магазина?

На первый взгляд может показаться, что маркетплейсы – это то же самое, что и интернет-магазин. Конечно, эти две разновидности сайтов и приложений чем-то похожи между собой – клиенты заходят на площадку в интернете, выбирают товар, оплачивают и через какое-то время получают его. Однако у маркетплейса и интернет-магазина есть несколько принципиальных различий:

  • количество продавцов – в интернет-магазине всегда 1 продавец, который и размещает свои товары, а на маркетплейсе их может быть неограниченное количество;
  • наличие офлайн отдела – у интернет-магазинов в большинстве случаев есть офлайн магазин, а у маркетплейсов их никогда не бывает: только ПВЗ (пункты выдачи заказов);
  • аудитория – маркетплейсы тратят большое количество ресурсов на пиар и лояльность, из-за чего на их сайтах всегда большое количество заинтересованных покупателей;
  • география – многие маркетплейсы доставляют товары по всей стране и селлерам при желании не приходится заниматься этим вопросом, а вот при работе через интернет-магазин придется самостоятельно договариваться с транспортными компаниями.

Главное преимущество маркетплейса для предпринимателей – не нужно тратить ресурсы на создание сайта и его раскрутку. Достаточно зарегистрироваться на площадке и оформить карточки товаров, после чего они сразу попадут в выдачу и их увидят клиенты.

Маркетплейс или интернет-магазин - в чем разница и что выгоднее?

Но есть и один большой недостаток у маркетплейсов – большая конкуренция, особенно в сфере одежды и обуви. Чтобы быть конкурентоспособным, нужно грамотно оформлять карточки товаров, заниматься рекламой и пользоваться дополнительными сервисами для управления продаж.

Преимущества маркетплейсов

Достоинства маркетплейсов:

  • огромный трафик – например, у Wildberries в сутки несколько миллионов посетителей;
  • масштабирование – крупные маркетплейсы постепенно растут и выходят за границы одной страны, а вместе с ними и предприниматели, которые торгуют на этих площадках;
  • нет необходимости держать сайт – а ведь нужно его не только содержать, но и постоянно обновлять, поддерживать высокие позиции в поисковой выдаче и так далее;
  • шанс попасть в поле зрения нецелевой аудитории – в маркетплейсах часто сидят люди, которые вряд ли бы когда-то наткнулись на ваш сайт;
  • маркетинговые и аналитические инструменты – в крупных маркетплейсах развиты инструменты маркетинга и аналитики, благодаря чему можно легко увеличить свою аудиторию.

Недостатки маркетплейсов

Отрицательные стороны:

  • высокая конкуренция – на маркетплейсах работает большое количество предпринимателей, у которых ассортимент может пересекаться с вашим;
  • зависимость от правил – каждый маркетплейс устанавливает свои правила, а предпринимателям остается либо следовать им, либо искать другую площадку;
  • редко выпадает возможность выстроить отношения с клиентом – покупатель заказывает у маркетплейса, а не у бренда (если предприниматель уйдет с площадки, его постоянные заказчики останутся на площадке).

Немного интересной статистики

У многих людей возникает вопрос: почему за последние годы все больше предпринимателей уходит реализовывать свою продукцию на маркетплейсы. А все дело в статистике и в цифрах. К примеру, в 2020 году 63% розничной торговли пришлось на маркетплейсы.

Маркетплейс или интернет-магазин - в чем разница и что выгоднее?

Во всем мире товаров на этих площадках за 2020 год было продано на 2,7 триллиона долларов. Конечно, в Российской Федерации общая сумма продаж гораздо скромнее (721 миллиард рублей за тот же период), но все равно достаточно внушительная относительно интернет-магазинов.

Только за 2020 год Российский рынок маркетплейсов вырос на 140%. Конечно, такого скачка бы не было без пандемии. Но даже до 2019 года маркетплейсы показывали стабильный рост. Именно из-за их большой популярности многие предприниматели идут на эти площадки.

Резюмируя

Маркетплейсы – это площадки, на которых предприниматели размещают свои товары, а покупатели заказывают их с доставкой до своего адреса. В 2020 году произошел большой скачок популярности этих сервисов. И сейчас рост продолжается. Именно по этой причине многие предприниматели переходят на маркетплейсы.

Начать дискуссию